В  рамках XVI Международной выставки «ЖКХ России» 17 сентября 2020 г. прошла конференция, посвященная вопросам реставрации и организации работ по капитальному и текущему ремонту для сохранения исторического центра Санкт-Петербурга. Мероприятие организовано Региональным центром общественного контроля в Санкт-Петербурге НП «ЖКХ контроль» и КГИОП.

«Я рад всех приветствовать на большой конференции, посвященной жилищно-коммунальному хозяйству России – одной из важнейших сфер жизни нашей страны, —  обратился  к участникам председатель КГИОП Сергей Макаров. — Мы с коллегами из Москвы, в том числе с первым заместителем руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Сергеем Мирзояном, который также присутствует на этой конференции, активно работаем в нескольких рабочих группах в Государственной Думе, посвященных корректировке как жилищного законодательства, так и законодательства об охране объектов культурного наследия. Цель этой работы – чтобы жилые дома-памятники, которые, честно говоря, забыты в жилищном законодательстве и лишь отчасти  упомянуты в законодательстве об объектах культурного наследия, получили своё достойное отражение в российском законодательстве». 

Глава КГИОП отметил, что сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается 8 980 объектов культурного наследия, из них порядка 1 900 объектов культурного наследия являются многоквартирными жилыми домами (для сравнения в Москве их – 362). На долю Санкт-Петербурга приходится 14,4 % от общего количества домов-памятников по всей России. Всего в нашей стране насчитывается 13 000 таких зданий.

С 2005 и до конца 2013 года в городе действовала программа КГИОП «Фасады Петербурга», инициированная Валентиной Матвиенко. За этот период КГИОП отреставрировал более 400 фасадов жилых домов-памятников. В 2014 году вступили в силу изменения в Жилищный кодекс в части капитального ремонта всех жилых домов в Санкт-Петербурге, в том числе домов-памятников, и полномочия по ремонту фасадов перешли к НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

26.06.2019 Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга № 398-80 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге», который установил норму, позволяющую включать объекты (выявленные объекты) культурного наследия, являющиеся многоквартирными жилыми домами, в программы сохранения объектов культурного наследия, реализуемые в рамках мероприятий соответствующих государственных программ, в том числе в программы КГИОП.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2019 № 1021 утверждён перечень многоквартирных жилых домов-памятников, лицевые фасады которых имеют сложный архитектурный художественный декор и требуют реставрации.

В первом полугодии 2020 года было заключено 18 государственных контрактов на разработку проектной документации на реставрацию фасадов 56 объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными жилыми домами, на сумму 137,1 млн. руб.

«До конца 2020 года мы получим 56 проектов. Мы специально заказали проекты «с запасом», для того, чтобы иметь возможность работать два-три года. Большинство этих фасадов, конечно, не могут быть отреставрированы в течение одного сезона. Убеждён, что никакой спешки в реставрации быть не должно. Сложные объекты нужно делать вдумчиво», — подчеркнул Сергей Макаров.

По мнению председателя КГИОП, на федеральном уровне необходимо предпринять следующие шаги:

— привести в соответствие положения о ремонте в Жилищном и Градостроительном кодексах, в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (выделить капитальный и текущий ремонты);

— выделять объекты культурного наследия, являющиеся многоквартирными жилыми домами, в отдельные программы с более коротким сроком выполнения работ (10-15 лет).

 «Москва и Санкт-Петербург — одни из немногих регионов России, которые ещё до урегулирования на федеральном уровне пришли к пониманию того, как можно вопрос реставрации фасадов жилых домов-памятников решить на уровне субъекта Российской Федерации, — подчеркнул первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный инспектор в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы Сергей Мирзоян. – Опыт Москвы отличается от опыта Санкт-Петербурга, но я надеюсь, что результаты у нас будут одинаково хорошие».

В настоящее время заказчиком работ по реставрации фасадов многоквартирных жилых домов-памятников в Москве остаётся региональный оператор – Фонд капитального ремонта, которому предоставляется субсидия из бюджета города Москвы на возмещение затрат, связанных с проведением реставрационных работ.

Среди основных законодательных инициатив по урегулированию вопросов сохранения жилых домов-памятников путем внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации Сергей Мирзоян назвал следующие:

— закрепление возможности государственной поддержки капитального ремонта общего имущества объектов культурного наследия за счёт средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

— установление недопустимости сноса расселяемых по аварийности многоквартирных домов-памятников в аварийном состоянии. В связи с этим установлен порядок изъятия земельного участка и помещений в объекте культурного наследия у собственников, с возмещением им убытков и последующим проведением работ публично-правовым образованием;

— соотнесение понятий «работы по капитальному ремонту» и «работы по сохранению»;

— возможность использования средств из Фонда капитального ремонта многоквартирного дома для оплаты услуг по разработке проектной документации, научному руководству, авторскому и техническому надзору, проведению государственной историко-культурной экспертизы.

«Наши региональные эксперты полагают, что все объекты культурного наследия, являющиеся многоквартирными жилыми домами, необходимо выделять в отдельную программу проведения капитального ремонта, — рассказал заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов.

Во-вторых, большинство экспертов говорит о том, что во многих субъектах Российской Федерации взнос на капитальный ремонт не позволяет проводить все те работы, которые требуются на объектах культурного наследия. Предлагается установить обязательства софинансирования таких работ.

В-третьих, необходимо актуализировать перечень объектов культурного наследия. Зачастую объектами культурного наследия признавались те здания, которые могут и не представлять ценности».

Андрей Костянов отметил, что обращения граждан, касающиеся капитального ремонта и реставрации фасадов жилых домов – объектов культурного наследия, делятся на два «противоположных лагеря». Одни граждане готовы включаться в работу, помогать, конструктивно взаимодействовать с органами государственной власти для того, чтобы привлечь дополнительное финансирование для проведения ремонтных и реставрационных работ. Другие говорят о том, что «они этот дом объектом культурного наследия не признавали, поэтому и не им этим заниматься». Здесь крайне важно приходить к компромиссу.

О важности участия жителей в программах проведения работ по ремонту и реставрации жилых домов также говорил депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Сергей Купченко: «Цель этой конференции – выявить актуальные проблемы. С одной стороны – вопросы финансирования и порядка выполнения работ, это вопрос для органов государственной власти, с другой стороны – здание-памятник является многоквартирным жилым домом и здесь есть вторая заинтересованная сторона – жильцы.

Все жильцы заинтересованы в повышении качества жизни в своём доме. Важно сделать процесс взаимодействия жителей дома, управляющей организации и органов исполнительной власти эффективным».

Председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина подчеркнула, что залогом профессиональной реставрации является качественное обследование и проектирование:

«Первый шаг, который будет необходимо сделать после внесения изменений в действующее законодательство, это привести действующие сметные нормы к современному уровню развития технологий. Сегодня у строителей, реставраторов имеются такие методы обследования, как петрографический анализ, рентгенофазовый анализ, эмиссионный оптический спектральный анализ, электронная сканирующая микроскопия с функцией элементного анализа и другие. Однако все они не могут быть включены в смету в качестве способа обследования. Проектная организация может ими пользоваться только за свой счёт».

В числе проблем Нина Шангина указала и на слишком сжатые сроки для выполнения научных исследований и разработки проекта после получения разрешительной документации и согласовательных процедур. 30 дней недостаточно для формирования качественного рабочего документа. Эксперт предложила следующие пути решения существующих проблем:

— пересмотреть сметные нормативы;

— пересмотреть особенности системы государственного заказа, в том числе в части увеличения сроков проведения проектирования;

— снизить расходы проекта на обеспечивающие процессы, используя современные методики и технологии, и таким образом больше средств направлять непосредственно на реставрацию.

Советник Губернатора Санкт-Петербурга по вопросам ЖКХ Владислав Воронков рассказал, что сегодня в российском законодательстве при проведении работ по ремонту и реставрации жилых домов-памятников отсутствует комплексный подход: «Жилищный кодекс создан для того, чтобы ежегодно улучшать качество жизни человека. Но как собственники на свои доходы могут сохранять свои дома? Это возможно только с помощью финансовой поддержки со стороны региональных и федеральных властей».    

«За период с 2016 по 2019 годы в Санкт-Петербурге  увеличилось количество жилых домов – объектов культурного наследия, на которых проводились работы по ремонту, — отметил первый заместитель генерального директора НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Евгений Александров. – Так, в 2016 году у нас было порядка 380 таких зданий, в 2017 году – 426, а к 2019 году их было уже около 500».

Особенностью и одной из главных сложностей работы Фонда он назвал то, что действующие договоры на проведение ремонтных работ являются «не переходящими» из года в год. Средний период выполнения работ составляет от 63 до 147 дней. «Учитывая регламентные сроки рассмотрения заявлений на выдачу разрешений КГИОП на выполнение работ, которые составляют порядка 45 дней, для нас это очень большой и важный промежуток времени. Безусловно, коллеги из КГИОП оказывают содействие, но хотелось бы изменений в действующем законодательстве в этом направлении».

 «Наша организация объединяет собственников многоквартирных жилых домов. Это неравнодушные люди, которые любят свой дом и которые действуют на волонтёрских началах в интересах всего города, это председатели советов многоквартирных жилых домов, — рассказала руководитель РЦОК СПб НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» и регионального центра «ЖКХ Контроль» Алла Бредец. — К нам в общественную приёмную обращаются с самыми различными вопросами. Мы всегда всем говорим – давайте начнём с малого. Сегодня есть Жилищный кодекс, который позволяет собственникам участвовать в судьбе своего дома: провести собрание собственников или хотя бы принять в нём участие, проголосовать, принять участие в вопросах текущего или капитального ремонта. Взять под контроль объемы работ и расходование  денежных средств.

Мы никогда не поддерживаем конфликты, а призываем жителей становится более грамотными, действовать исключительно в рамках закона. Нельзя подменять такие понятия как «ремонт» и «реставрация». Это разные вещи. Всё в наших руках!».

Участники конференции пришли к выводу, что необходимо адаптировать действующее законодательство под современные реалии и использовать новые технологии и методики при обследовании и реставрации жилых домов-памятников.

***

XVI Международная выставка «ЖКХ России» работает в «ЭКСПОФОРУМЕ» с 17 по 19 сентября. Это ежегодное конгрессно-выставочное мероприятие для специалистов жилищно-коммунальной отрасли является площадкой для диалога между отраслевыми корпорациями, органами государственной власти и научным сообществом.

Ссылка на трансляцию конференции 17 сентября: https://youtu.be/3c6k1GbuXIE

http://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/56761/

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?