«Лишние калории: выручка энергетиков упала вслед за сократившимся теплоснабжением» – эту проблему рассмотрели в своей статье Андрей Жуков и Ефим Дубинкин.
Для энергетиков 2020 год не задался с самого начала. Из–за аномально высокой для зимы температуры воздуха теплоснабжающие организации города сократили отпуск тепла в среднем на 10%.
Три крупнейшие петербургские теплоснабжающие организации сообщили “ДП” о сокращении теплоотпуска по итогам заканчивающегося отопительного сезона. У ГУП “ТЭК СПб” этот показатель по сравнению с прошлогодним снизился на 8%, у “Петербургтеплоэнерго” — на 8,9%. ТГК–1 предоставила данные за I квартал 2020 года: отпуск тепловой энергии компании по сравнению с январем–мартом 2019 года уменьшился на 11,2%.
Падение отпуска отразилось на выручке поставщиков. По данным ГУП “ТЭК СПб”, доходы предприятия от реализации тепловой энергии в I квартале сократились на 1,956 млрд. рублей (на 15%. — Ред.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В “Петербургтеплоэнерго” за весь отопительный сезон выручка сократилась приблизительно на 7,5%. В ТГК–1 сообщили, что финансовые итоги I квартала раскроют в мае.
Компенсировать падение доходов за счет сокращения расходов компании не могут. “Прямую зависимость от теплоотпуска имеют только расходы на энергоресурсы (приобретение топлива, воды и необходимой тепловой энергии). Остальные являются условно постоянными, не зависят от объема реализации тепла и не могут быть снижены пропорционально его изменению. Это ремонтные работы, обслуживание энергооборудования, зарплата, налоги и др. Эти факторы в значительной мере влекут ухудшение
результата деятельности предприятия”, — прокомментировали ситуацию в ГУП “ТЭК СПб”.
Но в теплой зиме есть и плюсы. Из–за более–менее стабильной температуры воздуха сократилось число технологических сбоев, а значит была и экономия.
В ГУП “ТЭК” сообщили, что число технологических нарушений за отопительный сезон снизилось на 13%. На сетях “Петербургтеплоэнерго” было выявлено 19 дефектов — против 33 в отопительном сезоне 2018 / 19 года.
“По состоянию на 27 апреля 2020 года повреждаемость тепловых сетей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 14,2%. На 19,5% сократилось количество зданий, переводимых на резервную схему теплоснабжения”, — уточнили в ТГК–1.
Об отоплении улицы. Парадоксально, но снижение полезного отпуска тепла не привело к уменьшению сумм в счетах потребителей. “В этом году число обращений к нам по поводу начислений за теплоснабжение увеличилось на 20–25% по сравнению с прошлым отопительным сезоном”, — сообщила Бредец А.В., руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунальных услуг НП «ЖКХ Контроль» в Санкт–Петербурге. По ее словам, снижение сумм в счетах за тепло, которые получало большинство жителей города, по сравнению с прошлогодними оказалось в пределах 1%. И это при том, что тарифы на теплоснабжение летом 2019 года не повышались.
“В городе много домов, оборудованных автоматическими приборами учета теплоснабжения, но особой роли они не сыграли — либо из–за неправильного обслуживания управляющей компанией (УК), либо из–за сговора между УК и ресурсоснабжающими организациями (РСО), — обратила внимание Алла Владимировна Бредец. — В выигрышном
положении оказались дома, где установлены автоматические приборы погодного регулирования: там разница в ежемесячных платежах за тепло в этом сезоне достигала 30%”.
Однако установить такие приборы непросто. “Любой проект по размещению приборов учета нужно согласовывать с РСО. Есть примеры, когда жильцы выбирают иногороднюю организацию для таких работ, у которой стоимость услуг в полтора раза ниже, но тогда начинаются трудности при согласовании проекта и при вводе приборов в эксплуатацию”, — объясняет представитель центра общественного контроля.
То, что суммы в квитанциях особо не изменились, подтверждает и Марина Акимова, председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт–Петербурга. Также она обращает внимание, что в городе есть старый жилищный фонд, где приборы учета и температурного регулирования для нескольких зданий находятся в одном доме. В результате, когда температура воздуха понижается, этот дом автоматически “забирает” себе больше тепла.
“Выход один: необходимо устанавливать современную систему учета и автоматические приборы погодного регулирования, желательно с учетом особенности расположения квартир. Правда, сама система стоит настолько дорого, что с учетом окупаемости экономия окажется совсем скромной”, — отмечает Акимова.
Существование проблемы регулирования поставок тепла признают и в городском управлении ФАС, однако злоупотреблений доминирующим положением на рынке теплоснабжения не фиксируют. “Но есть ошибки в управлении системой поставок тепла”, — сказал на круглом столе в “ДП” глава Управления ФАС по Санкт–Петербургу Вадим Владимиров. Он считает, что систему необходимо настроить так, чтобы она гибко реагировала на температуру. Пока же непонятно, способно ли техническое оборудование и программное обеспечение энергетиков устанавливать
температурные режимы в зависимости от погодных условий или “все управляется путем поворота вентиля”.
Свалилась новая беда. Сомнительно, что донастройка системы начнется в ближайшее время. Причина — сложная экономическая ситуация в связи с противоэпидемическими ограничениями. В апреле доходы поставщиков еще больше сократились, и дело уже не в погодных аномалиях.
Одной из мер господдержки граждан и бизнеса в условиях распространения коронавируса стал запрет на взимание пеней за несвоевременную оплату жилищно–коммунальных услуг. Некоторые потребители восприняли эту поблажку как возможность не платить вовсе. Например, в ТГК–1 сообщили, что в первой декаде апреля в Санкт–Петербурге и Ленинградской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года промышленные потребители снизили платежи на 63%.
Генеральный директор ПАО “Т Плюс” Андрей Вагнер в интервью телеканалу РБК сказал, что в целом по России за первые 3 недели апреля собираемость платежей за энергоресурсы снизилась на 25–30%.
Прибегнуть к проверенному рецепту — повышению тарифов — в условиях экономического кризиса власти, скорее всего, не решатся. Поэтому компаниям остается рассчитывать на поддержку собственников и государства, а также привлекать кредиты.
“Несмотря на ухудшение ситуации, ГУП “ТЭК СПб” обязано обеспечить бесперебойное и качественное теплоснабжение горожан, а также проводить мероприятия, необходимые для завершения отопительного сезона 2020 года, и готовиться к новому отопительному сезону, — сообщили в компании. — Предприятие вынуждено привлекать заемные средства в целях недопущения образования просроченной кредиторской задолженности”.
Кредиты увеличат себестоимость теплоэнергии. Этот факт придется учитывать при формировании тарифов либо все–таки кардинально менять подходы к теплоснабжению.
“В стране примерно 60% тепла поставляют региональные и муниципальные предприятия, которые и без кризиса живут неважно. Тарифный дисбаланс (разница между тем, что предприятия получают от потребителей, и ценами, по которым они приобретают сырье и услуги) разрушает эти компании уже много лет”, — отмечает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов.
Но, по его словам, около 40% рынка тепла — это ТГК и ОГК.
“Они прилично зарабатывают на продаже электроэнергии. Правда, там сейчас тоже спад потребления и снижение цен из–за низких цен на рынке на сутки вперед. Но у таких компаний, как “Газпромэнергохолдинг”, “Интер РАО”, “Росэнергоатом”, с деньгами все в порядке, есть подушки ликвидности”, — говорит Алексей Преснов.
Очевидно, что советская система с гигантскими ТЭЦ, от которых тепло подается в жилые дома по трубам, частично теряясь по дороге, нуждается в масштабной реформе. Но кризис отложил ее на неопределенное время.
Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО
«Объединение Советов многоквартирных домов
(РЦОК НП «ЖКХ Контроль»)
по материалам открытых источников