Бесхозные сети бич многих муниципальных образований. Зачастую жители многоквартирных домов становятся заложниками в многолетних бюрократических разбирательствах и спорах между ресурсоснабжающими компаниями, управляющими организациями и муниципалитетами по вопросу содержания и технического обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения и теплоснабжения. В связи с наступлением отопительного периода возросло количество обращений граждан по вопросу непринятия мер теплоснабжающими организациями. Один из свежих примеров. Из письма жильцов дома номер 95 по улице Октябрьской в городе Краснодаре: «Пятый день льётся кипяток, уже прошёл через лоток в канализацию. Сеть была передана городу (еще в советское время, когда РЭП был городской структурой). На балансе жильцов сеть не числится. Писали об этом и в 2015, и 2017 году Главе города Краснодара с просьбой наладить обслуживание из-за постоянных прорывов, решить вопрос о балансовой принадлежности, но ничего не сделано. Звоним во все инстанции — тишина. АТЭК отказывается устранять аварию, сбрасывает тепловой ресурс в канализацию – от того и тарифы у нас такие. Кроме нас сети питают ещё и институт ВНИРО – тем вообще все безразлично, у них нет руководителя». Печально. Казалось бы – вопрос балансовой принадлежности и разграничения эксплуатационной ответственности давно и однозначно решен законодателем. Гражданский и Жилищный кодекс, Федеральный закон России «О теплоснабжении» и Постановление Правительства России № 491, а также судебная практика давно и однозначно признали, что в собственности жильцом МКД наружные сети централизованного теплоснабжения находится не должны, они содержатся и находятся на балансе муниципалитета либо теплоснабжающей организации, а в случае выявления бесхозных сетей орган местного самоуправления решает вопрос об их принадлежности и ответственной за обслуживание теплоснабжающей организации в течение 30 дней, однако, на практике, когда возникает вопрос о расходовании денег, все оказывается сложнее. Почему же теплоснабжающей организации, в данном случае АТЭК, безразлично, на что используется дорогой тепловой коммунальный ресурс и в какую черную дыру уходят деньги горожан? Ответ прост – содержание бесхозных сетей и потери уже заложены в тариф (кстати, в отличие от индексации зарплаты работников теплоснабжающей организации) и здесь жильцы правы – тарифы высоки, потому, что они однобоки и не стимулируют внедрение энергоэффективных технологий, утверждаются РЭК по формальным критериям.
Но, как быть с жителями дома по ул. Октябрьской, 95? Ждать по месяцу на каждый ответ? Обращаться в суд? Рационально ли? Думаем, что визит Общероссийского народного фронта, штаб-квартира которого расположилась напротив, придаст некоторое ускорение решению проблемы. А мы этому посодействуем.
По просьбе жителей Краснодарский РЦОК ЖКХ-Контроль.