В 2020 году плановое повышение платежей за коммунальные услуги планируется провести только один раз – в июле.
В 2019 оно происходило дважды – в январе и июле. Рост платежей за услуги естественных монополий (к ним относятся электро и газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение) регулируются органами власти. Ежегодно Правительство РФ выпускает распоряжение, в котором устанавливается верхняя граница роста платежа за коммунальные ресурсы по каждому региону (это именно конечный платеж, то есть стоимость ресурса, умноженная на количество потребленного ресурса). А уже регионы устанавливают стоимость отдельных видов коммунальных ресурсов, действуя таким образом, чтобы при неизменном уровне потребления «прибавка» к общему платежу укладывалась в рекомендуемые Правительством размеры.
Комментарий Исполнительного директора НП “ЖКХ Контроль” Светланы Разворотневой:
– Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2019 г. № 2556-р установило индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2020 год. В среднем по стране, как и в прошлые годы, рост составит около 4 %. Самые высокие показатели роста платы установлены для Чеченской Республики – 6,5 %, КБР – 5,4 %, Республики Дагестан – 5,2 %, Ингушетии – 5,1 %, Москвы – 5 %. Надо отметить, что в Москве на протяжении нескольких последних лет плата за ЖКУ растет быстрее, чем по стране в целом. А Санкт-Петербург, в который в прошлом году также опережал страну по росту коммунальных платежей, в этом году демонстрирует умеренные темпы – 3,8 %.
Наименьший рост платежа, в соответствии с распоряжением Правительства, предусмотрен для НАО – 2,4 %.
При этом совсем не обязательно, что все регионы воспользуются своим правом и достигнут обозначенного Правительством «потолка». Как показал мониторинг НП «ЖКХ Контроль», в связи с пандемией и падением платежей населения многие регионы начали принимать решения о «заморозке» платежей на один или несколько видов коммунальных ресурсов, а также в ряде случаев – и взносов на капремонт (они устанавливаются отдельно, решением региональных властей):
Волгоградская область – на вывоз твердых коммунальных отходов;
– Иркутская область – на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, вывоз твердых коммунальных отходов, взносы на капитальный ремонт;
– Калужская область – на вывоз твердых коммунальных отходов;
– Нижегородская область – на отопление;
– Рязанская область – на капитальный ремонт, вывоз твердых коммунальных отходов и газоснабжение;
– Ярославская область – на вывоз твердых коммунальных отходов.
В нескольких субъектах были приняты решения не поднимать тарифы на некоторые коммунальные услуги в отдельных муниципальных образованиях:
– Алтайский край – холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, вывоз твердых коммунальных отходов;
– Владимирская область – отопление;
– Красноярский край – вывоз твердых коммунальных отходов;
– Мурманская область – отопление, холодное водоснабжение, газоснабжение;
– Орловская область – холодное водоснабжение и водоотведение;
– Ставропольский край – холодное водоснабжение;
– Ульяновская область – горячее водоснабжение и водоотведение;
– Республика Башкортостан – вывоз твердых коммунальных отходов;
– Республика Калмыкия – горячее водоснабжение;
– Республика Татарстан – холодное водоснабжение, водоотведение.
Повышение тарифов ниже уровня, установленного Распоряжением Правительства Российской Федерации с 01 июля 2020 года произойдет в: Алтайском крае, Астраханской области, Кабардино-Балкарской Республике, Камчатском крае, Курской области, Магаданской области, Мурманской области, Нижегородской области, Оренбургской области, Пензенской области, Смоленской области, Тульской области, Ульяновской области.
В двух субъектах было принято решение перенести рост тарифов на более поздний срок. В Иркутской области повышение тарифов произойдет позже 01 июля 2020 года по следующим коммунальным услугам: холодное водоснабжение и горячее водоснабжение. В Московской области перенесен срок роста тарифов по коммунальной услуге по газоснабжению.
Напомним, что в период пандемии 6 субъектов временно отменили или отложили уплату взносов за капитальный ремонт. Так что «возвращение» взносов вместе с повышением платежей существенно «утяжелит» платежки жителей Москвы, Московской, Кировской, Пензенской и Ростовской областей, а также жителей Бурятии.
Решения о заморозке цен высказывались и на федеральном уровне. Эти предложения не были приняты, поскольку временное облегчение, которое дает «заморозка» коммунальных тарифов, в конечном итоге оборачивается ухудшением качества коммунальных услуг. Многие коммунальные предприятия работают сегодня на пределе себестоимости и отказ от ежегодной индексации на размер тарифа может привести к перебоям и полной остановке коммунальных услуг. Гораздо более эффективной мерой социальной поддержки является выплата субсидии на оплату ЖКУ, размер которой определяется в зависимости от уровня доходов семьи. При этом очевидно, что инструмент жилищной субсидии нуждается в совершенствовании. Необходимо упрощать процесс предоставления субсидии (в том числе переложить с граждан на государства сбор многочисленных справок), снижать порог предоставления субсидии (выдавать субсидию в случаях, когда платеж за ЖКУ превышает 15 % совокупного дохода семьи уже предлагают Минстрой РФ и Г.П.Хованская), необходимо предусматривать возможность назначения субсидии даже при наличии долгов (так в период пандемии поступили Москва и Волгоградская область). Если принять эти решения, субсидия станет эффективным средством защиты большого количества граждан.
Вместе с этим необходимо совершенствовать и процесс госрегулирования коммунальных платежей. Возможно, стоит полностью передать полномочия по формированию тарифов на региональный уровень. Сегодня, когда платежи одномоментно растут по всей стране, прибавку получают все – и те, кто в ней нуждаются, и те, у кого тариф достаточен. При этом плановое ежегодное повышение тарифов на ЖКУ само по себе раскручивает инфляцию и создает социальное напряжение.
Пресс-служба НП “ЖКХ Контроль”