04 июня 2020г. Дирекция НП «ЖКХ Контроль» в режиме видеоконференции на площадке ZOOM провела межрегиональное совещание на тему: «Совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих капитальный ремонт МКД».
В ходе двухчасовой дискуссии участники совещания подвели итоги работы НП «ЖКХ Контроль» по общественным проверкам реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов, обсудили основные проблемы реализации региональных программ капитального ремонта и перспективы их устранения в регионах и подготовили свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере капитального ремонта МКД. Итоговый документ совещания с предложениями по совершенствованию нормативно-правовых актов, регулирующий капитальный ремонт МКД в дальнейшем будет направлен в Минстрой России.
К работе межрегионального совещания подключились 44 участника – это руководители региональных центров общественного контроля, региональные жилищные активисты, из всех федеральных округов России.
Провела совещание исполнительный директор НП ЖКХ «ЖКХ Контроль», заместитель председателя общественного совета Минстроя России, Разворотнева Светлана Викторовна.
Во вступительном слова она рассказала участникам о подготовленных НП «ЖКХ Контроль» законодательных инициативах по совершенствованию законодательства в сфере капитального ремонта МКД, которые были сформированы из представленных ранее предложений от региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ, а именно:
-прозрачность и доступность информации для собственников МКД при подготовке и проведению капитального ремонта МКД, когда Заказчик капитального ремонта (Фонд капитального ремонта, владелец спецсчета) обеспечивает обязательное размещение проекта и сметы работ по капитальному ремонту в МКД в открытом доступе на сайте соответствующего фонда капитального ремонта или в ГИС ЖКХ. Введение ответственности за неразмещение информации;
– введение обязанности (а не прав) субъекта РФ обеспечивать софинансирование программ капитального ремонта, т.к. при формировании и расчете минимального взноса на капитальный ремонт в некоторых субъектах принималось в расчет осуществление обязательного софинансирования работ по капитальному ремонту, из-за чего минимальный взнос на капитальный ремонт не всегда экономически обоснован;
– отдельные вопросы проведения энергоэффективного капитального ремонта МКД, а это и расширение права владельцев спецсчетов в части принятия решений о проведении энергоэффективного капитального ремонта в рамках минимального взноса, права поэтапного проведения работ в рамках установленного перечня, при этом усилив их ответственность в части запрета перехода домов «в общий котел» в случае невыполнения установленных региональной программой работ. И внесение изменений в ПП 18 от 17.01.2017, предоставив владельцам специальный счетов напрямую направлять заявки на предоставление финансовой поддержки от ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и получать средства от фонда непосредственно на счет дома, минуя региональные и местные бюджеты.
Александр Евсеев, руководитель Удмуртского регионального Центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль», в ходе дискуссии предложил внести изменения в жилищное законодательство в части уменьшения кворума с двух третей до 50 процентов от общего числа голосов собственников при проведении общего собрания собственников по вопросу проведения кап. ремонта. Также, он отметил, что необходимо отменить сроки исковой давности по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт. «Средства на капремонт — целевые и накопительные, собственники могут копить необходимую сумму в течение 5-7 лет и дольше, а должники не выполняют своей обязанности по выплате ежемесячных взносов и пользуются результатами, за которые заплатили их соседи, что несправедливо», — подчеркнул Александр Евсеев.
Следующее изменение должно привести к созданию лучших условий для кредитования специальных счетов, в том числе с привлечением инвестиций.
«Собственники и сегодня могут найти инвесторов, готовых дать заемные средства для проведения капремонта, но в Жилищном кодексе не хватает глав, касающихся гарантии их возврата, – пояснил Александр Евсеев. – Поэтому необходимо законодательно закрепить право кредитора на первоочередное безакцептное списание средств со спецсчета в пределах ежемесячной оплаты по займу, устанавливать запрет на снижение размера взноса, в случае принятия решения о его повышении для получения займа». Возможность получения займов решило бы проблему недостаточности средств для выполнения работ, особенно дорогостоящих, — таких, как замена лифтов или капремонт крыши.
Алла Бредец, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ г. Санкт-Петербурга, рассказала о реализации программы реставрации фасадов исторического центра Санкт-Петербурга и о проблемах, с которыми сталкиваются собственники МКД и региональный Фонд капитального ремонта. «В Санкт-Петербурге огромное количество многоквартирных домов дореволюционной постройки, не имеющих охранный статус, но формирующих особый облик исторического города. Многие из них на себе ощутили ошибки при проведении первого советского капитального ремонта, когда была утрачена фасадная роскошь. Многие продолжают терпеть урон при производстве работ по капитальному ремонту и сейчас. КГИОП по действующему закону не защищает такие дома. В результате утрачиваются уникальные сложные архитектурные элементы, фасад «упрощается». Связано это с тем, что помимо отсутствия контроля по сохранению имеется и проблема отсутствия дифференцированного финансирования, работы выполняются рабочими к которым не предъявляются особые требования, применяются технологии такие же, как и к типовым постройкам» – пояснила А. Бредец.
В ходе совещания участники задали вопросы и получили пояснения от экспертов дирекции – по возможностям повышения энергетической эффективности многоквартирного дома при проведении капитального ремонта, о правилах предоставления ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» финансовой поддержки на проведенные работы, а также о условиях участия МКД в данной программе.
Пресс-служба НП “ЖКХ Контроль”