В период с 01 февраля по 10 марта 2021 года НП «ЖКХ Контроль» провел мониторинг правоприменительной практики Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 N 176-ФЗ в части применения норм, касающихся выплаты вознаграждения Председателям и членам советов многоквартирных домов.

Мониторинг проводился путем направления запросов правоприменительной практики в отношении назначения вознаграждения советам многоквартирных домов в субъектах Российской Федерации, а также путей разрешения некоторых вопросов, возникающих с уплатой налогов и взносов председателям.

В обсуждении приняли участие 40 субъектов Российской Федерации.

География опроса: 8 республик (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Марий-Эл, Татарстан, Чечня, Мордовия), 3 краевых субъектов (Забайкальский, Камчатский, Пермский), 29 область (Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Брянская, Калужская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская), 2 города Федерального назначения (Санкт-Петербург, Севастополь).

 После анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.

В 2015 году в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены изменения Федеральным законом №176-ФЗ от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющие назначить вознаграждение Председателю совета многоквартирного дома за его деятельность при представлении интересов собственников относительно надлежащего выполнения управляющими организациями условий договора управления многоквартирным домом.

Однако данная норма породила ряд проблем, связанных со способами начисления такого вознаграждения, в частности Министерство финансов Российской Федерации признает такую деятельность трудовой, следовательно, на налогового агента должны быть возложены обязанности по отчислению не только налогов, но и обязательных страховых взносов как с работающего гражданина. Зачастую это приводит к тому, что многие председатели советов многоквартирного дома отказываются выполнять свои обязательства перед жителями и слагают с себя полномочия, так как полученного вознаграждения не хватает даже для обеспечения деятельности совета многоквартирного дома (канцелярия, связь).

Решить данную проблему позволит проект Федерального закона о внесении изменений в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, призванный исключить из перечня объектов налогооблажения страховыми взносами председателей и членов советов многоквартирного дома, в случае если такое вознаграждение будет назначено по решению общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.

Все участники обсуждения отмечают важность такого института как Совет многоквартирного дома и в целом поддерживают принятие данного законопроекта, однако для его скорейшего прохождения для Министерства финансов Российской Федерации необходима более подробная информация об объемах средств недополученных в бюджет из за применения данной нормы в будущем.

Следует также отметить, что в ходе обсуждения были выдвинуты и другие предложения, направленные на развитие институтов ответственных собственников и влияющих на качество применяемых решений.

Необходимо разработать и утвердить порядок принятия решения о признании социально ориентированной НКО исполнителем общественно полезных услуг утвержден в соответствии со следующими правовыми актами:

—  Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

—  Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2016 №398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»;

—  ПП РФ от 27.10.2016 №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»;

— ПП РФ от 26.01.2017 №89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».

В перечне общественно полезных услуг отсутствует «Жилищное просвещение населения», хотя по факту оно проводится с момента введения в действие ЖК РФ. Без обучения жителей МКД основам жилищного законодательства невозможно сформировать образ «активного собственника».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1) Внести изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. От 30.12.2020) «О некоммерческих организациях» в части

Подпункт 6) пункта 1 статьи 31 изложить в следующей редакции:

« 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правовое и жилищное просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;»

2) Внести изменения в постановление Правительства РФ от 27.10.2016 №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» в части

Пункт 14 изложить в следующей редакции:

«14. Услуги в сфере дополнительного образования, включая проведение жилищного просвещения, граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности.

  1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА МКД и ГИС ЖКХ

Раздел 15 совместного приказа Минкомсвязи и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр устанавливает обязанность для председателей советов МКД раскрывать определённую информацию в ГИС ЖКХ:

Информация о председателе и членах Совета (не позднее 15 дней со дня оформления протокола ОСС):

— адрес многоквартирного дома, код ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен дом;

— фамилия, имя, отчество председателя, члена совета;

— СНИЛС председателя, члена совета дома;

— контактный телефон председателя, члена совета МКД;

— электронная почта председателя и члена Совета дома;

— почтовый адрес председателя, члена Совета (при наличии);

— адрес официального сайта в сети «Интернет» Совета (при наличии);

— протокол ОСС об избрании председателя, членов Совета дома.

Информация о вознаграждении председателя и членов Совета МКД (не позднее 15 дней со дня оформления протокола ОСС):

— протоколы ОСС о принятии решения о выплате вознаграждения председателю, членам Совета дома;

— размер вознаграждения председателя;

— условия, порядок выплаты и определения размера вознаграждения председателя;

— размер вознаграждения члена Совета;

— условия, порядок выплаты и определения размера вознаграждения члена Совета.

Информация об отчете о проделанной работе Советом МКД

Ежегодно, в течение II квартала текущего года за предыдущий год

Информация об ответах на обращения по вопросам ЖКХ, поступивших председателю совета, с использованием системы (п. 4 введен Приказом Минкомсвязи России N 550, Минстроя России N 1434/пр от 16.10.2017):

— обращение, поступившее с использованием системы;

— ответ на обращение и документы, являющиеся приложениями к данному ответу на обращение.

Как правило, председатели Советов МКД – пожилые люди. У многих из них нет ни компьютеров, нет и необходимых навыков для работы в Интернете, в частности, в ГИС ЖКХ.

Самая основная проблема – у них нет допуска для выгрузки сведений в систему.

Таким образом, требования совместного приказа Минкомсвязи и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр  не могут быть выполнены в части размещения информации в ГИС ЖКХ председателем Совета МКД (Раздел 15).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За неразмещение информации, размещение данных неполностью или с ошибками лицом, являющимся администратором общего собрания, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 13.19.2 коап РФ.

Ч. 2 ст. 13.19.2 коап РФ касается ответственности:

— ОМСУ;

— лиц, поставляющих коммунальные ресурсы в МКД;

— предоставляющих коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению МКД;

—  иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами РФ размещать информацию в ГИС ЖКХ.

Ответственность председателей Советов МКД за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ по ст. 13.19.2 коап РФ  не предусмотрена.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1) Убрать из совместного приказа Минкомсвязи и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ председателями Советов МКД.

2) Перечень информации для размещения в ГИС ЖКХ, указанный в разделе № 15 указанных приказов Минсвязи и Минстроя России от 29.02.2016г.,возложить  на управляющие организации в той части, которая может быть предоставлена УО председателем Совета МКД.

В связи с вышеизложенным можно сделать следующие выводы:

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации необходимо предоставить информацию в Министерство финансов Российской Федерации о количестве созданных советов многоквартирных домов и практику применения налогового законодательства при выплате Председателям и членам советов многоквартирных домов вознаграждения за их деятельность, в субъектах Российской Федерации с целью оценки количества выпадающих доходов в бюджет, которые могут возникнуть при принятии данного законопроекта.

Министерству финансов Российской Федерации необходимо рассмотреть возможность применения нулевых ставок по налогам и сборам с граждан, получающих доход не превышающих прожиточный минимум или не превышающий минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации.

Общественной палате Российской Федерации следует направить на имя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации письмо поддержки представленного на рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Пресс-служба НП «ЖКХ Контроль»

 

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2021 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль". Сайт разработан AdLife Studio

Log in with your credentials

Forgot your details?