В течение третьего  квартала 2020  года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 9 252 обращения. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице.

 

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I I I квартала 2020 года?

(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»)

 

Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан Количество обраще-ний 3 кв. % от количества обращений 3 кв. % от количества обращений 2 кв. % от количества обращений 1 кв.
1 Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД 1 677 18,1 16,8 14,1
2 Начисление платы за ЖКУ 1 129 12,2 14,8 16,4
3 Управление МКД 1 064 11,5 12,3 12,8
4 Капитальный ремонт 806 8,7 9,4 11,0
5 Качество коммунальных услуг 896 9,7 7,8 7,0
6 Благоустройство придомовой территории 721 7,8 6,7 5,9
7 Общие собрания собственников 394 4,3 5,8 3,8
8 Обращение с ТКО 335 3,6 3,3 6,0
9 Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) 288 3,1 3,2 3,2
10 Иные 1942 21,0 19,9 19,8
  Всего: 9 252 100 % 100 % (всего обращений 8082) 100% (всего обращений 7634)

 

Краткие выводы

 

Количество жалоб граждан в 2020 году устойчиво растет.

В течении года наблюдается устойчивая тенденция на сокращение количества жалоб, связанных с оплатой услуг ЖКХ.

В течении года наблюдается устойчивый рост числа жалоб, связанных с неудовлетворительным состоянием, содержанием и ремонтом МКД. Со второго квартала тема ненадлежащего содержания МКД выходит на первое место.

Отмечен устойчивый рост жалоб на качество коммунальных ресурсов.

Отмечен устойчивый рост жалоб на благоустройство придомовых территорий.

Жалобы по теме «обращение с ТКО» постепенно сходят на нет, их процент с начала года уменьшился вдвое.

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам отметила: «Самой серьезной проблемой в ЖКХ по обращениям граждан сейчас является состояние многоквартирных домов. В 2020 году она проявилась как никогда остро. В период пандемии управляющие компании зачастую использовали средства, предназначенные для содержания и проведения текущих ремонтов общего имущества на проведение дезинфекции мест общего пользования», – сообщила «Известиям» исполнительный директор Центра, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева.

Она также отметила, что такая ситуация ожидаема, поскольку у организаций не только упали доходы, но и выросли расходы. На них возложили обязанности по проведении дезинфицирующих мероприятий в многоквартирных домах, но источников финансирования никто не указал, подчеркнула Разворотнева. Поэтому, одним из методов решения проблемы стало сворачивание работ по обслуживанию МКД, что в перспективе привело к ухудшению качества проживания в таких домах.

Расшифровка отдельных рубрик

  1. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги включает следующие проблемы:
  • соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • перерасчеты;
  • формирование и доставка платежных документов;
  • дополнительные платежи, комиссии;
  • установление и изменение размера платы за жилое помещение
  • начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме –  140 обращение, что составляет 1,5 % от общего количества.

 

  1. Управление МКД включает следующие проблемы:
  • споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
  • законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
  • раскрытие информации управляющими организациями;
  • лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • договор управления;
  • предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
  • ГИС ЖКХ – 43 обращения, что составляет 0,5% от общего количества обращений;
  • создание и деятельность советов МКД, выплата вознаграждения членам совета

 

  • Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг включает в себя следующие проблемы:
  • перебои в предоставлении коммунальных ресурсов
  • несоответствие поставляемых в дома и квартиры коммунальных ресурсов нормативным требованиям
  • слишком позднее (по мнению заявителей) включение отопления в МКД

 

  1. Капитальный ремонт (806 обращений, что составляет 8,7%) и включает следующие проблемы:
  • сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
  • размер взноса на проведение капитального ремонта;
  • отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
  • качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
  • организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
  • выполнение гарантийных обязательств;
  • прочее.
  1. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (721 обращение, что составляет 7,8 %), в том числе:
  • реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – 158 обращений, что составляет 1,7 % от общего количества обращений.
  1. Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (394 обращения, что составляет 4,3% от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
  • подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
  • фальсификации документов;
  • доступность сведений о собственниках помещений;
  • другое;

 

  • Проблемы, возникающие в связи с введение новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включает следующее:
    • исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
    • начисление платы за ТКО, выставление платежных документов;
    • заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
    • уборка контейнерных площадок, их расположение, количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
    • норматив потребления услуги;
    • соблюдение периодичности предоставления услуги;
    • прочие вопросы.

 

  • Общее имущество в многоквартирном доме, в том числе:
  • определение состава и порядка использования,
  • возможность распоряжения и использования общего имущества,
  • законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность,
  • взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

 

  • Иные темы (1 942 обращения, что составляет 21 %) включают следующие проблемы:
  • социальный найм;
  • жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (222 обращения, что составляет 2,4 %);
  • заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
  • сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования, перепланировка, переоборудование;
  • прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями (49 обращений, что составляет 0,5 %);
  • аварийное жилье: признание аварийным, переселение граждан, снос (103 обращения, что составляет 1,1 % от общего количества обращений);
  • споры между   физическими и юридическими лицами, прямо не связанные, но сопряженные со сферой оказания жилищно-коммунальных услуг;
  • проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (281 обращений, что составляет 3%), включают вопросы:

– приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;

– установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;

– стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;

– рассрочка платежа;

иное.

  • установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
  • стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
  • рассрочка платежа;
  • иное.
  • проч.

 

Методика формирования списка

Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 77 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.

В центрах работали общественные приемные, в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.

При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.

Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.

На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся  в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.

На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.

На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.

На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account