В 2020 году Общественная палата РФ подготовила специальный доклад , в котором содержался ряд предложений, направленных на повышение доступности жилья, в первую очередь для социально-незащищенных граждан.
Реализуя предложения, изложенные в докладе ОП РФ Право на жилье есть у каждого , Комиссия ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению совместно с НП «ЖКХ Контроль» подготовила предложения в проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части порядка предоставления помощи в помещениях социального фонда». Предлагаются варианты решения проблем обеспечения жильем социально незащищенных слоев населения, сокращения сроков, повышения адресности и эффективности социальной поддержки.
Открывая встречу, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева отметила, что одна из национальных целей заключается в обеспечении жильем не менее пяти миллионов семей ежегодно: «Улучшение жилищных условий российских семей — национальная цель для нашей страны. И единственный инструмент ее реализации — ипотечное кредитование. Однако, по данным Центробанка, только 35 процентов семей могут позволить себе ипотеку при покупке квартиры».
По словам общественницы, кроме финансовых трудностей при приобретении жилья, население сталкивается с неорганизованностью и несогласованностью нормативной правовой базы.
«Во многих городах отсутствует многоэтажное строительство нового жилья, а получить ипотеку на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), несмотря на усилия государства, до сих пор весьма сложно. В стране накоплены огромные обязательства по обеспечению граждан жильем — более четырех миллионов семей в рамках отдельных госпрограмм, из которых около 2,4 миллиона очередников (срок ожидания 20 лет), кроме того, отсутствуют возможности предоставить жилье людям, пострадавшим от ЧС. Проблемой также является то, что существует большое количество категорий граждан, претендующих на жилье от государства, более 140 категорий на федеральном уровне, плюс есть дополнительные списки в регионах и муниципалитетах. Получается, что мы сами не знаем точно, сколько семей нуждается в жилье», — подчеркнула Разворотнева.
По мнению авторов законопроекта, решением проблем может стать создание на федеральном уровне единой системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в жилищной поддержке, а также единой системы учета всех помещений социального жилищного фонда. Также предлагается ввести единое понятие «социальный жилищный фонд», не подлежащий приватизации и предоставляемый по договору найма всем категориям граждан, состоящим на жилищном учете по унифицированным типовым договорам по расценкам, установленным на уровне субъекта РФ. Расширение способов формирования социального жилищного фонда может быть следующим: строительство, покупка, аренда, передача в доверительное управление муниципального, регионального и федерального жилфонда, а также частного жилищного фонда.
Предлагается также создать на уровне субъектов РФ региональных жилищных корпораций, осуществляющих работу по формированию и управлению социальным жилищным фондом, ввести новый инструмент социальной поддержки граждан с низкими доходами — субсидии на наем жилого помещения, выплачиваемые в случае, если плата за найм жилого помещения превышает предельную долю расходов семьи на наем помещения.
В своем выступлении генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов отметил, что сегодня государство больше нацелено на предоставление жилья в собственность (например, через ипотеку), нежели на развитие институтов социального найма.
По его мнению, следует развивать социальный наем, но при этом учитывать все тонкости и особенности системы: «Считаю, что институт соцнайма в нынешнем виде нуждается в реформировании. Проблема вымывания социального жилфонда стоит перед нами с 1998 года, было не менее семи попыток вносить изменения в законодательство, чтобы это исправить, но до сих пор проблема остается актуальной. Двадцатилетний опыт показывает, что простыми решениями столь сложную задачу нам не решить. В связи с этим у нас есть ряд замечаний по законопроекту. Мы поддерживаем существование единого реестра нуждающихся в жилье, но данное предложение уже закреплено в законе с 2015 года, и ответственный за это Пенсионный фонд. Другой аспект заключается в том, что предлагаемый законопроект значительно сокращает полномочия муниципалитетов и, как следствие, не будут учитываться особенности и возможности на местах».
В противовес позиции эксперта Светлана Разворотнева отметила, что полномочия органов местного самоуправления по предоставлению жилья нуждающимся остается нереализованным из-за отсутствия для этого средств в муниципальных бюджетах.
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев считает, что предложенные в проекте закона инструменты не позволят кардинально решить те задачи, которые стоят перед государством по обеспечению граждан жильем: «В том виде, в каком сейчас есть законопроект, он не будет поддержан Госдумой. Документ требует юридических доработок. Считаю, что единый реестр граждан можно формировать на уровне субъекта, а не Федерации. Нам не удастся отменить маневренный фонд, специализированный и другие категории предоставления жилья. Есть и другие моменты в документе, которые следует пересмотреть. Сама идея законопроекта отличная, но данная редакция мной не поддерживается».
По мнению депутата, жилье чаще всего не предоставляется не потому что органы власти плохо работают или из-за человеческого фактора, а потому что не хватает финансовых средств на реализацию прав граждан получить это жилье.
Президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер отметил: «Социальное жилье в нашей стране не строится уже более 15 лет, и это огромная проблема. Опыт субсидирования для приобретения жилья есть в программе поддержки военных и на уровне региона, например, был в Москве, но сейчас отменен. Считаю, что если субсидию на федеральном уровне сделать общеобязательной нормой, то это будет очень востребовано. Поддерживаю инициативу по организации региональных жилищных корпораций. По моему мнению, для реализации этого нужны не средства, а лишь политическая воля. Президент давал поручения по обеспечению доступным жильем граждан на уровне регионов, но не все его указания реализуются».
Региональный координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя», директор «Агентства развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» Раиса Санжицыренова рассказала о региональном опыте: «Наша организация заключила договоры с гражданами на доверительное управление их квартирами в новостройках с черновой отделкой. В рамках проекта мы предоставляем жилье в аренду гражданам с низкими доходами, и в счет арендной платы они производят ремонтные работы. Кроме того, министерство соцзащиты населения Республики Бурятия разработало программу субсидирования арендной ставки для малоимущих равное 50 процентов арендной ставки. Мы также рассчитываем на эту поддержку со стороны власти субъекта РФ».
Участники дискуссии признают неэффективность существующей системы, но при этом отмечается критика проекта закона. Эксперты уверены, что систему нужно менять, подходя комплексно к таким изменениям. Законопроект отвечает требованиям времени, он назревший и необходимый, но требует доработки.
Подводя итоги обсуждения, участники предложили создать рабочую группу на базе Общественной палаты РФ, в которую войдут все заинтересованные стороны. В рамках этой группы будет пересмотрен и доработан законопроект.