В разных районах Петербурга меняют домофоны: вместо старых, но работающих устанавливают «умные» — с видеокамерами. Горожане говорят, что подписи за замену оборудования собирают постфактум — одновременно с выдачей новых ключей. Некоторые жильцы узнают об этом уже у парадной, когда не могут попасть домой.

Известно, что записи отправляют в центр обработки данных и могут выдать силовым структурам. Только в Центральном районе до 2024 года установят 4,5 тысячи «умных» домофонов. «Бумага» рассказывает, что известно о ситуации — и как на нее реагируют горожане.

Жители Центрального района с начала октября сообщают, что в домах без их ведома устанавливают «умные» домофоны. Некоторым не выдают ключи

Участники сообщества «Центральный район за комфортную среду обитания» в начале октября рассказали, что в их домах начали демонтировать старые домофоны и устанавливать новые. Во время сбора подписей представители компании-установщика называют новые устройства «умными». К тому же на домофонах установлены видеокамеры, следует из информационной справки, которую вешают на дверях домов.

Судя по фотографиям устройств, на них стоит логотип «Дом.ру». На сайте компании сказано, что такие домофоны позволяют жителям открывать входную дверь «из любого уголка квартиры» — с помощью приложения. Со смартфона также можно общаться по видеосвязи с гостем, который стоит у входной двери, утверждают в компании.

Некоторые горожане утверждают, что домофоны устанавливают без их ведома. Так, петербуржец Максим П. писал, как его соседи по Центральному району однажды не смогли попасть домой после замены домофонов. По его словам, устройства меняли «без предупреждения и выдачи ключей». Максим П. заявил «Бумаге» 27 октября, что так и не получил ключи от нового домофона и открывает дверь по коду.

Другая жительница Центрального района также говорит, что в ее доме установили новые домофоны «без предварительного собрания [собственников] и без возврата хорошего замка». «Подписи [у собственников] собирают только после установки. Я категорически против замены», — рассказала «Бумаге» петербурженка Наталья Д.

20 октября на некоторых домах в Центральном районе горожане повесили объявления, что они против замены домофонов. Там подчеркивается: соседей устраивает их собственный домофон, собственники не проводили общее собрание по поводу замены, а управляющая компания не выдавала сторонним организациям задания на замену оборудования.

Об этой же проблеме с прошлой зимы говорили жители Фрунзенского и Кировского районов. Работы останавливала полиция

О ситуации с «внезапной» массовой заменой домофонов с конца прошлого года писали в социальных сетях жители других районов Петербурга.

В декабре 2020 года сообщение об этом появилось в сообществе МО «Ульянка» во «ВКонтакте». «Компания установила видеодомофон в подъезде БЕЗ согласования с собственниками (ранее был обычный домофон), сотрудник дает подписывать документы без даты, печатей, подписей ответственных лиц, копии документов не дают», — писали в паблике, опубликовав видео с «сотрудником»,.

Пользователь по имени Иван, который проживает в Купчине, поделился похожей историей. Он рассказал «Бумаге», что в его доме домофоны заменили в июне 2021-го. «Пришли, не поставив в известность наше ТСЖ, демонтировали старые и установили „умные“. Потом в процессе выдачи ключей собирали подписи за смену домофонов на „умные“», — продолжил Иван.

В марте 2021 года «Фонтанка» рассказывала, что жители дома на Белградской улице обратились в полицию, когда в их доме начали менять домофоны. В результате правоохранители возбудили административное дело и остановили демонтаж старого оборудования.

Домофоны устанавливают бесплатно, а за более чем два ключа просят деньги. За использование приложения тоже нужно платить

По словам жителей из разных районов Петербурга, им устанавливают домофоны бесплатно, а также выдают по два ключа. Тем не менее за последующие просят деньги: петербуржцы, с которыми общалась «Бумага», говорили, что им предлагали купить третий и четвертый ключи по 200 рублей за штуку.

Компания, которая управляет брендом «Дом.ру», чьи домофоны устанавливают в домах, называется «ЭР-Телеком». В пресс-службе петербургского филиала компании «Бумаге» сообщили, что готовы бесплатно выдать жильцам дополнительные ключи — по одному на каждого прописанного в квартире. Для этого нужно обратиться в офис «Дом.ру» и предъявить «справку соответствующей формы», отметили в фирме.

Кроме того, в «ЭР-Телеком» отметили, что мобильное приложение, через которое можно управлять домофоном, тоже не бесплатное: за него нужно платить по 100 рублей в месяц.

Компания, которая устанавливает домофоны, уверяет, что заменяет их, только если «за» выступают 70 % жителей

Установкой домофонов занимается компания «Цифрал-Сервис», следует из объявлений, которые вешают на двери с новыми домофонами. Согласно данным СБИС, эта компания на 50 % принадлежит «Эр-Телекому».

В «Цифрал-Сервисе» «Бумаге» заявили: «Устанавливать новый домофон или нет — всегда решение собственников. Каждая установка сопровождается письменным согласием жителей — не менее 70 % жителей должны быть согласны с новым домофоном и условием его замены».

На вопрос о том, оповещает ли фирма жильцов о запланированной замене, в «Цифрал-Сервисе» заявили: «Конечно. Мы используем хоть и „дедовский“, но самый эффективный способ — развешиваем информационные объявления в подъездах. Часто их быстро срывают или заклеивают рекламой. Но здесь мы уже бессильны, приходится больше разъяснять словами при обходе квартир — „почему“ и „как“. Также мы информируем активистов подъездов, у которых есть хороший контакт с соседями».

Некоторых беспокоит, что у третьих лиц будет доступ к записям с камер видеонаблюдения. По заявлению компании-установщика, к архиву может получить доступ полиция

Некоторые подписчики группы «Центральный район за комфортную среду обитания» не уверены, что новые домофоны безопасны. В частности, им неизвестно, где и как долго будут храниться данные с камер видеонаблюдения и насколько защищен этот сервис.

По данным пресс-службы «Цифрал-Сервиса», архив видеозаписей «чаще всего» хранится трое суток. «Все данные в обезличенном виде хранятся на защищенных удаленных серверах (в России). Адреса зашифрованы, поэтому даже сотрудники компании не могут определить, с какой локации эти данные (кроме тех, кто работает по запросам полиции)», — заявили «Бумаге» в компании.

«Доступ к архивам имеют сами собственники помещений через мобильное приложение, требующее регистрации. Житель получает видеосигнал только со своего подъезда. Органы правопорядка получают записи по официальному запросу», — добавили в «Цифрал-Сервисе».

Некоторые жильцы не против новых домофонов. Они считают, что в соцсетях началась неоправданная «истерика»

При этом не все критикуют новые домофоны. В социальных сетях много положительных комментариев. Например, один из пользователей писал, что в его доме домофон от «Дом.ру» стоит уже три года и «никто не жалуется». «Бумага» опросила жителей, в чьих парадных появились «умные» устройства — и тоже встретила положительные отзывы.

«Наличие видеокамеры повышает безопасность. В общем, впечатление положительное, в нюансах не разбираюсь, а в использовании увидела только плюсы», — рассказала «Бумаге» петербурженка Анастасия С.

«У меня нет никаких к нему претензий. Выдали два ключа. Но и на предыдущий выдавали ограниченное количество, остальное покупали сами. <…> Мы с лифтом тоже митинги должны были устраивать? Поставили новый домофон, проблем не вижу», — говорит Елена С., с которой также поговорила «Бумага».

Часть домофонов ставят по госпрограмме «Безопасный город». По ней к 2024 году в Центральном районе должны установить 4,5 тысячи новых устройств

В пресс-службе петербургского филиала «ЭР-Телеком» сказали «Бумаге», что исполняют в городе государственный контракт, «направленный на модернизацию домофонного оборудования». Согласно нему, «умные» домофоны должны установить в 4500 подъездах Центрального района, отметили в компании. По словам представителя «ЭР-Телекома», речь идет о контракте № 57/21, заключенном 5 мая 2021 года.

На сайте госзакупок есть один такой контракт, он заключен на три года, его общая стоимость — 2,3 миллиарда рублей. Исполнителем заявлен «Ростелеком». В июне компания объявила конкурс по поиску того, кто окажет ей «телекоммуникационные услуги по передаче данных с устройств мониторинга в центр обработки и хранения данных». Контракт стоимостью 1,2 миллиарда рублей заключили с «Эр-Телеком». В «Эр-Телекоме» «Бумаге» пояснили, что привлекают «Цифрал-Сервис», который и устанавливает домофоны, на совместное исполнение госконтракта.

Согласно документации, «Эр-Телеком» выступает посредником между «устройствами мониторинга» (предположительно, речь про видеодомофоны) и центром хранения данных. Этот центр находится на Таврической, 39, сказано в техническом задании. По этому адресу также расположены комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивный комитет.

Не все адреса с новыми домофонами входят в госпрограмму. Как утверждает компания, туда выезжают по «заявкам»

В техническом задании контракта есть перечень мест, в которых должны располагаться «устройства мониторинга». В нем — 20 тысяч адресов по всему городу.

В «Эр-Телекоме» говорят, что замена оборудования юридически обоснована: «В договоре каждой домофонной компании есть пункт о модернизации оборудования и на основании этого пункта осуществляется замена панелей».

При этом на вопрос «Бумаги» о том, каким образом определяются дома, в которых заменяют домофоны, в «Цифрал-Сервисе» ответили: «В первую очередь мы выбираем те дома, в которых жители дома организовались и самостоятельно оставили заявку на нашем сайте. <…> Во вторую очередь — работаем с домами по рекомендации администрации города и полиции. Выбирая те дома, где до сих пор нет видеокамер вообще. А есть такие дома, адреса которых изначально включены в АПК „Безопасный город“. В этом случае адреса нам дает администрация».

Материал: https://paperpaper.ru/v-peterburge-massovo-demontiruyut-rab/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

2 комментария
  1. Наталия 2 года назад

    Установили “умный” домофон Приморский район, проспект Королева дом 42. Никого не спросили, собрания не было. За месяц работы домофон ломается уже 3-й раз. Компания которая должна обслуживать домофон отвечает что наш адрес не включен в списки.
    Старый домофон за 20 лет работы ломался может раза 2, и то очень быстро ремонтировали. Вот на кой такой геморрой?

  2. Лера 2 года назад

    Цифра-сервис отвратительные сотрудники!
    Не показывают договор, который типа подписали более 80%. С администрацией не связаться, хотя на сайте есть их телефон, но, позвонив, оказывается, что необходимо набрать добавочное, а его нет. На обращения они отвечают через раз-десять, и то как будто не читают вопросы, а просто пишут, что в голову пришло, добавочное не дают, отправляют в колл-центр, в котором ничего не знают и не могут ответить на вопросы, либо говорят неправду.
    В колл-центре тоже «отличные и компетентные» сотрудники, запомнилась Людмила, которая вообще повесила трубку.
    Оборудование поменяли в миг, никому об этом не говоря. Ключи не ходили не раздавали, если сами не увидели на улице, что мужик какой-то стоит, то остались без ключей бы. Он сказал, что привезёт договор и пропал. Очень «ответственный» сотрудник и тоже не врёт.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account