Источник финансирования: Смешанный

Год начала: 2020

Год окончания: 2030

Статус проекта: Запланирован

1. Общие положения Стратегии

Стратегия призвана консолидировать усилия участников градостроительной деятельности и сферы ЖКХ, включая органы государственной и муниципальной власти, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению и утилизации зданий и сооружений, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отраслевых ассоциаций и иных профессиональных и общественных объединений по созданию благоприятных условий для реализации целей и задач Российской Федерации в строительной отрасли и сфере ЖКХ.

Термин «строительная отрасль» использован для обозначения части экономики, связанной с комплексной градостроительной деятельностью, включающей подготовку градостроительных решений, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, выполнение изыскательских работ и архитектурно-строительного проектирования, организацию и выполнение строительно-монтажных работ с использованием строительных машин и механизмов, а также подготовку и проведение мероприятий по отбору исполнителей, подготовке и заключению контрактов, финансовому обеспечению, строительной экспертизе и контролю качества, ценовому и технологическому аудиту, инфраструктурному и коммуникационному обеспечению объектов строительства, в которых участвуют специалисты различного уровня профессиональной подготовки и опыта. Непосредственное влияние на строительную отрасль оказывают производство строительных материалов, изделий и комплектующих, а также строительной техники (машин и механизмов).

К сфере ЖКХ отнесены следующие виды экономической деятельности и направления: управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; расселение аварийного жилищного фонда; управление городским хозяйством, благоустройство, городская среда и внедрение решений «умного города»; осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) — теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения.

Стратегия учитывает результаты реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р, и Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р (далее — предыдущие Стратегии).

Главным принципом, который положен в основу Стратегии, является ориентированность на гражданина, повышение его удовлетворенности условиями жизни и деятельности в части, которая может быть обеспечена путем развития строительной отрасли и сферы ЖКХ.

2. Текущая ситуация и основные проблемы строительной отрасли и сферы ЖКХ (подробнее)

В рамках разработки настоящей Стратегии оценено текущее состояние и отраслевые особенности строительной отрасли и сферы ЖКХ.

Строительная отрасль и сфера ЖКХ являются системообразующими для российской экономики и существенно влияют на качество жизни населения страны. Перед ними стоят схожие вызовы: потребность в существенном объеме капитальных вложений, значимость технологического развития и потребность в развитии кадрового потенциала.

 3. Цели, задачи, мероприятия и показатели государственной политики в строительной отрасли и сфере ЖКХ

Государственная политика в строительной отрасли и сфере ЖКХ в значительной степени влияет на достижение восьми Национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.

Приоритетом Стратегии является повышение обеспеченности населения жильем, улучшение жилищных условий населения и качества городской среды, повышение качества и объемов строительных работ, повышение технологической и ценовой доступности, качества и надежности жилищно- коммунальных услуг для населения, повышение энергетической эффективности и уровня технологического развития и цифровизации строительной отрасли и жилищно-коммунальной сферы, повышения объема инвестиций в основной капитал.

Достижение целей Стратегии будет означать повышение уровня обеспеченности населения жильем, повышение технологичности и конкурентоспособности строительной отрасли, увеличение объемов строительства, выравнивание технологической и ценовой доступности жилищных и коммунальных услуг для потребителей во всех регионах и населенных пунктах Российской Федерации с повышением их качества, в том числе за счет мер государственной поддержки развития сферы ЖКХ и системы адресной поддержки отдельных категорий потребителей.

Целевые индикаторы реализации Стратегии

Основу государственной политики в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве формируют реализация задач, направленных на достижение следующих Национальных целей:

а) Национальные цели №1 «Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации» и №5 «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно» — цель Стратегии «Увеличение объемов жилищного строительства, улучшение качества жилищного фонда и создание комфортной городской среды».

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: создание условий для повышения объемов жилищного строительства; обеспечение устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда; обеспечение выполнения качественного капитального ремонта жилищного фонда в необходимом объеме; совершенствование системы управления многоквартирными домами; повышение эффективности градостроительной подготовки; создание условий для развития комфортной городской среды.

Для решения задачи «создание условий для повышения объемов жилищного строительства» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. обеспечение доступности приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств, в том числе создание условий для снижения процентной ставки по ипотечным кредитам;
  2. повышение эффективности использования земельных ресурсов в строительстве;
  3. развитие проектов коммерческого и некоммерческого арендного жилья;
  4. стимулирование комплексного строительства индивидуальных жилых домов, создание специализированного ипотечного продукта и стандартизация индивидуального жилищного строительства;
  5. содействие развитию промышленных предприятий по производству домокомплектов и комплексной модернизации производственной базы строительной отрасли;
  6. поддержка развития жилищного строительства, в том числе через уполномоченный банк «Банк ДОМ.РФ»;

Для решения задачи «обеспечение устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. установление единых и однозначных критериев признания многоквартирных домов аварийными и порядка оценки их состояния в соответствии с такими критериями;
  2. расширение набора инструментов расселения аварийного жилищного фонда: концессия, льготная ипотека, , постепенное увеличение доли финансирования мероприятий по переселению граждан за счет частных инвестиций;
  3. разработка комплексных программ развития застроенных территорий, что включает в себя определение территории для развития, привлечение всех участников (в т.ч. собственников и бизнеса, размещающегося на территории) и их координация, определение рычагов снижения затрат, определение механизмов господдержки, проактивное привлечение инвесторов, синхронизация механизмов развития застроенных территорий со схемами терпланирования и развития коммунальных сетей;
  4. создание условий для привлечения частных инвесторов: предоставление субсидий застройщикам, реализующим проекты развития застроенных территорий, на возмещение понесенных затрат на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, строительство маневренного жилищного фонда для обеспечения своевременного отселения граждан, проживающих в аварийном жилье с территории развития.

Задача «обеспечение выполнение качественного капитального ремонта жилищного фонда в необходимом объеме» направлена на обеспечение повышения финансовой устойчивости программ капитального ремонта и повышение качества реализации мероприятий с эффективным расходованием средств капитального ремонта.

Для решения этой задачи планируется реализация следующих мероприятий:

  1. обеспечение сбалансированности доходов и расходов путем оптимизации затрат и увеличения доходов систем капитального ремонта;
  2. повышение контроля за реализацией капитального ремонта в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах;
  3. обеспечение развития кредитных продуктов для финансирования капитального ремонта, разработка порядка внутреннего заимствования (условий возвратности) средств (в «котле»);
  4. совершенствование системы управления капитальным ремонтом: разработка технической политики, установление единых требований к составу работ по каждому виду капитального ремонта, унификация применения технологий и материалов при проведении капремонтов, качественное предпроектное обследование;
  5. переход от капремонта по нормативным срокам к ремонту по фактическому состоянию конструктивных элементов;
  6. развитие системы страхования ответственности подрядных организаций в период выполнения работ по капитальному ремонту и в гарантийный период;
  7. синхронизация сроков проведения работ программы капитального и текущего ремонта с другими программами повышения качества среды в рамках одной территории с целью формирования комплексного подхода по ремонту и благоустройству жилых микрорайонов.

Задача           «совершенствование           системы           управления многоквартирными домами» направлена на развитие институтов и моделей управления жильем, развитие рыночного инструментария, включая возможные формы государственно-частного партнерства; формирование инструментов мотивации активности и ответственности собственников.

Для решения этой задачи планируется реализация следующих мероприятий:

  1. унификация принципов и формирование единых подходов в моделях управления многоквартирными жилыми домами с повышением вовлеченности собственников;
  2. формирование условий заключения долгосрочных договоров управленияс целью стимулирования долгосрочных инвестиций (в том числе в повышение энергоэффективности зданий);
  3. внедрение единых стандартов работ и услуг по содержанию, ремонту и управлению многоквартирными домами с целью повышения прозрачности и реализации мониторинга качества услуг;
  4. разделение перечня мероприятий по управлению жильем на «Базовый» (выделение содержания управляющей организации, услуги по обеспечению безопасности, обязательно в каждом доме) и «Комфорт» (все остальные услуги, по желанию собственников) с целью повышения рыночной привлекательности отрасли. Обеспечение контроля за соблюдением требований по безопасности в соответствии с «Базовым» перечнем;
  5. обеспечение полного учета поставляемых коммунальных услуг, в том числе измерения качества ресурсов для повышения контроля за состоянием внутридомовой коммунальной инфраструктуры.

Для решения задачи «повышение эффективности градостроительной подготовки» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. формирование эффективных механизмов вовлечения гражданского общества в подготовку и реализацию градостроительной документации;
  2. проведение мониторинга изменений характеристик пространственной структуры территории в результате реализации предлагаемой градостроительной политики, нормативных требований и реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических социально-экономических целей.

Для решения задачи «создание условий для развития комфортной городской среды» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. увеличение объемов жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий, а также комплексного устойчивого развития застроенных территорий;
  2. формирование компактной сомасштабной человеку квартальной жилой среды, включающей комфортные дворовые пространства, стоянки для автомобилей и объекты социальной инфраструктуры в пешей доступности;
  3. реализация направлений стратегии с учетом критериев Индекса качества городской среды;
  4. продвижение и рекомендация стандартов благоустройства для населенных пунктов, комплексная реализация мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий;
  5. сохранение и развитие ландшафтных пространств населенных пунктов (от формирования «зеленого» каркаса городов до локальных общественных пространств);
  6. вовлечение граждан, предпринимателей, экспертных сообществ и других заинтересованных групп в комплексные проекты по развитию жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и городской среды;
  7. привлечение внебюджетных средств для комплексных проектов развития жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры и городской среды;
  8. разработка и актуализация нормативно-правовой, нормативной, методической документации в области благоустройства.

Показателями, отражающими эффективность данной цели, являются:

1. Ежегодный объем ввода жилья: к 2024 году: 120 млн кв. м;

к 2030 году: 120 млн кв. м.

2. Уровень обеспеченности населения жильем (общая площадь): к 2024 году: 28 кв. м / человека;

к 2030 году: 33 кв. м / человека.

3. Ежегодный объем признания жилищного фонда аварийным: до 2024 года: 2,2 млн кв. м;

до 2030 года: 2,5 млн кв. м.

4. Ежегодный объем расселения аварийного жилищного фонда: до 2024 года: 3,1 млн кв. м;

до 2030 года: 3,1 млн кв. м.

5. Доля аварийного жилищного фонда: до 2024 года: 0,6 процента;

до 2030 года: 0,6 процента.

6. Доля населения, удовлетворенного жилищными условиями и услугами:

до 2024 года: не менее 60 процентов; до 2030 года: не менее 70 процентов.

7. Среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации:

до 2024 года: 212;

до 2030 года: 220.

8. Прирост индекса качества городской среды: до 2024 года: 30 процентов;

до 2030 года: 35 процентов.

9. Доля городов с благоприятной городской средой: до 2024 года: 60 процентов;

до 2030 года: 65 процентов.

б) Национальная цель №2 «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет)» — цель Стратегии «Повышение продолжительности жизни за счет повышения качества и безопасности строительства и предоставления коммунальных услуг».

Для реализации указанной цели решаются задачи: повышение безопасности и развитие физической доступности городской среды; повышение качества, безопасности и охвата предоставления коммунальных услуг.

Для решения задачи «повышение безопасности и развитие физической доступности городской среды» реализуются следующие мероприятия:

  1. использование при подготовке градостроительных решений информации об ограничениях, установленных исходя из технических и технологических возможностей для спасения людей при чрезвычайных ситуациях;
  2. развитие нормативной базы, определяющей порядок оценки возможности дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений после чрезвычайных воздействий (пожары, наводнения, взрывы бытового газа и др-);
  3. усиление контроля за качеством полевых работ путем установления специальных требований к специалистам, осуществляющим контроль за изысканиями; включение по отдельным видам объектов полевых работ при изысканиях в предмет государственного строительного надзора;
  4. создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (подъемники, лифты, широкие дверные проемы, пандусы и др.).

Для решения задачи «повышение качества, безопасности и охвата предоставления коммунальных услуг» реализуются следующие мероприятия:

  1. инвентаризация, актуализация и создание новых технических стандартов для повышения качества предоставления коммунальных услуг;
  2. повышение обеспеченности доступа населения к чистой питьевой воде из систем центрального водоснабжения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры водоснабжения с учетом требований по снижению экологической нагрузки;
  3. увеличение доли нормативно очищенной сточной воды и сокращение накопленных объемов осадка сточных вод, реализация программы субсидирования и льготного кредитования разработки и установки типовых решений по локальной очистке сточных вод в малых населенных пунктах и индивидуальной жилищной застройки для снижения негативного влияния на окружающую среду;
  4. введение мониторинга индекса технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры;
  5. интеграция показателей качества и надежности поставки коммунальных услуг на уровне потребителей в систему оценки и финансовой ответственности поставщиков ресурсов;
  6. создание инструментов мониторинга состояния внутридомовых сетей ресурсообеспечения для своевременной модернизации и ремонта аварийных сетей в многоквартирных домах, в том числе на базе жалоб населения;
  7. повышение требований к организациям, обеспечивающим техническое обслуживание внутридомовой газовой инфраструктуры, и повышение ответственности за ненадлежащие содержание и обслуживание инфраструктуры;
  8. ужесточение контроля за качеством, условиями хранения и эксплуатации газовых баллонов.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:

1. Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения во всех типах населенных пунктов:

до 2024 года: 90,8 процентов;

до 2030 года: 91 процент.

2. Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения в городах:

до 2024 года: 99 процентов;

до 2030 года: 99 процентов.

в) Национальная цель №4 «снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации» — цель Стратегии «обеспечение финансовой доступности жилья и услуг ЖКХ для конечного потребителя с учетом установленных параметров качества».

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: предоставление государственной поддержки для обеспечения доступности жилья для отдельных категорий граждан; повышение осведомленности граждан о возможностях снижения потребления и расходов на коммунальные услуги».

Для решения задачи «предоставление государственной поддержки для обеспечения финансовой доступности жилья и коммунальных услуг» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. совершенствование механизмов обеспечения жильем отдельных категорий граждан, выдача жилищных сертификатов, предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, предоставление в отдельных случаях жилья по договорам найма и другие механизмы;
  2. переход к адресной поддержке отдельных групп населения для оплаты жилищно-коммунальных услуг, исходя из принципа нуждаемости;
  3. упрощение и автоматизация предоставления государственных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для льготных категорий граждан;
  4. прямое государственное финансирование капитальных затрат, направленных на повышение качества и надежности коммунальных услуг, в тех населенных пунктах, где в силу существенных технологических затрат при малой численности населения, невозможно обеспечить возвратность инвестиций за счет тарифной выручки.

Для решения задачи «повышение осведомленности граждан о возможностях снижения затрат на коммунальные услуги» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. информирование жителей об объемах потребления и возможных способах экономии коммунальных затрат включая обслуживание общедомового имущества;
  2. повышение точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги;
  3. обеспечение системного информирования населения о порядке расчета стоимости и способах оплаты за жилищно-коммунальные услуги, а также возможностях разрешения спорных вопросов с исполнителями жилищно-коммунальных услуг и расчетными центрами;
  4. выполнение мероприятий по повышению энергоэффективности зданий, в том числе развитие института энергосервисных контрактов, для снижения стоимости коммунальных услуг для конечного пользователя.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность данной цели, являются:

Доля населения, удовлетворенного жилищными условиями и услугами:

до 2024 года: не менее 60 процентов;

до 2030 года: не менее 70 процентов.

г) Национальная цель №6 «Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа» — цель Стратегии «Реформирование системы технического регулирования в отрасли строительства и сфере ЖКХ в соответствии с современными потребностями, стимулирование применения новых технологий и создания продуктов в соответствии с новыми технологиями»

Для достижения указанной цели решаются задачи: поддержка научно- исследовательской деятельности; развитие экспериментального и типового проектирования; развитие нормативного обеспечения строительной отрасли; развитие института саморегулируемых организаций в отрасли строительства; переход на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов строительство с применением технологии информационного моделирования; стимулирование применения новых технологий и создания продуктов в соответствии с новыми технологиями.

Для решения задачи «поддержка научно-исследовательской деятельности» реализуются следующие мероприятия:

  1. формирование эффективной системы координации и управления НИОКР, в том числе выполнение систематизации проводимых в стране фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;
  2. развитие системы поддержки образовательных и научных проектов в отрасли строительства и сфере ЖКХ, включая вовлечение талантливой молодежи;
  3. развитие взаимовыгодного международного научного и научно- технического сотрудничества;
  4. формирование долгосрочного прогноза научно-технического развития отрасли строительства и сферы ЖКХ, подготовка ежегодных предложений о приоритетных направлениях научно-исследовательской деятельности и поддержка проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по наиболее актуальным направлениям;
  5. популяризация значимых результатов в области науки, технологий и инноваций.

Для решения задачи «развитие экспериментального и типового проектирования» реализуются следующие мероприятия:

  1. введение понятия типовое проектное решение, разработка типовых проектов и проектных решений на основе успешных пилотных проектов, создание реестра типовых проектов и наполнение библиотеки типовых проектных решений;
  2. формирование             нормативно-правовой,             организационно­ административной и программно-технической инфраструктуры для развития типового проектирования;
  3. совершенствование и упрощение механизма экспертизы типовых проектов, создание механизма экспертизы типовых технических и проектных решений;
  4. расширение практики масштабного использования типовых проектов и проектных решений в строительной отрасли и сфере ЖКХ;
  5. восстановление системы экспериментального проектирования и строительства;
  6. разработка системы мониторинга, отбора и поддержки перспективных разработок, в том числе в части «Умных» (интеллектуальных) технологий в ЖКХ и управлении городским хозяйством.

Для решения задачи «развитие нормативного обеспечения строительной отрасли» реализуются следующие мероприятия:

  1. актуализация существующих нормативных правовых и технических документов в отрасли строительства, включая сферу типового проектирования, и сфере ЖКХ, направленных на создание условий развития применения передовых технологий;
  2. доработка Федеральных законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ в части сокращения доминирования ценового фактора и усиления приоритета стоимости и эффектов в течение жизненного цикла объектов, продукции;
  3. переход от жесткого предписывающего метода нормирования на гибкий функционально-ориентированный метод путем введения документов обязательного применения — строительных норм, устанавливающих эксплуатационные требования к объекту нормирования в виде задач;
  4. создание федерального реестра нормативных документов в строительстве, позволяющего участникам строительного процесса получить достоверную и точную информацию обо всех документах, применяемых в строительстве;
  5. сокращение сроков внедрения передовых технологий и материалов (безопасных и эффективных), гармонизация нормативно-технических документов с учетом лучших мировых практик, актуализация НТД для внедрения передовых технологий;
  6. развитие экономической интеграции рынка строительных услуг, формирование взаимосогласованной системы нормативных документов в строительстве, гармонизированной с международными стандартами, документами ЕАЭС;
  7. переход к управлению жизненным циклом объекта;
  8. развитие нормативной базы, регламентирующей методики комплексной технической оценки различного рода зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла объектов, с точки зрения обоснования инвестиций, прогноза особенностей эксплуатации (в том числе обоснование эксплуатационных затрат), текущего контроля и объективной оценки сроков ликвидации.

Для решения задачи «развитие института саморегулируемых организаций в отрасли строительства» реализуются следующие мероприятия:

  1. повышение значимости и ответственности специалистов в области строительства, проектировании и инженерных изысканий отрасли, создание системы отслеживания квалификации с целью мотивации к вертикальной и горизонтальной мобильности, а также стимулирование специализации субъектов предпринимательства в строительной сфере;
  2. поэтапный переход от саморегулирования организаций к саморегулированию специалистов;
  3. разработка и реализация программ развития систем и институтов саморегулирования, в том числе национальных объединений с целью создания эффективных отраслевых институтов гражданского общества;
  4. создание единого информационного ресурса (реестра), содержащего сведения о членах саморегулируемых организаций, об обязательствах по договорам подряда, заключенным членами всех саморегулируемых организаций; интеграция сведений такого реестра и национального реестра специалистов; повышение открытости деятельности саморегулируемых организаций.

Для решения задачи «переход на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов строительства с применением технологий информационного моделирования» реализуются следующие мероприятия:

  1. учет в нормативно-правовых актах, регламентирующих выполнение контрольно-надзорных мероприятий и проведение экспертизы проектной документации, возможности применения технологии информационного регулирования в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов;
  2. формирование нормативной базы описания здания и сооружения в государственной информационной системе, определение возможности и порядка формирования технического плана в рамках информационного моделирования объекта капитального строительства, создание и обновление общедоступного классификатора строительной информации;
  3. разработка, актуализация и внедрение профессиональных стандартов, направленных на формирование у специалистов, занятых в сфере архитектурно-строительного проектирования и строительства, знаний и умений в сфере технологий информационного моделирования;
  4. установление при заключении государственных и муниципальных контрактов возможности учета затрат на применение информационного моделирования при определении сметной стоимости объектов капитального строительства;
  5. стимулирование масштабного использования технологий информационного моделирования при разработке типовых проектных решений.

Для решения задачи «стимулирование применения новых технологий и создания продуктов в соответствии с новыми технологиями» реализуются следующие мероприятия:

  1. поддержка внедрения современных технологий в целях освоения производства инновационной продукт щи, отвечающей более высоким качественным стандартам и экономичности производств;
  2. стимулирование внедрения новых строительных технологий;
  3. стимулирование производств, имеющих современную технологическую базу, компетенции и высокий экспортный потенциал, а также модернизация существующих предприятий;
  4. переход на проектирование и инженерные изыскания с различным уровнем детализации (LOD) проекта в зависимости от вида объекта капитального строительства, стадии его жизненного цикла.

Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной отрасли, являются:

1. Доля проектных организаций, применяющих на практике ТИМ:

до 2024 года: 30 процентов;

до 2030 года: 50 процентов.

2. Доля построенных или реконструированных объектов, имеющих информационную модель:

до 2024 года: 10 процентов;

до 2030 года: 30 процентов.

г) Национальная цель №7 «Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» — цель Стратегии «Повышение эффективности строительной отрасли и сферы ЖКХ за счет внедрения цифровых технологий».

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: цифровая трансформация процессов исполнения административных процедур в государственном и муниципальном управлении отраслями строительства и жилищно-коммунального хозяйства; формирование единого цифрового пространства для повышения эффективности работы организаций в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства; цифровизация строительных, управляющих и ресурсоснабжающих организаций; внедрение цифровых инструментов в сфере ЖКХ и строительства для граждан; внедрение технологий «Умный город».

Для решения задачи «цифровая трансформация процессов исполнения административных процедур в государственном и муниципальном управлении отраслями строительства и жилищно- коммунального хозяйства» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. оптимизация процессов оказания государственных услуг: переход на реестровую модель, сокращение сроков и повышения удобства подачи электронных заявлений;
  2. перевод административных процедур (услуг и функций) преимущественно в электронный вид с применением электронной подписи;
  3. осуществление необходимых межведомственных запросов в автоматическом режиме в электронном виде;
  4. сокращение нагрузки на организации отрасли по сдаче отчетности путем приема электронной отчетности и повышения роли автоматически формируемой цифровой статистики из информационных систем;
  5. реализация требований по информационной открытости государственных информационных ресурсов;
  6. цифровизация работы контрольно-надзорных органов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием средств объективного контроля;
  7. создание отраслевых ситуационных центров управления федерального, регионального и муниципального уровней с функциями сбора данных, аналитической обработки информации, прогнозирования с использованием технологии моделирования цифровых двойников объектов капитального строительства и коммунальной инфраструктуры.

Для решения задачи «формирование единого цифрового пространства для повышения эффективности работы организаций в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. определение базовых информационных ресурсов для хранения эталонных данных на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства: проектной, исполнительной, эксплуатационной документации и      общих        правил создания, обмена, хранения сведений, документов и материалов в электронной форме, включая информационные модели; порядков их предоставления и стандартизацию обменных форматов;
  2. создание государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, интегрированной с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, выполняющей функции: присвоения уникальных номеров каждому объекту капитального строительства; ведения машиночитаемого реестра нормативно­технических документов; предоставления сервиса классификатора строительной информации для формирования и ведения информационных моделей ОКС.
  3. развитие Единого государственного реестра заключений экспертизы;
  4. создание и развитие информационных систем, обеспечивающих возможность оперативного определения экономически обоснованной стоимости строительства на разных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инвестиционного процесса;
  5. цифровизация ведения технического учета многоквартирных домов; формирование эталонных данных о предприятиях жилищно- коммунальной сферы и собственниках недвижимости в многоквартирных домах; учет мероприятий капитального ремонта, включая информацию о накопленных средствах, проведенных и планируемых к реализации капитальных ремонтах с детальной информации об их стоимости в разрезе отдельных работ, оборудования и материалов с возможностью регулируемого доступа к данным на базе ГИС ЖКХ;
  6. формирование информации об объектах аварийного жилого фонда, региональных и муниципальных программах в АИС «Реформа ЖКХ»;
  7. формирование информации для оперативного мониторинга состояния рынка жилищного строительства на базе Единой информационной системы жилищного строительства;

Для решения задачи «цифровизация строительных, управляющих и ресурсоснабжающих организаций» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. разработка нормативных актов, обеспечивающих возможность внедрения систем безбумажного документооборота, в том числе автоматизирующих работу диспетчерских служб;
  2. внедрение технологий интернета вещей, сбора информации с использованием фото-видео-камер, в том числе с беспилотных летательных аппаратов при строительстве и последующей эксплуатации объектов капитального строительства для целей автоматического контроля параметров зданий и сооружений, идентификации их элементов, для повышения безопасности и использования технологий предиктивного обслуживания инфраструктуры;
  3. внедрение автоматизированных систем планирования, управления закупками, проектами в области строительства в органах государственной власти и местного самоуправления, подведомственных организациях:       ведение графика производства работ по всей цепочке исполнителей, план-фактный анализ, верификация планируемых дополнительных объемов работ;
  4. формирование              информационной             инфраструктуры, обеспечивающей хранение и оборот данных о квалификации работников отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
  5. создание систем автоматизированного учета потребления коммунальных ресурсов;

Для решения задачи «внедрение цифровых инструментов в сфере ЖКХ и строительства для граждан» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. внедрение сквозного регламента оказания услуг в сфере индивидуального жилищного строительства
  2. обеспечение возможности проведения собрания собственников по вопросам управления МКД полностью в электронном виде
  3. формирование условий для запуска электронных клиентских служб управляющими и ресурсоснабжающими организациями с возможностями вызова специалиста, контроля объема и качества предоставляемых услуг, он-лайн платежей, заказа необходимых документов.
  4. содействие     созданию маркетплейсов электронных услуг гражданам в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства
  5. электронное информирование о плановых или аварийных отключениях электроэнергии и подачи воды и времени восстановления

Для решения задачи «внедрение технологий «Умный город»» планируется реализация следующих мероприятий:

  1. принятие нормативных правовых актов для создания условий по внедрению цифровых технологий и инженерных решений «умного города» на основании утвержденной методики определения индекса цифровизации городского хозяйства (IQ городов);
  2. определение наиболее перспективных технологий и решений, их систематизация и формирование базы данных практических решений по цифровизации городского хозяйства;
  3. реализация в отдельных городах «пилотных проектов» внедрения наиболее перспективных и тиражируемых инновационных решений для городского хозяйства;
  4. создание и функционирование в субъектах Российской Федерации центров компетенций по направлению «умный город»;
  5. регулирование процессов сбора,         агрегации,        обработки и управления данными в рамках единой информационной среды, в том числе обеспечение автоматической передачи и сбора данных с индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при управлении городским хозяйством;
  6. создание нормативно-правовых           условий,         определение технических требований использования технологий машинного зрения, робототехники и сенсорики для реализации проектов «умный дом», «умное здание», «умная инфраструктура».

Показателями (индикаторами), отражающими               эффективность указанной цели, являются:

1. Среднее     значение индекса    эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в субъектах Российской Федерации («IQ городов»)

до 2024 года: 33+30 процентов;

до 2030 года: 33+50 процентов.

2. Доля жителей городов в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать с использованием цифровых технологий в принятии решений по вопросам городского развития:

до 2024 года: 60 процентов;

до 2030 года: 80 процентов.

3. Количество процедур (услуг), включенных в исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, предоставляемых в электронном виде:

до 2024 года: 100 процентов;

до 2030 года: 100 процентов.

д) Национальные цели № 8 «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов» и № 9 «Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортоориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами» — цель Стратегии «Создание условий для ускоренного развития строительной отрасли и сферы жилищно- коммунального хозяйства».

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: увеличение объема инвестиций в строительной отрасли и сфере ЖКХ; повышение эффективности предприятий в строительной отрасли и сфере ЖКХ; совершенствование механизмов государственных и муниципальных закупок; развитие импортозамещения и экспортно-ориентированных производств; развитие межгосударственной кооперации с государствами, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС); повышение энергоэффективности в сфере ЖКХ; развитие кадрового потенциала строительной отрасли и сферы ЖКХ.

Для решения задачи «увеличение объема инвестиций в строительной отрасли и сфере ЖКХ» реализуются следующие мероприятия:

Строительная отрасль

  1. формирование     развитой институциональной           среды для сопровождения реализации инвестиционных проектов;
  2. совершенствование института нормирования и ценообразования в строительстве;
  3. создание привлекательных для застройщиков условий при реализации механизмов развития застроенных территорий;
  4. развитие института государственно-частного партнерства, в том числе предоставление возможности использования соглашений международных типов.

Сфера ЖКХ

  1. создание на уровне субъектов Российской Федерации единых центров принятия технологических, инвестиционных и ценовых решений в коммунальной сфере;
  2. переход    на долгосрочную модель ценообразования в коммунальной сфере, где основным методом отраслевого ценообразования будет являться метод технологических эталонов ( за исключением территорий, отнесенных к ценовым зонам рынка теплоснабжения);
  3. расширение мер государственной поддержки предприятий коммунальной сферы, включая целевые капитальные гранты за счет средств бюджетной системы, а также субсидирование операционной деятельности предприятий сферы ЖКХ в малых населенных пунктах.

Для решения задачи «повышение эффективности предприятий в строительной отрасли и сфере ЖКХ» реализуются следующие мероприятия:

Строительная отрасль

  1. стимулирование развития современных строительных предприятий — интеграторов полного цикла, способных реализовывать масштабные индустриальные проекты под ключ;
  2. повышение прозрачности рынка и уровня конкуренции среди организаций в отрасли строительства, в том числе на региональном уровне;
  3. обеспечение условий для снижения транспортной составляющей в себестоимости строительных материалов;
  4. развитие нормативной базы, регламентирующей методики комплексной технической оценки различного рода зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла объектов;
  5. совершенствование    системы договорных          отношений в строительстве, позволяющих использовать типовые международные контракты проектного управления и обеспечивать полную ответственность инжиниринговых компаний при строительстве сложных объектов промышленного строительства.

Сфера ЖКХ

  1. стимулирование консолидации активов (укрупнения предприятий) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, особенно по территориям малых населенных пунктов, на уровне субъектов Российской Федерации;
  2. создание механизмов развития различных форм государственно­частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Для решения задачи «совершенствование механизмов государственных и муниципальных закупок» реализуются следующие мероприятия:

  1. создание системы долгосрочного планирования и осуществления долгосрочных закупок в сфере строительства;
  2. внедрение специального регулирования системы государственных и муниципальных закупок в строительстве с учетом особенностей отрасли (антидемпинг, распределение небольших контрактов среди региональных подрядчиков);
  3. смещение баланса при выборе подрядчика от доминирования ценового критерия к усилению приоритета стоимости и эффектов в течение жизненного цикла продукции и ключевых качественных показателей как исполнителя, так и капительного строительства;
  4. внедрение обязательного привлечения профессиональных участников рынка строительных услуг (технического заказчика) к заключению контрактов и их исполнению и (или) повышение требований к квалификации заказчика;
  5. внедрение контрактов жизненного цикла по мере развития законодательной базы и внедрения эффективной системы управления стоимостью жизненного цикла объекта капитального строительства.

Для решения задачи «развитие импортозамещения и экспортно­ориентированных производств в строительной отрасли» реализуются следующие мероприятия:

  1. увеличение степени локализации выпуска продукт щи иностранных производителей;
  2. проведение импортозамещения за счет развития российской базы машиностроения и проведение технологического перевооружения и модернизации;
  3. стимулирование привлечения российских субподрядчиков при строительстве иностранными компаниями в России;
  4. повышение конкурентоспособности и продвижение российских поставщиков инжиниринговых и строительных услуг на международном уровне;
  5. сохранение условий для снижения импорта, увеличение спроса на отечественную продукцию и выработка мер стимулирования экспортно­ориентированных производств строительных материалов;
  6. создание механизмов поддержки экспорта в тех секторах, где Россия имеет глобальную конкурентоспособность (атомная энергетика, трубопроводный транспорт, дорожное и мостостроение);
  7. усиление позиций в ключевых регионах и видах деятельности при постепенном расширении как географии присутствия, так и сферы ключевых компетенций;
  8. увеличение объемов строительства портовых мощностей для перевалки сухих и наливных сельскохозяйственных грузов с целью расширения экспорта зерновых культур и растительных масел наливом;
  9. наращивание компетенций (в том числе за счет участия в зарубежных проектах) в ряде секторов строительства (энергетические объекты, транспортная инфраструктура, сложные инженерные сооружения, военные объекты);
  10. гармонизация норм и правил российской строительной отрасли с международными стандартами.

Для решения задачи «развитие межгосударственной кооперации с государствами, являющихся членами ЕАЭС» реализуются следующие мероприятия:

  1. усиление инвестиционной активности Российской Федерации в реализации крупнейших совместных инвестиционных проектов строительства и реконструкции на уровне ЕАЭС;
  2. формирование взаимосогласованной системы нормативных документов в строительстве, гармонизированной с международными стандартами, документами ЕАЭС;

Для решения задачи «повышение энергоэффективности в сфере ЖКХ» реализуются следующие мероприятия:

  1. стимулирование развития энергосервисных контрактов и других аналогичных инструментов финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности;
  2. разработка, стандартизация и оценка целесообразности внедрения индивидуальных решений в теплоснабжении и водоснабжении в малых населенных пунктах (муниципальных образованиях с населением менее 50 тыс. человек);
  3. увеличение уровня оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета до 85% к 2024 г. и 95% к 2030 г.

Для решения задачи «Повышение собираемости платы за ЖКУ» реализуются следующие мероприятия:

  1. Повышение точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги;
  2. Выстраивание удобной системы сбора платежей за жилищно- коммунальные услуги;
  3. Повышение эффективности работы с задолженностью за жилищно-коммунальные услуги.

Для решения задачи «развитие кадрового потенциала» реализуются следующие мероприятия:

  1. создание системы прогнозирования кадровой потребности;
  2. повышение качества среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая актуализацию и разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и программ по профильным направлениям подготовки с учетом современных потребностей рынка труда и вовлечение работодателей в процесс подготовки специалистов;
  3. организация непрерывного образования для работников, включая в том числе разработку краткосрочных программ повышения квалификации, создание механизмов стимулирования повышения квалификации работников и снятие барьеров для привлечения к реализации образовательных программ;
  4. развитие системы профессиональных квалификаций;
  5. формирование кадрового резерва управленческого персонала;
  6. повышение престижа профессии и привлечение необходимых кадров, в том числе молодежи.

Показателями, отражающими эффективность данной цели, являются:

1. Вклад строительства в ВВП:

до 2024 года: 7,0 процентов;

до 2030 года: 7,8 процентов.

2. Экспорт строительных услуг всего:

до 2024 года: 7,5 млрд долларов;

до 2030 года: 11,4 млрд долларов.

3. Уровень потерь тепловой энергии при передаче и распределении

процент от отпуска:

до 2024 года: 27 процентов;

до 2030 года: 23 процента.

4. Темпы замены сетевого хозяйства в сферах теплоснабжения и водоснабжения:

до 2024 года: 3 процента;

до 2030 года: 3 процента.

5. Уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета:

до 2024 года: 85 процентов;

до 2030 года: 95 процентов.

6. Доля сотрудников, успешно прошедших независимую оценку квалификации:

до 2024 года: 20 процентов;

до 2030 года: 30 процентов.

4.  Ключевые факторы, влияющие на развитие строительной отрасли и сферы ЖКХ и риски реализации Стратегии

Ключевые риски и факторы

На реализацию целей и задач Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также региональные и местные социально-экономические условия и особенности, включая географические, климатические, пространственные, культурные различия территорий Российской Федерации. Признавая, что такие условия и особенности могут приводить к различным управленческим и финансовым решениям, необходимым для достижения поставленных в Стратегии целей, Стратегия строится на единых для всех участников стратегического планирования базовых принципах.

Факторы, влияющие на развитие строительной отрасли и сферы ЖКХ

Значительное влияние на развитие строительной отрасли и сферы ЖКХ оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной защите населения. Вопросы стоимости и доступность жилья, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальных услуг сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, ожидается, что сохранится тренд на снижение уровня безработицы, увеличение реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста. Предусмотренные тенденции социального развития должны способствовать повышению инвестиционного спроса на строительные услуги, платежеспособного спроса на жилье, снижению доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения в среднем по России и повышению собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги. При этом, поскольку в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года предполагается, что проблема социального неравенства и региональной дифференциации доходов населения будет сохраняться, приоритет по социальной защите и государственной поддержке отдельных групп населения сохранит свою актуальность как до 2030 г., так и в дальнейшем.

Деятельность в строительной отрасли и сфере ЖКХ направлена на удовлетворение материально-бытовых потребностей граждан и вносит значительный вклад в формирование качества жизни населения. Развитие и модернизация жилищного фонда и обновление социальной и коммунальной инфраструктуры должны быть ориентированы на создание комфортных и безопасных условий проживания и предоставление качественных жилищно- коммунальных услуг на всей территории страны и стимулированию экономического роста, в том числе за счет формирования комфортной городской среды и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.

Ключевые риски реализации Стратегии

Достижению поставленных стратегических целей и выполнению задач Стратегии могут препятствовать следующие группы рисков: макроэкономические;

риски нормативного и административного характера; кадровые и управленческие риски;

градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием.

Макроэкономические риски

Макроэкономические риски предполагают ухудшение внешних условий функционирования строительной отрасли и сферы ЖКХ, что негативно скажется на динамики спроса со стороны населения на жилье, инвестиционного спроса, платежеспособность населения, а также на себестоимости строительных работ и услуг ЖКХ, в результате чего не будут достигнуты целевые значения по объемам ввода жилья, обеспеченности населения жильем, объема инвестиций в строительство и модернизацию хозяйства в сфере ЖКХ, объема строительных работ и оказанных услуг ЖКХ, собираемости ЖКУ и другим показателям. Макроэкономические риски включают:

низкие темпы экономического роста или спад экономики, а также сильную дифференциацию экономического роста в зависимости от размера населенного пункта и региона;

ухудшение динамики доходов населения;

процентные риски, связанные с неблагоприятной динамикой процентных ставок в экономике, что может снизить доступность заемного финансирования для строительных компаний и предприятий ЖКХ, а также доступность ипотечных кредитов для населения;

наличие невостребованных производственных мощностей и недостаточный инвестиционный спрос, а также отсутствие свободных рынков для реализации строительных материалов и техники, что может стать

ограничивающим факторов для ускорения темпов роста объема строительства;

инфляционные риски, в том числе рост издержек и их доли в конечной цене потребления, что может привести к значительному уменьшению маржинальности бизнеса в строительной отрасли и недостаточному уровню цен(тарифов) для компенсации затрат ресурсоснабжающих организаций в сфере ЖКХ.

Риски нормативного и административного характера Риски нормативного и административного характера в случае их реализации не позволят достичь цели по снижению административной нагрузки на строительную отрасль и сферу ЖКХ, сокращению сроков прохождения административных процедур и обеспечению «бесшовного» процесса их прохождения. В частности, риски нормативного и административного характера включают:

несовершенство текущих законодательных механизмов в части жилищного строительства, в том числе в отношении ранее застроенных территорий и промышленных зон;

изменение финансовой (налоговой) нагрузки на участников строительного рынка в связи с изменениями градостроительного, налогового и гражданского законодательства Российской Федерации;

несогласованность схем развития коммунальной инфраструктуры с градостроительными планами и планами развития региона, отсутствие связи между инвестиционными решениями и ценообразованием в сфере ЖКХ;

несоответствие нормативных требований технологическим возможностям предприятий ЖКХ.

Кадровые и управленческие риски

Кадровые и управленческие риски заключаются в расширении дефицита квалифицированных кадров в строительной отрасли и сфере ЖКХ, что не позволит достичь целей Стратегии практически по всем направлениям, в том числе цифровизации отрасли, внедрению инноваций и повышению научного потенциала, совершенствованию регулирования. В частности, кадровые и управленческие риски включают:

отставание квалификации кадров от потребностей отрасли и возможностей, которые могут возникнуть вследствие опережающего развития нормативно-правовой базы;

дефицит кадров в отраслевой науке, низкую техническую оснащенность, слабое финансирование отраслевых научных институтов;

отсутствие единых стандартов требований, методов оценки компетенций специалистов;

методологическую несостоятельность оценки влияния технологических изменений в строительстве и миграционных процессов всех видов на отраслевой рынок труда.

Риски недостатка ресурсного обеспечения

Недостаточное ресурсное обеспечение будет препятствовать достижению всех ключевых целей Стратегии. Ресурсные риски включают:

недостаточное финансирование со стороны государства программ, направленных на развитие строительной отрасли и сферы ЖКХ;

недостаточные объемы производства строительных материалов и инженерного оборудования для сферы ЖКХ, и недостаток резервных мощностей;

недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры для своевременного обеспечения строительных площадок материально- техническими ресурсами;

невозможность локализации и (или) производства необходимой высокотехнологичной продукт щи.

Градостроительные риски

Градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием, заключаются в сохранении текущих проблем существующей системы территориального планирования и градостроительной подготовки территории, которые препятствуют достижению целей устойчивого развития территории и повышения качества среды жизнедеятельности граждан. Градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием, включают:

сохранение высокого уровня износа основных городских систем жизнеобеспечения (ЖКХ, транспорт, общественная, социальная инфраструктура и иное), что может стать существенным ограничением для ускорения темпов роста строительства;

дефицит земельных участков для жилищного строительства;

риски продолжительной подготовки территорий, занятых частной недвижимостью, к редевелопменту;

несогласованность в документах территориального планирования и документах градостроительного зонирования;

отсутствие синхронизации между проектами благоустройства, модернизации инженерной инфраструктуры и жилищного и коммерческого строительства.

5. Прогноз развития строительной отрасли и сферы ЖКХ

Прогноз выполнен для трех основных показателей: вклада строительной отрасли в ВВП, вклада жилищно-коммунальной сферы в ВВП и объема жилищно-коммунальных услуг, оказанных населению. В основе прогноза лежит взаимосвязь между объемом работ по соответствующим видам деятельности и создаваемой валовой добавленной стоимостью. В части прогнозного объема ВВП в 2030 году использовался показатель прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Оценка вклада строительной отрасли в ВВП отражает долю валовой добавленной стоимости по виду деятельности «Строительство» в совокупной валовой добавленной стоимости по всей экономике (в текущих ценах). Согласно данным Росстата, в 2018 году значение показателя составило 6,7% для строительной отрасли. Согласно результатам расчетов, к 2030 году вклад строительства в ВВП увеличится до 7,3%.

Оценка вклада жилищно-коммунальной сферы в ВВП соответствует доле валовой добавленной стоимости в объеме жилищно-коммунальных услуг, оказанных населению. В 2018 году доля сферы ЖКХ в ВВП составила 2,34%. Согласно прогнозу роста объема жилищно-коммунальных услуг, оказанных населению, к 2030 году вклад сферы ЖКХ в ВВП увеличится до 2,35% на фоне реализации мероприятий по энергоэффективности.

Объем оказанных жилищно-коммунальных услуг населению является одним ключевых показателей, характеризующих жилищно-коммунальную сферу. В качестве показателя, характеризующего объем оказанных жилищно- коммунальных услуг, используется показатель «Начислено (предъявлено) жилищно-коммунальных платежей населению». В целях долгосрочного прогнозирования динамики объема оказанных населению жилищно- коммунальных услуг в Российской Федерации до 2030 года были рассмотрены ключевые сегменты сферы ЖКХ (теплоснабжение и горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, управление жильем, включая проведение капитальных ремонтов). В процессе моделирования учитывались отраслевые особенности и взаимосвязи отдельных факторов. За основу моделирования приняты среднесрочный и долгосрочный макроэкономические прогнозы Минэкономразвития России.

6. Влияние Стратегии на потребителей, макроэкономические последствия и мультипликативные эффекты

Реализация Стратегии позволит улучшить жилищные условия миллионов людей за счет строительства нового жилья, расселения аварийного жилья и капитального ремонта жилфонда, а также обеспечить население России доступными и качественными жилищными и коммунальными услугами, повысить качество городской среды и городского хозяйства в населенных пунктах по всей стране, что будет способствовать значительному повышению качества жизни граждан Российской Федерации и ускорению экономического роста и технологического развития.

Долгосрочный инвестиционный спрос в строительстве и сфере ЖКХ позволит сформировать устойчивый спрос на строительно-монтажные и инжиниринговые услуги, продукцию трубной промышленности, российское

оборудование, в том числе высокотехнологичное, решения в области автоматизации и цифровизации.

Привлекаемые в строительную отрасль и сферу ЖКХ инвестиции будут способствовать развитию не только стройкомплекса, жилищного и коммунального сектора, но также и смежных отраслей экономики, в первую очередь металлургии и производства машин и оборудования, сферы цифровых технологий.

За счет мультипликативного эффекта 1 руб. инвестиций в строительстве и сфере ЖКХ обеспечит увеличение совокупного выпуска товаров и услуг на 1,25-2 рубля в экономике Российской Федерации, способствуя созданию тысяч высокопроизводительных рабочих мест в различных отраслях.

Гарантированный в долгосрочном периоде рынок товаров и услуг, к которым предъявляются высочайшие требования, позволит в том числе активно развивать в России импортозамещение и инвестиции в разработки инновационных решений и продуктов для строительной отрасли и сферы ЖКХ, что будет способствовать повышению доли инновационных товаров в структуре экономики и созданию новых конкурентоспособных на мировом рынке высокотехнологичных производств.

Полный документ

Источник: https://strategy24.ru/
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?