В период с 10 октября по 29 ноября 2020 года НП «ЖКХ Контроль» провел мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 25 мая 2020 №156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2016 года №74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Мониторинг проводился путем анкетирования региональных центров общественного контроля на предмет функционирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и включал в себя такие вопросы как: Использование системы для получения информации, достоверность информации, общее удобство работы с данной системой, наличие действующих в субъекте Российской Федерации региональной информационной системы, наличие практики проведений общих собраний в системе, в том числе и возникающие в процессе таких голосований проблемы.

В анкетировании приняли участие 42 субъекта Российской Федерации.

География опроса: 8 республик (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, КЧР, Марий-Эл, Татарстан, Чечня, Мордовия), 3 краевых субъектов (Забайкальский, Камчатский, Пермский), 29 область (Архангельская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Брянская, Калужская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская), 2 города Федерального назначения (Санкт-Петербург, Севастополь). 

После анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.

В среднем удовлетворенность системой составляет (включая достоверность информации): 3,16 из 5.

Стабильность работы системы: 3,61 из 5.

Удобство пользования: 3,5 из 5.

Обоснованность необходимости внесения большого объема информации: 3,42 из 5.

Наличие возможности выставления платежных документов: имеется – в 50% опрошенных, не имеется – 28,5%, затруднились с ответом – 21,5%.

О проведении общих собраний в системе ГИС ЖКХ заявило: проводятся – 17,9%, не проводятся – 78,5%, затруднились с ответом – 3,6%.

В подавляющем большинстве субъектов присутствуют замечания связанные с неразмещением информации отдельными поставщика.

Следует отметить, что некоторые субъекты высказывали отдельные замечания.

Брянская область – отмечены технические трудности с работой системы, отсутствие информации от некоторых поставщиков. При том, что общие собрания в эллектронной форме проводятся, систему ГИС не используют для проведения общих собраний.

Волгоградская область – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками, отсутствует необходимая информация, т.к. она не входит в перечень необходимой информации. Сложность размещения и дублирование информации. Плохая организация собственников , сложность внесения данных, несоответствие сведений о площадях помещений.

Волгоградская область – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками. Необходимо дополнить перечень следующими пунктами (перечислить состав информации):

— В целях осуществления мониторинга изменения доли организаций с государственными и муниципальными участием, осуществляющих деятельность сферах управления многоквартирными домами, существует потребность в размещении органами местного самоуправления субъекта РФ следующей информации:

— о количестве  организаций с государственными и муниципальными участием;

— о количестве организаций малого и среднего предпринимательства

— При осуществлении мониторинга реформы в жилищно-коммунальной сфере, возникает необходимость в отражении ГИС ЖКХ сводной информации о количестве многоквартирных домов определенной этажности (5 этажный, 9 этажный и т.д.), а также подразделение на тип многоквартирного жилого дома (монолитный, кирпичный, панельный, деревянный и т.п.).

Камчатский край – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками, технические трудности работы с системой. Проблемы проведения общих собраний, связанные с требованием большего объема документов собственников, чем на электронных площадках для проведения ОСС (СНИЛС, паспортные данные, которые потом видят все пользователи)  еще не до конца отработан алгоритм ОСС). Не возможно сформировать протокол ОСС в печатной классической форме для сдачи в другие органы на бумажном носителе.

Костромская область – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками, технические трудности работы с системой. В частности управляющие организации не выкладывают на сайт всю информацию (отчеты, договоры, протоколы собраний).

Нижегородская область – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками, отсутствует необходимая информация, т.к. она не входит в перечень необходимой информации. Точную информацию, какая УК управляет конкретным МКД, можно получить только в «Реестре лицензий». В «Реестре объектов жилищного фонда» может быть УК указана недостоверно.

Оренбургская область – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками, отсутствует необходимая информация, т.к. она не входит в перечень необходимой информации. Отсутствует гарантия достоверности размещенной информации. Необходимо дополнить перечень размещаемой информации: вкладка «Оценка тех.состояния ОЖФ при размещении данных о количестве дефектов по элементам нужно добавить единицу измерения (вносятся только цифры); при добавлении протокола ОСС необходимо добавить общую площадь МКД, площадь квартир, принявших участие в голосовании, кворум в % — для подтверждения правомочности ОСС. Во вкладку «Договоры оказания услуг/выполнения работ» при размещении данных: информация о договоре – договор и приложения внести изменения и добавить возможность прикрепления неограниченного количества файлов

Во вкладку «Платежные документы» — статус документа(проект) добавить функцию массового удаления проектных платежных документов, а также при ошибочном размещении платежных документов, кроме функции «отозвать документы» добавить функцию «удалить документы». Предусмотреть возможность доработать систему в плане конкретизации выбора МО, населённого пункта при добавлении норматива потребления коммунальной услуги, добавив дополнительную строчку, либо сделав активной имеющуюся.

Республика Адыгея – отмечены технические трудности с работой системы, отсутствие информации от некоторых поставщиков. Так же необходимо размещение управляющими организациями сведений о стоимости содержания и ремонта МКД с разбивкой по пунктам трат, так как данный раздел является приложением договора, то УК не всегда его размещают, ТСЖ, ЖСК и ЖК этого не делают вообще, при этом основное количество вопросов собственников помещений именно о данном тарифе.

Республика Дагестан – отмечены технические трудности с работой системы, отсутствие информации от некоторых поставщиков.

Рязанская область – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками, отсутствует необходимая информация, т.к. она не входит в перечень необходимой информации. Не готовность ГИС ЖКХ к проведению первого общего собрания собственников.

Самарская область – отмечены технические трудности с работой системы, отсутствие информации от некоторых поставщиков. Отсуствует информация размещаемая управляющими организациями. В го Самаре действует информационная система «Эллектронное ЖКХ БАРС».

 

Так же следует выделить некоторые проблемы с системой ГИС ЖКХ

 

Проблема Примечание
1. Не обеспечен доступ собственников к протоколам общих собраний, включая все приложения и реестры, а также к реестру собственников, подписавших договор управления.

Согласно ответу почты (оператор системы ГИС-ЖКХ), на основания закона о персональных данных, планируется доработка, согласно которой реестры к протоколам ОСС будут не доступны каждому собственнику, а будут доступны только администратору ОСС (хотя институт администраторов ОСС не сформирован, например в г.о. Самара нет ни одного Администратора ОСС).

Считаем, что доступ к протоколам и договору управления со всеми приложениями должен быть открыт любому собственнику, т.к. в г.о. Самара наблюдается волна фальсификаций по смене управляющих организаций (УО). Например, управляющие компании ООО «Домком Инвест» массово переводят дома в подконтрольные, более мелкие УО, а у собственников отсутствует возможность оперативно проверить документы по переходу в новую УК, чтобы своевременно оспорить протокол общего собрания.

ГЖИ также отказывает в ознакомлении с документами на основании закона о персональных данных.

Нельзя ограничивать доступ к протоколам только Администратору ОСС, т.к. чаще всего псевдоинициатором ОСС, а в дальнейшем Администратором ОСС, будет аффилированный к управляющей организации собственник.

2. Не реализована функция подтверждения функции администратора ОСС со стороны ГЖИ. Также данная функция не установлена в приказ 74/114. Из-за данного несоответствия ГЖИ Самарской области формально отказывается производить подтверждения функции Администратора ОСС. Оператору и Заказчику системы со стороны ГЖИ направлялись неоднократные обращения.
3. Отсутствует возможность загрузки и просмотра актов выполненных работ, подписываемых между собственниками и УО. Направлялись многочисленные обращения в Почту России, Минстрой, Минкомсвязь, Генеральную прокуратуру.

Есть запросы от ГЖИ и Правительства Самарской области.

Акты выполненных работ должны быть «привязаны» к перечню фактически выполненных работ, а не просто к договору управления «общей кучей»

4. В 2018 г. из приказа 74/114 исключена обязанность по загрузке и доступу к договорам подряда между УО с подрядчиками Отсутствует прозрачность ценообразования, а также детальный перечень услуг Управляющей организации, который чаще всего прописывается в договорах подряда.
5. Отсутствует доступ к договорам с ресурсоснабжающими организациями При этом лицевые счета подключены, а сами договоры загружены (ГЖИ имеет доступ к договорам, а собственники не имеют)
6. Отсутствует доступ к договорам с подрядными организациями, обслуживающими ВДГО, лифтовое оборудование и системы безопасности ГЖИ имеет доступ к договорам, а собственники не имеют
7. В приказе 74/114 отсутствует раздел по загрузке паспортов готовности к отопительному сезону, согласно постановлению Госстроя №170 В ГИС-ЖКХ загружаются паспорта готовности, согласно приказа Минэнерго РФ№103, которые согласно установленной в приказе формы являются «пустышками», не удостоверяющими реальное состояние дел на доме и фактически выполненных работ по подготовке к отопительному сезону.
8. В ГИС-ЖКХ отсутствует возможность поиска по адресу многоквартирного дома (объекту проверки):

·         О проведенных проверках надзорными органами;

·         О паспортах готовности к отопительному сезону

Реестр проверок и паспортов готовности представляет из себя массив данных по 10000 МКД по г.о. Самара, либо по управляющей организации с 2000 МКД с одними и теми же реквизитами, не привязанных к конкретному дому (объекту проверки). Найти проверки по дому не представляется возможным.
9. В ГИС-ЖКХ отсутствует автоматически формируемый отчет по управлению Все данные для формирования отчета по управлению в ГИС-ЖКХ есть.

Однако автоматической формы нет, а УО загружают отчеты произвольной формы и как правило не содержат необходимой информации по выполненным работам и их стоимости (т.к. форма отчета по управлению упразднена одновременно с отменой действия ППРФ 731).

 

Санкт — Петербург – Отсутствует информация, размещаемая отдельными поставщиками; Отсутствует необходимая информация, т.к. она не входит в перечень необходимой информации; Существуют технические трудности работы с системой; При проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее – МКД) в форме заочного голосования (далее – ОСС) с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – Система) возникают следующие проблемы:

  1. Не работает сервис отправления сообщения о проведении ОСС собственникам помещений в МКД (далее – Сообщение). В некоторых МКД при проведении пробных ОСС в Системе Сообщения удалось отправить, но собственники помещений в МКД, получившие сообщения о проведении ОСС через Систему и участвующие в эксперименте, не смогли отправить электронные решения администратору ОСС.
  2. В Сообщении Система блокирует установку продолжительности проведения ОСС, установленной в соответствии с частью 8 статьи 47.1 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 25.05.2020 № 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (не менее чем семь дней и не более чем шестьдесят дней с даты и времени начала проведения голосования);
  3. При формировании повестки дня ОСС в Сообщении не предусмотрена возможность выбора готовой формулировки вопроса из перечня предлагаемых Системой вариантов типовых вопросов, что значительно увеличивает количество затрачиваемого времени на формирование повестки дня ОСС путем самостоятельного набора текста формулировки вопроса в Сообщении. Необходимо формирование Повестки дня ОСС как в формате Word (в Сообщении о проведении ОСС), так и одновременно в личном кабинете Системы (из предлагаемых Системой вариантов).
  4. Возникают проблемы с голосованием у собственников помещений в МКД, имеющим долю в праве общей собственности на помещение в МКД (в Санкт-Петербурге в коммунальных квартирах зарегистрировано право не на отдельные комнаты, а на долю в общем имуществе коммунальной квартиры, при этом указанные доли могут исчисляться дробями с трехзначными значениями знаменателей).
  5. Не ясен порядок отправки Сообщений и голосования лиц, уполномоченных на основании доверенности принимать участие в ОСС в отношении помещений, находящихся в собственности мунициального образования, субъекта Российской Федерации, федеральной собственности. В Росреестре собственником таких помещений указаны вышеперечисленные юридические лица, а принимают участие в голосовании на ОСС физические лица, уполномоченные на основании доверенности представлять интересы указанных юридических лиц.
  6. Также не ясен порядок Сообщений и голосования представителей иных юридических лиц — собственников помещений в МКД, так как от этих лиц также голосует уполномоченный представитель, сведения о котором не отражены в базе данных Росреестра).Каким образом указанный представитель получит Сообщение о проведении ОСС через Систему.
  7. После завершения электронного голосования администратору ОСС отведен только один час на введение в Систему вручную письменных решений собственников помещений в МКД, представленных в заключительный день проведения голосования на ОСС. При значительном количестве таких решений администратор ОСС не успеет ввести в Систему все эти решения, поэтому необходимо увеличение лимита времени, выделенного администратору ОСС на выполнение данных мероприятий.
  8. Система блокирует проведение ОСС в случае, если администратором ОСС зарегистрирована управляющая организация.
  9. Неудобный, не интуитивный интерфейс.
  10. В личном кабинете администратора ОСС в Системе невозможно определить, кто из собственников помещений в МКД зарегистрирован в ЕСИА, имеет возможность получить электронное Сообщение о проведении ОСС и проголосовать через Систему.

Техническая поддержка Системы сообщает, что для внесения изменений в Систему необходимо получения тех.задания у заказчиков ( Минстрой России и Минкомсвязи). Минстрой России готовит стандартные формальные ответы на обращения гос.органов, граждан, а также организаций, управляющих МКД. 

Смоленская область – отмечены технические трудности с работой системы. Также необходимо дополнить перечень размещаемой информации следующими пунктами:

  1. Конкретизировать во всех разделах Приказа, в течение каких дней должна размещаться информация в ГИС ЖКХ – календарных или рабочих, т.к. в настоящее время в Приказе это не отражено, что вызывает соответствующие разногласия по правоприменению между поставщиками информации в ГИС ЖКХ и надзорными органами.
  2. Изменить срок размещения информации в п. 5.3. и п. 5.4. раздела 4 Приказа, поскольку решение лицензирующего органа может быть принято в начале или середине месяца, а изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре лицензий, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении (п. 14 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 г. № 938/пр).
  3. Увеличить срок размещения информации о направлении обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3.3 раздела 4 Приказа), с 3 до 7 дней в соответствии с требованиями п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  4. В настоящее время в соответствии с разделом 10 Приказа в ГИС ЖКХ размещается достаточно большой объем информации по многоквартирным домам, собственники помещений в которых выбрали способ управления управляющей организацией и заключили договоры управления. Тогда как информация по многоквартирным домам, собственниками помещений в которых выбран непосредственный способ управления и заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таких домах, размещается только ресурсоснабжающими организациями и органами местного самоуправления в части технических характеристик многоквартирных домов. Так, например, собственники помещений в таких домах лишены возможности увидеть информацию об обслуживающей организации, выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, просмотреть платежный документ и внести плату за содержание жилого помещения через ГИС ЖКХ, ознакомиться с протоколами общих собраний собственников помещений, направить обращение в обслуживающую организацию и др. В связи с этим предлагается предусмотреть в Приказе обязанность организаций, с которыми собственниками помещений заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таких домах в соответствии с ч. 1 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, также размещать информацию в ГИС ЖКХ.
  5. В п. 7 раздела 8 Приказа конкретизировать срок предоставления ответов на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в ресурсоснабжающую организацию с использованием ГИС ЖКХ, либо предусмотреть отсылочную норму на нормативный правовой акт, которым утверждены такие сроки. В настоящее время органы государственного жилищного надзора не наделены полномочиями по привлечению ресурсоснабжающих организаций за непредставление ответов на обращения или предоставление ответов на обращения с нарушением срока. Внесение вышеуказанных изменений позволит органам государственного жилищного надзора привлекать ресурсоснабжающие организации по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП.
  6. Исключить п. 1.20.1.1.2, п. 1.20.1.1.3, п. 1.20.1.2.2, п. 1.20.1.2.3, п. 1.21.2.1.2, п. 1.21.2.1.3, п. 19.4 раздела 10 Приказа, т.к. данная информация относится к персональным данным, а ее размещение нарушает требования  Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», либо указать, что согласие субъектов персональных данных при размещении данной информации не требуется.
  7. Пунктом 15.3 раздела 10 Приказа предусмотрено размещение отчета о выполнении договора управления многоквартирным домом. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014 г. №882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», которым была утверждена форма отчета об исполнении управляющей организацией договора управления за календарный год, фактически утратил силу, т.к. на территории всех субъектов информация размещается в ГИС ЖКХ. В связи с этим управляющими организациями размещается указанный отчет в свободной форме, которая порой не позволяет собственникам в полной мере оценить исполнение договора управления. Учитывая изложенное, предлагается предусмотреть определенную форму отчета, либо дополнить п. 15.3 раздела 10 Приказа подпунктами по аналогии с размещением годового отчета о деятельности правления товарищества и кооператива (п. 16.1 раздела 10 Приказа).

Тамбовская область – отмечены технические трудности с работой системы. Необходимо Упростить ввод и уменьшить количество информации, которое нужно раскрывать в системе.

Ульяновская область – отмечены технические трудности с работой системы, отсутствие информации от некоторых поставщиков.

 

Пресс-служба НП «ЖКХ Контроль»

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

©2022 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account