Мораторий на пени и штрафы за задержку оплаты услуг ЖКХ не спровоцировал кризис неплатежей. Но задолженность за поставленные энергоресурсы по итогам 2020 года всё же выросла.
Мораторий на взимание штрафов и пеней за несвоевременную оплату жилищно–коммунальных услуг и на их отключение должникам закончился с 1 января 2021 года. Поставщики вновь могут требовать уплаты пеней. По закону они начисляются со второго месяца просрочки в размере 1 / 300 ставки ЦБ от суммы долга в сутки, а с 91–го дня — в повышенном размере (1/130 учётной ставки). То есть если потребители не оплачивали счета, например, за май–декабрь 2020 года, то за 8 месяцев к основной сумме долга за коммуналку — в среднем около 40 тыс. рублей — может прибавиться 1,5–2 тыс. рублей пеней.
Это как посмотреть
Документ, вводящий мораторий, был утверждён постановлением правительства РФ № 424 от 2 апреля 2020 года. Поставщики энергоресурсов приняли поблажки для потребителей в штыки, отраслевые эксперты прогнозировали кризис неплатежей. Объяснялось это тем, что ряд потребителей мог воспринять разрешение не взимать штрафы как отсрочку на оплату услуг и даже как разрешение вовсе не платить за коммуналку. В первый месяц с момента вступления в силу постановления № 424 собираемость платежей в самом деле снизилась. По данным Минэнерго, на рынках электроэнергии в апреле 2020 года показатель упал на 7% относительно апреля 2019 года, на рынках тепловой энергии — на 12%. К середине лета собираемость платежей улучшилась, но по итогам года она всё равно оказалась ниже, чем в 2019 году.
По данным Центра финансовых расчётов (осуществляет денежные проводки между участниками оптового рынка электроэнергии), за период с 1 января по 30 ноября 2020 года процент оплат населения в РФ снизился до 96,2% с 97,8% за аналогичный период 2019 года. В абсолютных показателях долг вырос на 15,4 млрд, с 54,6 млрд до 70 млрд рублей.
В Северной столице, по данным Петербургской сбытовой компании (ПСК), по состоянию на 1 декабря 2020 года у 68 тысяч абонентов просроченная задолженность превышала 5 тыс. рублей, в Ленобласти таких абонентов 21 тысяча. Прирост задолженности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Петербурге — 18%, в Ленобласти — 20%.
В компании “РКС–энерго”, работающей в Ленобласти, сообщили, что, по данным на 30 ноября 2020 года, дебиторская задолженность потребителей выросла на 8,4% по отношению к 2019 году, а непосредственно населения — на 6%. “Пока действовал мораторий, единственным инструментом борьбы с должниками было направление уведомления об оплате и взыскание задолженности в судебном порядке”, — отметили в компании. За год число претензионных обращений, направленных “РКС–энерго” в адрес потребителей–должников, выросло на 5,3%.
Увеличилась задолженность и за поставки тепла. На 31 декабря 2020 года этот показатель составил 6,6 млрд рублей, сообщили в пресс–службе ГУП “ТЭК Санкт–Петербурга”. На 31 декабря 2019 года просроченная дебиторская задолженность была чуть меньше — 6,5 млрд рублей. Таким образом, за 12 месяцев ожидается прирост показателя на 125,8 млн рублей (или 1,9%), отметили в “ТЭК СПб”. Другие крупные поставщики тепла, ТГК–1 и “Петербургтеплоэнерго”, не предоставили “ДП” данные о размере задолженности потребителей.
В “ТЭК СПб” отметили, что традиционно крупнейшими неплательщиками являются управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. Их доля в общем объёме просроченной дебиторской задолженности превышает 80%. Однако в 2020 году в связи с пандемией COVID–19 ухудшилась платёжная дисциплина субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, заключивших прямые договоры с “ТЭК СПб”.
Заплатите позже
В мае Смольный ввёл еще один мораторий — на взимание штрафов и неустоек за долги по договорам теплоснабжения, заключённым с предприятиями малого и среднего бизнеса. Он действовал до 30 сентября 2020 года и распространялся на долги, возникшие за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года. Власти рекомендовали теплоснабжающим организациям не начислять пени за несвоевременное или неполное внесение платы по договорам теплоснабжения субъектам МСП, а также предоставить отсрочку погашения задолженности и приостановить работу по её взысканию с субъектов МСП, не прекращая подачу тепла.
Мораторий был введён только для отдельных категорий потребителей, принадлежащих к пострадавшим от коронавируса отраслям, уточнили в “ТЭК СПб”. Потребителям, относящимся к данной категории и обратившимся в ГУП “ТЭК СПб” с просьбой о предоставлении отсрочки либо рассрочки платежей, такая возможность была предоставлена. С марта 2020 года была предоставлена рассрочка (отсрочка) оплаты долга 93 абонентам.
По словам руководителя регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Петербурга Аллы Бредец, окончание с 1 января 2021 года моратория на начисление пеней и штрафов за неуплату по ЖКХ не означает, что всем должникам сразу после праздников начнут отключать электричество, воду и газ. Неуплата основных начислений по коммунальным платежам повлечёт за собой сперва досудебные претензии, а потом и судебный иск. Злостных неплательщиков могут выселять или требовать принудительного взыскания долга.
Экономить на всём
Юридические лица поблажек в части оплаты коммунальных услуг не получили: правительственный мораторий не распространялся на частный бизнес. Учитывая сложную экономическую ситуацию, многие компании были не в состоянии вовремя платить за электроэнергию и тепло. Поэтому задолженность этой группы потребителей тоже выросла. “По итогам года прирост задолженности по юрлицам ожидаем в районе 5%”, — отметили в ПСК.
В компании уточнили, что на первом месте по сумме просрочки и по её приросту с начала 2020 года находятся ресурсоснабжающие организации (РСО), котельные и водоканалы Ленобласти. Их долг на 1 декабря 2020 года составил 932 млн рублей, а прирост задолженности за 11 месяцев достиг 143,2 млн рублей. В ПСК считают, что основная причина роста задолженности этой группы потребителей связана с задержкой выплаты бюджетных субсидий на погашение межтарифной разницы РСО Ленинградской области. В 2020 году дополнительно прирост задолженности произошёл из–за снижения поступлений от физических и юридических лиц за поставленные услуги по теплоснабжению и водоснабжению.
На втором месте по приросту просроченной задолженности — энергосбытовые организации, которые приобретали электроэнергию у ПСК и перепродавали её своим потребителям. Их долг на 1 декабря составил 274,9 млн рублей, а прирост с начала года — 140,2 млн рублей. Далее следуют садоводства с долгом на 1 декабря 257,6 млн рублей и приростом с начала года 100 млн рублей. Основным способом решения вопроса задолженности таких потребителей является перевод членов СНТ на прямые договоры. “Это исключает мошеннические действия со стороны председателей СНТ, а также даёт возможность точечно вести работу с должниками. В 2020 году на прямые договоры с компанией переведены более 5,6 тысячи жителей из 207 СНТ”, — сообщили в ПСК. Наконец, четвёртая проблемная категория — исполнители коммунальных услуг — частные управляющие компании многоквартирных домов. Прирост их долга — 57,8 млн рублей за 11 месяцев, а просроченная задолженность на 1 декабря составила 354,5 млн рублей.
Предпосылки для кризиса неплатежей в отрасли сохраняются. “Ситуация складывается таким образом, что энергосбытовые компании фактически предоставляют беспроцентный кредит потребителям с риском распространения неплатежей в адрес сетевых компаний и генерирующих”, — говорят в “РКС–энерго”. Так уже и происходит. По данным “Россети Ленэнерго”, прирост просроченной задолженности за услуги по передаче электроэнергии за 11 месяцев 2020 года составил 8,7%. “При этом рост задолженности наблюдается со стороны независимых энергосбытовых компаний, с которыми ПАО “Россети Ленэнерго” проводит весь комплекс мероприятий по взысканию образовавшейся просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке”, — говорят в “Россети Ленэнерго”.
В сложившейся ситуации сомнительно, что правительство решит продлить мораторий на взимание пеней за неуплату услуг ЖКХ. “Судя по тому, какую тревогу бьёт Минстрой из–за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление раньше весны не стоит”, — считает Алла Бредец.
По её мнению, накоплению задолженности помимо сокращения доходов потребителей, неготовности некоторых из них пользоваться онлайн–сервисами во время периода самоизоляции и восприятия моратория как возможности не платить за ЖКХ способствовала практически полная остановка работы юристов ЖКХ по взысканию задолженности.
Андрей Жуков dp.ru
https://m.dp.ru/a/2021/01/22/Platezhom_krasen