В Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ обратились жильцы дома №6 по улице Архитектора Ливчака в г. Ульяновске. Данный дом с 2003 года является объектом культурного наследия муниципального значения. В 2019 году Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия Администрации Губернатора Ульяновской области обратилось с иском к жильцам МКД по вопросу установки на дом информационной надписи со сведениями об объекте культурного наследия в соответствии с утвержденным в 2015 году образцом. Об этом обращении жильцы узнали только от представителей Федеральной службы судебных приставов, предъявивших соответствующий исполнительный лист, до этого никаких уведомлений и требований об установке в добровольном порядке не было. Данный дом 1865 года постройки, состоит из 4 квартир, в которых проживают пенсионеры.
Как законопослушные граждане, они незамедлительно обратились за разъяснениями к истцу – в Управление по охране объектов культурного наследия. Там жителям пояснили, что по Федеральному закону об охране объектов культурного наследия и соответствующим актам органов власти Ульяновской области на собственниках объекта культурного наследия лежит обязанность по установке информационной таблицы. Сама установка производится по согласованному с Управлением проекту. Проект же разрабатывается и реализуется так же за счет собственников.
Жильцам дома рекомендовали конкретного проектировщика, который быстро может разработать правильный проект.
Жители обратились к данному проектировщику, который выставил счет за проект 8000 рублей. Не смотря на значительную для пенсионеров сумму, жители скинулись и оплатили ее.
Каково было удивление жильцов, когда из готового проекта они узнали, что табличка должна быть мраморной!!! И стоимость ее изготовления и установки по проекту составляет около 35000-40000 рублей!
Осознав, что такая сумма является неподъемной для них, жители вновь обратились в Управление по охране объектов культурного наследия с просьбой изменить материал на более дешевый, где им пояснили: Собственники обязаны! Обязательно из мрамора! Закон есть закон!
После чего жильцы обратились в наш Центр за консультацией и помощью.
Проведенный нами анализ нормативно-правовых актов по данному вопросу выявил, что ни в Федеральном законе об охране объектов культурного наследия, ни в соответствующем Законе Ульяновской области, ни в Постановлении Правительства Российской Федерации о правилах установки информационных надписей и соответствующем Постановлении Правительства Ульяновской области, материал изготовления никак не оговаривается, в связи с чем связались со специалистами Управления по охране объектов культурного наследия, где получили аналогичный ответ о том, что нужна мраморная таблица, сославшись на Приказ Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 13. 02. 2015 г. №3 «Об утверждении единого образца информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия». Вот только найти этот Приказ в отрытом доступе нам не удалось, ни на сайте одноименного Министерства, ни Правительства области, ни в бесплатных версиях правовых систем, что грубо нарушает положения п.а ч.1, ст.13 ФЗ N 8 от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который требует размещать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в сети «Интернет», в том числе информацию, которая содержит нормативные правовые акты, изданные государственным органом.
Тем не менее, в платной версии правовой системы “Гарант” Приказ мы все-таки нашли, но вот только в нем так же нет требований к материалу таблички. Кроме того, выяснилось, что ранее в Федеральном законе № 73-ФЗ об охране объектов культурного наследия существовала норма, дающая региональным органам власти право принимать свои требования к порядку установки табличек. Однако изменениями от 27.12.2018 года это право было закреплено исключительно за Правительством РФ, и власти субъектов РФ не имеют права их изменять и дополнять. Тем не менее, Управление продолжает ссылаться на вышеуказанный приказ, который по нашему мнению, должен был утратить силу с момента принятия поправок. То есть, по сути, данная табличка может быть изготовлена хоть из ламинированного листа бумаги. Главное – соответствие установленным требованиям, а именно: «Пластина должна иметь технически надежное крепление, исключающее возможность повреждения или разрушения объекта культурного наследия и обеспечивающее прочность установки на нем информационной надписи с учетом возможных нагрузок. Материал пластины, метод нанесения на нее информационной надписи, а также крепление должны быть устойчивыми к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к климатическим и коррозионным воздействиям» (Постановление Правительства РФ № 1178 от 10.09.2019).
Также жильцы обратили внимание на норму Постановления Правительства Ульяновской области № 278-П от 09.07.2014 года, предполагающую предоставление 50-процентной субсидии владельцам данных объектов на их реставрацию и ремонт. Однако данная субсидия предоставляется только собственникам объектов регионального значения, что ставит собственников объектов муниципального значения в неравное положение с собственниками ОКН регионального значения.
Посовещавшись с жильцами мы пришли к выводу о целесообразности установить более дешевый вариант информационной таблицы из поликарбоната, с покрытием (возможно, выбрать любую текстуру пленочного покрытия, даже текстуру мрамора) и нанесением всех необходимых надписей. Благо таблицы из такого материала установлены на многих объектах культурного наследия в других регионах РФ. Однако проектировщик жителям заявил, что проект с поликарбонатной таблицей Управление не согласует, и необходимо делать именно из мрамора. Такое же пояснение дали в Управлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что Администрация области в лице Управления по охране объектов культурного наследия выражает похвальное желание достижения эстетической привлекательности объектов культурного наследия для туристов и гостей города, однако желает добиться этого за счет собственников данных объектов, порой это многоквартирные дома, в которых проживают социально незащищенные категории граждан, пенсионеры, инвалиды на плечи которых ложится непосильная ноша проживания в объектах ОКН. Такая ситуация совершенно не соответствует декларируемой областной властью политики социальной ориентированности и поддержки жителей области и города, в том числе в вопросах сохранения и поддержания нашего общего культурного наследия. И чего впредь хотелось бы избегать. Обычно собственники ОКН сами не рады признанию их домов объектами культурного наследия. Это связано с дополнительными затратами и ограничениями в пользовании своей собственностью. Например, стоимость текущего, капитального ремонта таких объектов кратно выше, чем стоимость аналогичных работ в обычных домах. К тому же производство таких работ требует получения дополнительных согласований. Например, такие дома как и все иные многоквартирные дома в области включены в региональную программу капитального ремонта, собственники квартир оплачивают ежемесячные взносы с каждого квадратного метра жилой площади с 2014 года и будут оплачивать до 2044 года, обычно это дома с небольшим количеством квартир (до десяти), сумма ежегодного сбора с таких домов около 30 тыс. руб. за весь период действия программы в 30 лет они соберут 860 тыс. руб. и в один прекрасный момент настанет очередь капитального ремонта такого дома, стоимость капитального ремонта конструктивных элементов таких домов кратно выше, чем обычных МКД,
Так как в нашей региональной программе не предусмотрено бюджетное софинасирование ремонта объектов ОКН, вся ноша по ремонту текущему и капитальному ляжет на плечи собственников квартир и этих 860 тысяч рублей им хватит разве что на ремонт электрики мест общего пользования, либо придется увеличивать размер взноса с жителями до суммы не менее чем 25-30 руб. с кв.м., а это около 2 тыс. руб. дополнительных затрат на каждую квартиру жителей в месяц, до 2044 года.
Так же хочу отметить, что такие дома, не смотря на возможное аварийное состояние, не подлежат сносу и расселению жильцов, что ставит жителей таких многоквартирных домов в неравное положение с жителями обычных многоквартирных домов, но ведь жители не виноваты…
Как мне пояснил один из жителей: «Я, конечно, горжусь с одной стороны, но считая пенсию, думаю: «Я же не виноват, что когда-то в моем доме, сто лет назад жила жена Ливчака»
В итоге хотим порекомендовать:
— Жителям таких домов крепиться, и устанавливать на доме информационные таблицы соответствующие законодательству из материалов по стоимости соразмерных «кошельку»;
— Руководству вышеупомянутого Управления быть честнее с людьми, и искать наиболее выгодные решения для граждан, а не для Управления, тем более в такое сложенное время;
— Депутатам Законодательного собрания и Городской думы задуматься всерьез о необходимости софинансирования из бюджета программы капитального ремонта МКД, особенно многоквартирных домов относящихся к объектам культурного наследия муниципального значения.

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?