Эксперты НП «ЖКХ Контроль» разобрались в недавних изменениях 354 Постановления Правительства РФ в части перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. В данном материале приводим обзор этих изменений, которые вступают в силу с 1 марта 2023 года.

Изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах внесены 16 ноября 2022 года постановлением Правительства РФ №2076. Введённые норма являются констатацией существующей практики распространения Правил на случаи перерасчёта платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя.

Новый п. 861 закрепляет отдельное правомочие потребителей получить перерасчёт платы за услугу по обращению с ТКО за период их временного (т.е. более 5 дней) отсутствия в жилом помещении. Изменения подтверждают, что порядок получения перерасчёта за КУ, в том числе по обращению с ТКО, един для всех видов коммунальных услуг. Процедура в этой части не претерпела изменений.

Напомним, что потребитель вправе обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги, если отсутствовал временно (более 5 дней) в жилом помещении по месту жительства до начала периода отсутствия или же не позднее 30 дней с момента его окончания.

В силу п. 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются:

– фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя,

– день начала и окончания периода его временного отсутствия

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. Перечень таких документов определён п. 93 Правил и носит открытый характер. Фактически, это могут быть любые документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия.

В качестве меры, побуждающей собственников помещений к установке индивидуальных приборов учёта, постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 было введено дополнительное условие перерасчёта платы – наличие акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учёта.

Учитывая это, Правительство РФ посчитало необходимым исключить такое условие для случаев перерасчёта платы за услугу по обращению с ТКО.

Так, абз. 2 п. 92 Правил дополнен предложением следующего содержания: «Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется».

Стоит отметить некую недосказанность данной нормы. Тем же постановлением Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016 года вместе с установлением необходимости доказать, что прибор учёта не установлен не по причине нежелания собственника помещения исполнить установленную законом обязанность, а  именно из-за отсутствия технической возможности это сделать, была введена норма п. 56 (2) Правил, которая вызывает постоянную устойчивую негативную реакцию граждан.

Данной нормой введена обязанность собственников помещений нести расходы на оплату коммунальных услуг в так называемых «нулевых квартирах», т.е. при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан. Плата в этом случае определяется пропорционально количеству лиц, чьё право собственности на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке.

– В целом, ничего критичного в данной норме нет. Она была реакцией на многочисленные жалобы на завышенные расходы на оплату ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, возникающие в результате отсутствии учета расход в квартирах, где никто не зарегистрирован, но фактически проживает по нескольку человек. Преодолеть норму было легко. Достаточно было установить приборы учета и платить за фактически потребленное количество ресурса, – отметили эксперты НП «ЖКХ Контроль».

Однако в 2018 году появилась в Правилах аналогичная норма (п. 148(36)), распространённая на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.  Интересным является решение ВС РФ от 26.02.2020 года, которым гражданину было отказано в признании недействующим пункта 148(36) Правил.

Примеры из судебной практики

Общественный резонанс вызвало решение Верховного суда РФ от 26.02.2020 года по административному делу №ФКПИ19-967 по административному исковому заявлению Ковригиной Зинаиды Николаевны о признании недействующим п. 148(36) Правил предусматривающего, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.

Несмотря на то, что истцу было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, отдельные положения судебного акта вызвали различное толкование и позволили сделать выводы, противоречащие как содержанию самого решения, так и закону.

Так, суд указал, что «твёрдые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчёта и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил».

Суд лишь констатировал наличие установленного законом порядка перерасчёта при временном отсутствии потребителя.

Это положение стали рассматривать в совокупности с п. 11 ст. 155 ЖК РФ, но в сокращённом её варианте, утверждая, что ввиду начисления платы за данную услугу исходя из норматива накопления, плата подлежит перерасчёту в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении. Появилось утверждение о том, что неиспользование помещения является частным случаем временного отсутствия потребителя, дающим основание для перерасчёта.

В действующей же редакции нет такого однозначного звучания правовой нормы. П. 11 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

Сделаем три акцента.

Первое – это временность отсутствия потребителя.

Временно отсутствие, т.е. отсутствие потребителя в помещении более 5 дней. Установленный порядок регламентирует заявительный характер с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев с документальным подтверждением факта отсутствия.

Второе – необходимо понимать, что привязка идёт к личности потребителя.

Понятие потребителя коммунальной услуги установлено Правилами предоставления коммунальных услуг. Таковым является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Т.е., потребитель – это лицо, использующее помещение вне зависимости от оснований, потребляющее коммунальные услуги.

Отсутствие в помещении зарегистрированных граждан исключает сам факт наличия в помещении потребителя, т.е. невозможна та привязка к личности, о которой говорилось выше.

З.Н. Ковригина, равно как и иные граждане, обращающиеся по данному вопросу, заявляют не о временном отсутствии, а о неиспользовании помещения. Именно на этом основании заявляется требование о перерасчете, что противоречит п. 86 Правил.

Это приводит нас к третьему акценту, а именно к первому предложению используемого оппонентами в подтверждение собственной позиции п. 11 ст. 155 ЖК РФ: неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Третий акцент – это перерасчёт за отдельные виды коммунальных услуг.

Т.е., п. 11 ст. 155 ЖК РФ не устанавливает обязательность перерасчёта, связанную именно с фактом начисления платы по нормативу потребления, а отсылает к положениям Правил предоставления коммунальных услуг, которые устанавливают основания и порядок такого перерасчёта, а равно обязанность по внесению платы при отсутствии зарегистрированных граждан.

Самое главное, на что необходимо обратить внимание при прочтении решения Верховного суда РФ от 26.02.2020 года по административному дел №ФКПИ19-967 – это основания для отказа.

Суд счёл, что «доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 27, пункту 4 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» являются несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

Т.е., суд отказал не потому, что есть основания для перерасчёта, а из-за несвязанности приведённых норм и оспариваемого п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг.

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

©2022 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account