С августа 2019 года Общественной организацией потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» реализуется социально значимый проект «Защита прав граждан при проведении реформы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики».
В рамках проекта составлен аналитический отчет о ходе реформы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе. В нем приведены результаты исследования сферы ТКО в Удмуртской Республике, обозначены выявленные проблемы, а также предложены пути их решения.
Сфера ТКО до реформы и в ходе ее проведения
Рассматривая сферу обращения с отходами в Удмуртии, эксперты общественной организации отметили, что для «дореформенного» периода характерно отсутствие информации по значительному количеству показателей. Так, например, не было информации о количестве контейнеров для сбора отходов на территории региона, данных об используемой технике, состоянии инфраструктуры, количестве отходов, направленных на переработку. Такая ситуация была обусловлена тем, что при отсутствии единой системы обращения с ТКО невозможно было организовать учет этих параметров. По этой же причине отсутствовал реестр мест накопления отходов.
Вместе с тем, те данные, которые были известны, свидетельствовали о том, что сфера ТКО не справлялась со своими задачами. К примеру, услугой по обращению с ТКО на конец 2018 года охватывалось только до 25% территории субъекта, что привело к огромному количеству несанкционированных свалок (более 1000 единиц на конец 2018 года). На территории всей Удмуртии работала только одна мусоросортировочная станция, мощностью до 40 тысяч тонн в год.
С началом проведения реформы ситуация начала меняться. Была проведена инвентаризация сферы ТКО. Правительством УР утверждена территориальная схема по обращению с отходами, в соответствии с которой были четко определены маршруты для мусоровозов. Охват услугой составил практически 100% территории региона, счета на оплату начали получать все потребители. Автомобили, осуществляющие перевозку отходов, были оснащены системой «ГЛОНАСС» или обеспечены GPS, что позволило отслеживать маршруты транспорта на территории региона в реальном времени, а также сохранять данные маршруты в компьютерной программе с целью проведения проверок по жалобам потребителей на отсутствие вывоза мусора. Эти и другие меры позволили довести показатель вывезенных отходов за 2019 год до 300 тысяч тонн, что на 137 тысяч тонн больше, чем в 2018 году.
Целесообразность и своевременность реформы не вызывает сомнений. Вместе с тем, первый год изменений, выявил ряд проблем, которые требуют обязательного решения. Как отметил председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» Александр Евсеев, эти проблемы, в основном, характерны для всей сферы ТКО и требуют, прежде всего, совершенствования законодательства.
Так, в настоящее время муниципалитеты испытывают проблемы с финансированием строительства мест накопления отходов. Особенно это касается сельских поселений внутри муниципальных районов. В процессе мероприятий по просвещению такие обращения были получены от жителей поселений практически всех 25 районов Удмуртии. Помимо этого, в законодательстве отсутствует четкое указание на лицо, ответственное за оборудование мест накопления отходов бункерами (контейнерами). По закону региональный оператор по обращению с ТКО обязан выполнять оснащение мест накопления ТКО только в пределах 1% от необходимой валовой выручки. За чей счет устанавливаются контейнеры во всех остальных случаях, законодательство не указывает. «Это создает трудности в реализации реформы, поскольку установка бункеров необходима не только на этапе начала работы контейнерной площадки, но и в процессе пользования площадкой при повреждении контейнеров, нарушении их целостности», – отмечает Александр Евсеев.
Нет достаточной определенности и в вопросе о том, кто должен проводить помывку и дезинфекцию контейнеров. С одной стороны, это может быть бременем собственника земельного участка, на котором расположена площадка, с другой стороны, помывка и обработка контейнеров может включаться в понятие «уборки места погрузки отходов», а такая уборка является обязанностью регионального оператора по обращению с ТКО. Учитывая вышеизложенное, в законодательстве необходимо конкретизировать понятие «содержание мест накопления ТКО» и «уборка места погрузки ТКО».
Практически во всех муниципальных районах, где проводились встречи с населением, была обозначена проблема невозможности соблюдения нормативных расстояний при строительстве контейнерных площадок. Дело в том, что действующий СанПиН 2.1.7.3550-19 устанавливает требование, при котором площадка не должна быть ближе 20 метров и дальше 100 метров от жилого дома. В деревнях и селах дома зачастую располагаются на значительных по площади земельных участках (600 – 1500 кв. м. и более). Соблюдение нормативного расстояния влечет за собой ситуацию, при которой отдельная контейнерная площадка необходима в селах практически на каждые 5-10 домов. С точки зрения объема утилизируемых отходов такое число контейнерных площадок необоснованно велико, влечет за собой повышенные расходы сельских администраций на их строительство и содержание.
Вот лишь некоторая часть проблем, требующих решения. В отчете также отражены вопросы, связанные с начислением платы за услугу по обращению с отходами, влиянием мусоропроводов на процесс перехода к раздельному сбору отходов и многое другое. Полный текст отчета доступен на сайте Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» (http://dom-udm.ru/proekt/zashhita-prav-grazhdan-po-tko).
Проект «Защита прав граждан при проведении реформы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики» реализуется Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (предоставлен Фондом президентских грантов).
Tags:
Александр Евсеев