Правительство РФ пошло на серьезный шаг, внеся проект об отмене целого ряда ключевых нормативных актов, регулирующих деятельность по управлению многоквартирными домами и утверждении объединенных Правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Тамбовский региональный центр общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» не мог оставить без внимания этот проект, без преувеличения, знакового документа.
Общее впечатление от первых страниц: давно пора, назрело и наконец то. Однако в дальнейшем оптимизма становится меньше. Отменяя три постановления правительства и один приказ Госстроя и пытаясь «слить» их в один документ, разработчик явно не особенно уделял внимания детализации и проработке многочисленных нюансов жилищно-коммунальных хитросплетений.
Рассмотрим основные моменты, на которые пришлось обратить внимание даже при поверхностном ознакомлении с проектом документа.
Пунктом 24 установлен порядок передачи технической документации в соответствии с которым управляющая организация должна передать вновь выбранной «управляшке» такую документацию после направления последней уведомления в жилинспекцию. В проекте нет ни слова о том, что жилнадзор может не внести дом в реестр новой УК, примеров тому – масса. Но, по тексту проекта, обязанность передать документацию от этого не зависит.
Кроме того, имеет место разночтения в обозначении границ эксплуатационной ответственности инженерных сетей, что чревато конфликтами между представителями ресурсоснабжающих и управляющих организаций, которых и без того немало.
При этом при прочтении документа раздражает путаница в ссылках по его тексту, которые видимо частично скопированы с документов, которые планируется отменить, и не совпадают с нумерацией пунктов предлагаемого проекта.
Серьезным нововведением является мысль о размещении электронных образов технической документации (включая проектную документацию) в ГИС ЖКХ. Задача, безусловно, как амбициозная, так и более чем трудоемкая. Ее решение снимет множество вопросов начиная с корректности расчетов и заканчивая возможностью разработки более адекватной документации для проведения работ капитального характера. Однако, при ее реализации необходимо избавить «управляшки» от обязанности предоставления тех или иных документов из состава технической документации в случае размещения ее в ГИС, что по тексту проекта прослеживается неоднократно.
Планируется установление супержестких сроков ответов на запросы собственников, в ряде случаев ничем не оправданных. Ответ в течение следующего дня после поступления запроса, или в течение трех дней для УК при том что РСО, подпадающие под 59-ФЗ, рассматривают обращения жителей, в том числе в рамках прямых договоров по 30 дней, несет в себе бисбаланс обязательств, объяснения которому найти сложно.
Пунктом 74 проекта установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны предоставить собственнику помещения в многоквартирном доме для ознакомления и изготовления копий решения и протоколы общих собраний собственников помещений, при том, что все оригиналы таких протоколов хранятся в органах госжилнадзора.
Вызвал недоумение пункт 118, которым установлена обязанность осуществлять уборку придомовой территории, включая входные площадки раз в неделю в летний период, что, мягко говоря, очень редко.
Видимо стоит согласиться с позицией разработчика о необходимости отдельного учета средств, собираемых в составе тарифа на цели устранения аварийных ситуаций и текущего ремонта, но при этом давно уже застарелая, и до сих пор не решенная проблема необходимости адекватной методики расчета стоимости услуг и работ УК проектом нормативного акта даже не затрагивается.
При всем этом у проекта постановления есть Приложение, которое устанавливает порядок определения размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и это при том, что эти вещи регулируются разделом 3 приложения 2 к Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а сам предлагаемый разработчиками проект в эти правила никаких изменений не вносит. Получается, что один и тот же вопрос регулируется двумя постановлениями Правительства?
И в завершении краткого обзора считаем необходимым обратить внимание на том факт, что в том же приложении к проекту установлено, что в случае если ОДН по коммунальному ресурсу имеет отрицательную величину, то объем соответствующего вида коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества, приходящийся на i-е жилое помещение или нежилое помещение в многоквартирном доме, принимается равным 0, что прямо противоречит Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2019 г. № 303-ЭС18-24912, в соответствии с которым отрицательное значение ОДН должно учитываться в последующих периодах.
Таким образом рассматриваемый проект является документом важным и нужным, но в представленной редакции являющимся явно «сырым», и требующим серьезной доработки, с учетом широкого мнения профессионального сообщества.