Ежеквартально НП «ЖКХ Контроль» формирует рейтинг обращений граждан в общественные приемные, расположенные в подавляющем количестве регионов России (77 субъектов РФ).
За прошедшие три месяца в Национальный и региональные центры НП «ЖКХ Контроль» поступило 7 878 обращений граждан, не получивших возможности разрешить проблемы путем обращения к исполнителю услуг, в контрольно-надзорные органы или иные общественные организации.
На основе анализа обращений составлен рейтинг наиболее актуальных для граждан проблем. Подобный мониторинг ведется с 2014 года.
Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам III квартала 2020/21 года?
(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»)
Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан
2020 |
Количество обращений | % от количества обращений | Позиция в рейтинге | Тематика проблем, волнующих граждан
2021 |
Количество обращений | % от количества обращений |
1 | Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 1 677 | 18,1 | 1 | Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 1143 | 14,5 |
2 | Начисление платы за ЖКУ | 1 129 | 12,2 | 2 | Начисление платы за ЖКУ | 1010 | 12,8 |
3 | Управление МКД | 1 064 | 11,5 | 3 | Управление МКД | 895 | 11,4 |
4 | Капитальный ремонт | 806 | 8,7 | 4 | Качество коммунальных услуг | 784 | 10 |
5 | Качество коммунальных услуг | 896 | 9,7 | 5 | Благоустройство придомовой территории | 740 | 9,4 |
6 | Благоустройство придомовой территории | 721 | 7,8 | 6 | Капитальный ремонт | 680 | 8,6 |
7 | Общие собрания собственников | 394 | 4,3 | 7 | Обращение с ТКО | 379 | 4,8 |
8 | Обращение с ТКО | 335 | 3,6 | 8 | Общие собрания собственников | 310 | 3,9 |
9 | Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 288 | 3,1 | 9 | Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 273 | 3,5 |
10 | Иные | 1942 | 21,0 | 10 | Иные | 1664 | 21,1 |
Всего обращений: | 9 252 | 100 % | Всего обращений: | 7878 | 100 % |
% соотношение обращений за Ш квартал 2020/21 гг.
Тематика | 2020 г. | 2021г. |
Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 18,1% | 14,50% |
Начисление платы за ЖКУ | 12,20% | 12,80% |
Управление МКД | 11,50% | 11,40% |
Капитальный ремонт | 8,70% | 8,60% |
Качество коммунальных услуг | 9,70% | 10% |
Благоустройство придомовой территории | 7,80% | 9,40% |
Обращение с ТКО | 3,60% | 4,80% |
Общие собрания собственников | 4,30% | 3,90% |
Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 3,10% | 3,50% |
Иные | 21% | 21,10% |
Количественное соотношение обращений за Ш квартал 2020/21 гг.
Тематика | 2020 г. | 2021г. |
Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 1 677 | 1143 |
Начисление платы за ЖКУ | 1 129 | 1010 |
Управление МКД | 1 064 | 895 |
Капитальный ремонт | 806 | 680 |
Качество коммунальных услуг | 896 | 784 |
Благоустройство придомовой территории | 721 | 740 |
Обращение с ТКО | 335 | 379 |
Общие собрания собственников | 394 | 310 |
Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 288 | 273 |
Иные | 1942 | 1664 |
Общее количество обращений: | 9 252 | 7878 |
Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Сергея Сохранова:
– Традиционно, тематика подавляющего числа обращений касается состояния многоквартирных домов и качество услуг по их содержанию и ремонту.
В летне-осенний период 2021 года произошло увеличение количества обращений по вопросам, связанным с качеством услуг по содержанию общего имущества. Подобная тенденция весьма характерна для данного периода времени и связана она, в первую очередь, с подготовкой к отопительному периоду. Граждане обоснованно ожидают улучшений, направленных на разрешение проблем, выявленных в доме в течение прошедшей зимы. Прирост количества обращений, поступивших из регионов России, по данной тематике в сравнении показателями второго квартала 2021 года составил порядка 20,4%.
Несмотря на наличие значительного роста, сравнивая с аналогичным периодом прошлого 2020 года, нужно сказать о снижении общего количества обращений по данной теме на 31,8%. В 3 квартале 2020 года данная группа проблем также лидировала в общем рейтинге с показателем 18,1 % от общего числа обращений при 14,5 % в текущем году.
Такая разница обусловлена спецификой периода 2 и 3 квартала 2020 года, ознаменовавшегося периодом пандемии и введением самых жестких мер, направленных на пресечение распространения вирусной инфекции COVID-2019, в том числе переход на самоизоляцию граждан, ограничением проведения массовых мероприятий, дистанционный режим работы. Именно в этот период зафиксирован значительный рост количества обращений граждан. Граждане обращались с проблемами, связанными с проведением годовых общих собраний, с утверждением планов проведения капитальных ремонтов, продления полномочий председателей ТСЖ, и иными, требовавшими проведения общих собраний собственников жилья.
В текущем году летний период прошел заметно спокойнее: ограничения стали мягче, урегулированы вопросы проведения общих собраний, в том числе за счет большего проведения собраний в электронной форме (в ГИС ЖКХ и региональных системах), управляющие компании также перевели значительную часть работы в онлайн-формат; многие научились пользоваться оплатой услуг ЖКХ с помощью мобильного телефона.
Приведенная ниже таблица позволяет отследить изменение актуальности каждой из обозначенной в рейтинге тем за последние три года.
Отчетный период | I
квл. 2019 |
II квл. 2019 | III квл. 2019 | IV квл. 2019 | I
квл. 2020 |
II квл. 2020 | III квл. 2020 | IV квл. 2020 | I
квл. 2021 |
II квл. 2021 | III квл. 2021 |
Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества | 1163 | 964 | 1203 | 980 | 1075 | 1355 | 1677 | 1209 | 1 052 | 949 | 1143 |
Начисление платы за ЖКУ | 1453 | 1046 | 993 | 893 | 1253 | 1197 | 1129 | 1012 | 1 218 | 978 | 1010 |
Управление МКД | 823 | 769 | 765 | 751 | 975 | 998 | 1064 | 911 | 819 | 884 | 895 |
Качество коммунальных услуг | 429 | 462 | 361 | 968 | 538 | 634 | 896 | 1036 | 682 | 973 | 784 |
Капитальный ремонт | 607 | 555 | 674 | 629 | 843 | 759 | 806 | 678 | 592 | 653 | 680 |
Благоустройство придомовой территории | 1035 | 595 | 479 | 381 | 450 | 540 | 721 | 565 | 431 | 600 | 740 |
Общие собрания собственников | 259 | 211 | 236 | 285 | 286 | 468 | 394 | 284 | 232 | 296 | 310 |
Предоставление услуги по обращению с ТКО | 971 | 729 | 363 | 343 | 459 | 261 | 335 | 310 | 231 | 288 | 379 |
Общее имущество (состав, использование, возврат) | 168 | 151 | 183 | 166 | 247 | 258 | 288 | 248 | 194 | 192 | 273 |
Иные | 1417 | 1083 | 1276 | 1088 | 1508 | 1612 | 1942 | 1468 | 1500 | 1337 | 1664 |
Общее количество обращений | 8325 | 6565 | 6533 | 6484 | 7 634 | 8 082 | 9 252 | 7 721 | 6951 | 7150 | 7878 |
Сравнивая 3 квартал 2020 года и, соответственно, 2021 года стоит сказать о снижении на 12,5 % количества обращений по вопросам качества оказываемых коммунальных услуг. Также падение на 19,4% наблюдается и в сравнении со вторым кварталом текущего года. Это во многом сопряжено с изменением сроков начала отопительного периода в городах регионального значения.
Можно привести несколько примеров. В городе Самаре с 2020 году отопительный период начался для потребителей, проживающих в многоквартирных и жилых домах 28 сентября, тогда как в 2021 году тепло граждане должны были получить уже 20 сентября. Разница в городе Воронеже составила 26 дней, а именно 20 сентября 2021 года вместо 15 октября 2020 года, в городе Волгограде начало сезона передвинули на 10 октября, опережая график предыдущего года на 2 дня. Такие же изменения отмечаются и в других регионах.
За счет вхождения в отопительный период и проведения пуско-наладочных работ в более ранние сроки ожидается снижение актуальность вопросов о качестве услуги по отоплению в октябре 2021 года.
Лидером в этом сезоне по данной строке рейтинга стали Липецкая область, Республика Татарстан, Республика Коми, Кировская область.
Безусловно, злободневной темой остается тема начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, находящаяся на втором месте рейтинга. Не снижается и актуальность вопроса о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании использовании общего имущества. 0,4 % зафиксированный прирост относительно аналогичного периода 2020 года. В целом доля обращений, связанных с платой за т.н. « общедомовые нужды» составляет порядка 16% от общего количества обращений по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
В блоке вопросов, находящихся на третьем месте рейтинга проблем, в сравниваемых периодах аккумулируются проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами. Экспертами зафиксировано значительное снижение количества обращений по вопросам управления многоквартирными домами. 15,8 % составила потеря данной позиции рейтинга в сравнении с пандемическим периодом третьего квартала прошлого года и рост на 1,3% от показателей предыдущего квартала 2021 года.
Стоит отметить, что речь идет не только об организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами. В прошедшем квартале текущего года увеличилась доля обращений, связанных с деятельностью советов домов. В этом усматривается результат просветительской деятельности НП «ЖКХ Контроль» на федеральном уровне, в регионах и на межрегиональных площадках. Можно отметить наличие и распространение положительного опыта взаимодействия советов домов с лицами, ответственными за управление домами в силу закона и имеющихся договорных отношений. Увеличение доли обращений по вопросам деятельности советов домом подтверждает правильность политики государства, направленной на развитие массовой просветительской деятельности, повышение роли активных собственников и первичных ячеек общественного контроля в лице советов домов.
Отмечается, что более востребованным стали электронные ресурсы, в том числе и ГИС ЖКХ, позволяющие, не нарушая режима изоляции, обратиться в выбранную организацию или орган власти. Многие региональные центры НП «ЖКХ Контроль» провели обучающие мероприятия в доступных форматах, направленные на ознакомление граждан с работой системы, порядком поиска информации и требованиями, предъявляемыми к раскрытию информации к каждому из участников жилищно-коммунальных отношений.
Анализ обращений в рассматриваемый период выявил заинтересованность граждан в обеспечении комфортных условий пребывания на придомовых территориях и общественных пространствах. Прирост обращений по теме благоустройства составил 2,6 % в сравнении с 3 кварталом 2020 года и 54,5% с летнее-осенним периодом 2019 года.
Неразрывно вопросы благоустройства и содержания общего имущества связаны с определением состава общего имущества в многоквартирном доме и возможностью использования такого имущества, его возврата из чужого незаконного владения. Результатом активной деятельности созданной НП «ЖКХ Контроль» Федеральной комиссии по защите прав собственников стало увеличение доли обращений по данному блоку вопросов в общей массе обращений: 2,7% в 3 квартале 2019 года, 3,1% в 3 квартале 2020 года и 3,5 % в рассматриваемом периоде.
Увеличение процента обращений с 3,6 % в 3 квартале 2020 года до 4,8 в 3 квартале 2021 года по вопросам оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами во многом свидетельствует о некачественной работе региональных операторов, уклонении органов местного самоуправления от решения вопросов местного значения, связанных с организацией данного процесса в пределах муниципального образования и игнорировании имеющихся проблем на уровне региона.
Несмотря на многочисленные попытки законодателя сверху навязать новые механизмы разрешения проблем в сфере ЖКХ, многие вопросы остаются неразрешимыми и требуют более системного подхода и правового регулирования. В этой связи можно обозначить глобальные для данного периода вопросы, такие как модернизация коммунальной инфраструктуры, необходимость пересмотра системы лицензирования управляющих организаций, направленного на исключение возможности передачи домов в управление домов при наличии признаков предоставления фальсифицированных документов, оптимизации процесса выбора управляющих организаций, устранение недостатков законодательства, регулирующего порядок учета коммунальных ресурсов и многое другое.
Пресс-служба НП “ЖКХ Контроль”