В течение первого квартала 2021 года на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 6 951 обращение. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице и диаграммах ниже.
Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I квартала 2020 года?
(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»)
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан | Количество обращений | % от количества обращений |
1 | Начисление платы за ЖКУ | 1 218 | 17,5 |
2 | Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 1 052 | 15,2 |
3 | Управление МКД | 819 | 11,8 |
4 | Качество коммунальных услуг | 682 | 9,8 |
5 | Капитальный ремонт | 592 | 8,5 |
6 | Благоустройство придомовой территории | 431 | 6,2 |
7 | Общие собрания собственников | 232 | 3,3 |
8 | Обращение с ТКО | 231 | 3,3 |
9 | Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 194 | 2,8 |
10 | Иные | 1500 | 21,6 |
Итого: | 6 951 | 100 % |
Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль», Председателя комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам ОПРФ Светланы Разворотневой:
«В первом квартале 2021 года тема начисления платы за ЖКУ вновь вырвалась на первое место (полтора года она уступала «пальму первенства» вопросам, связанным с неудовлетворительным состоянием, содержанием и ремонтом МКД). Причины беспокойства граждан по этому поводу очевидны. В первом квартале должникам выставили все штрафы и пени, которые копились, но не выставлялись в пандемийном 2020-м году. Кроме того, в целом ряде регионов в 2021 году выросли взносы за капитальный ремонт и тарифы на содержание общедомового имущества. В отдельных случаях существенную роль в повышении платежной нагрузки на население сыграли перерасчеты платы за отопление, которые происходят в январе в тех случаях, если в регионах принята схема оплаты по «1/12», то есть в течение всего года. Учитывая, что значительная доля населения продолжает испытывать тяжелые последствия экономического кризиса, вызванного пандемией, тема платежей за ЖКУ в регионах приобретает особую остроту. Анализ обращений по теме «Начисления платы за ЖКУ» демонстрирует, что граждане повсеместно переплачивают за услуги ЖКХ. В основном это связано с завышенным объемом коммунальных ресурсов, которые они по факту не потребляют. Решение этой проблемы мы видим во внедрении энергоэффективных технологий в наши дома и введении прозрачных методик расчета платежей (особенно в сфере теплоснабжения).
Аналитическая записка по итогам анализа обращений за I квартал 2021 года
Итоговый рубрикатор проблем выглядит следующим образом:
1.Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (1 218 обращений, что составляет 17,5%) и включает следующие проблемы:
- соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
- перерасчеты;
- формирование и доставка платежных документов;
- дополнительные платежи, комиссии;
- установление и изменение размера платы за жилое помещение
- начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме – 212 обращение, что составляет 3 % от общего количества.
2.Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт МКД (1 052 обращения, что составляет 15,2 %).
3.Управление МКД (819 обращений, что составляет 11,8%) включает следующие проблемы:
- споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
- законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
- раскрытие информации управляющими организациями;
- лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
- договор управления;
- предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
- ГИС ЖКХ – 68 обращений, что составляет 1% от общего количества обращений;
создание и деятельность советов МКД, выплата вознаграждения членам совета
4.Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (682 обращения, что составляет 9,8%).
5.Капитальный ремонт (592 обращения, что составляет 8,5%) и включает следующие проблемы:
- сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
- размер взноса на проведение капитального ремонта;
- отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
- качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
- организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
- выполнение гарантийных обязательств;
- прочее.
6.Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (431 обращение, что составляет 6,2%), в том числе:
7.Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (232 обращения, что составляет 3,3% от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
- подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
- – фальсификации документов;
- – доступность сведений о собственниках помещений;
- – другое;
8.Проблемы, возникающие в связи с введение новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (231 обращение, что составляет 3,3%) включает следующее:
- исключение платы за ТБО из состава платы за содержание жилья;
- начисление платы за ТКО, выставление платежных документов;
- заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками и региональным оператором, между управляющими организациями и региональным оператором;
- уборка контейнерных площадок, их расположение, количество, доступность, бестарный вывоз, раздельное накопление;
- норматив потребления услуги;
- соблюдение периодичности предоставления услуги;
- прочие вопросы.
9.Общее имущество в многоквартирном доме (194 обращения, что составляет 2,8 % от общего количества обращений), в т.ч. определение состава и порядка использования, законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность, взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, возврат.
10.Иные темы (1 500 обращений, что составляет 21,6 %) включают следующие проблемы:
- социальный найм;
- жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (138 обращений, что составляет 2 %);
- заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
- сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования, перепланировка, переоборудование;
- прямые договоры собственников с ресурсоснабжающими организациями (74 обращения, что составляет 1,1 %);
- аварийное жилье: признание аварийным, переселение граждан, снос (53 обращений, что составляет 0,8 % от общего количества обращений);
- споры между физическими и юридическими лицами, прямо не связанные, но сопряженные со сферой оказания жилищно-коммунальных услуг;
- проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (238 обращений, что составляет 3,4%), включают вопросы: приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
- установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
- стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
- рассрочка платежа
Пресс-служба НП “ЖКХ Контроль”