В НП «ЖКХ Контроль» составили рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ на основе обращений граждан за 2022 год. Всего за этот период на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приёмную Общероссийского центра «ЖКХ Контроль» поступило 21 083 обращения. Больше всего россиян беспокоят вопросы, связанные с начислением платы за ЖКУ, неудовлетворительным состоянием (содержанием и ремонтом) МКД и управлением домами. Эксперты НП «ЖКХ Контроль» проанализировали итоги рейтинга.

Саму большую группу обращений составили вопросы и жалобы граждан по вопросам начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуг (3 401 обращение и 16,1% от общего количества).

Стоит отметить, что значимую часть (18,9% от количества обращений по теме и 3,2% от общего числа обращений в целом за год) составили вопросы о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества. Речь идет о т.н. общедомовых нуждах.

В постоянно формируемых НП «ЖКХ Контроль» рейтингах проблемы в сфере ЖКХ всегда данный показатель присутствовал, однако, с учетом изменений, внесенных в  Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, и Правила содержания общего имущества, утвержденные постановлением  Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, вступивших в силу с 01.09.2022 года, появились вопросы, связанные с предстоящим в первом квартале 2022 года перерасчетом платы по данной статье расходов для собственников помещений в домах, где в течение 2022 года расчет платы КР на ОДН велся по нормативу  потребления.

Можно утверждать, что результат введения нового порядка перерасчета платы (фактически это можно назвать корректировкой) носит отложенный во времени характер, поскольку ожидается, что точечные обращения перерастут в массовые жалобы после получения гражданами платежных документов, содержащих перерасчет за 2022 год.

Вновь отмечается рост доли обращений по вопросам содержания и состояния общего имущества в многоквартирных домах. Эксперты НП «ЖКХ Контроль» отмечают взаимосвязь активности граждан в указанном направлении с особенностями правового регулирования государственного и муниципального контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.

В частности, выделяются мораторные периоды 2020 и 2022 года, в течение которых были установлены ограничения при осуществлении уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий. Особенно негативно граждане реагировали на отсутствие такой меры как предписания. Замена их предостережениями позволила управляющим организациям безнаказанно не устранять последствия выявленных нарушений.

Выросла доля обращений, связанных с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами. В рамках этого блока чаще всего гражданами ставится вопрос об отсутствии нормального взаимодействия с управляющими организациями.

Впервые за трехлетний период с шестого на четвертую позицию рейтинга НП «ЖКХ Контроль» переместился блок жалоб на состояние придомовой территории и объектов благоустройства, размещенных на ней.  Доля, приходящаяся на вопросы о состоянии и благоустройстве придомовой территории, составила 9,2%. Для сравнения в 2021 году на четвертом месте были вопросы, связанные с деятельностью по управлению МКД, а в 2020 году – с качеством коммунальных услуг. В 2020 и в 2021 годах вопросы благоустройства стабильно находились на шестой позиции рейтинга.

Самой нестабильной позицией рейтинга является совокупность обращений по вопросам качества коммунальных услуг: первая позиция рейтинга (22%) в 2016 году, 3 место (12,7%) в 2021 году, 4 место в 2017г. (9,5%), в 2018 г. (12,4% ) и в 2019 году (9,5%). Меньше всего жителей МКД интересовали вопросы качества коммунальных услуг в пандемический 2020 год (7 позиция рейтинга и 8%). В текущем году мы говорим о том, что данная группа вопросов разместилась на пятой строке рейтинга. Парадоксальным является тот факт, что многочисленные аварийные ситуации, сопровождавшие в 2022 году начало отопительного периода, не повлекли за собой значительного увеличения числа обращений. Можно связать это и с хорошей информационной политикой органов власти, направленной на своевременное уведомление потребителей о причинах и сроках устранения проблем, что исключает необходимость для граждан обращаться одновременно во все допустимые инстанции. Кардинально меняется ситуация и с жалобами на летние отключения горячей воды, что ранее значительно увеличивало численный и качественный состав жалоб.

На шестой позиции рейтинга разместился блок вопросов о капитальном ремонте общего имущества в МКД (1619 обращений и 7,7% от общего их числа). Преимущественно граждане жалуются на сложность изменения сроков проведения капремонта на более ранние, нарушение порядка организации и проведения работ по капремонту. Но больше всего собственников интересует качество выполняемых работ и исполнение регоператором гарантийных обязательств. Несмотря на многочисленные программы обучения активных собственников, до настоящего момента в обществе не сложилось четкое понимание роли региональных операторов, что дает возможность ввести их в заблуждение, направляя для выяснения путей разрешения проблем к подрядным организациям. Стоит отметить, что с 2016 года капремонт неизменно находился на пятой позиции рейтинга и только в текущем году переместился в рейтинговой таблице на одну сроку ниже.

Также неизменно экспертами выделяется проблематика общих собраний собственников. В 2022 году это 7 позиция (2021 год – 8-я). Незначительное повышение актуальности в большей мере мы связываем с попытками цифровизации процесса принятия собственниками решений на общем собрании. Предлагаются возможности ГИС ЖКХ, региональных и иных информационных систем. Несмотря на многочисленные варианты, собственники помещений в МКД зачастую не готовы к новым возможностям и предпочитают голосовать как раньше: заполняя бумажные бланки. Также в 2022 году не стали исключением и вопросы фальсификации решений собраний, отношения к ним органов власти.

Никак не удается преодолеть проблемы «мусорной реформы» — это 8-я позиция рейтинга. Несмотря на то, что обращение с ТКО относится к числу коммунальных услуг, мы сознательно не объединяем этот блок вопросов с вопросами о качестве коммунальных услуг, поскольку в этой тематике не ограничиваемся только лишь формальным качеством услуги (периодичность, уборка контейнерных площадок и т.д.). Нами рассматриваются вопросы организации деятельности регоператора, формирования тарифа и норматива накопления, корректность выбора места размещения контейнерных площадок, их содержание и ремонт и проч. вопросы.

-Давая оценку каждой из позиций рейтинга за прошедшие пять лет, можно все же говорить об определенной статичности функционирования сферы ЖКХ, которая может свидетельствовать как об успешности ее реформирования (нет значительной динамики ухудшения ситуации ни по одной из отраслей при очевидном ухудшении конъюнктуры), так и о недостаточной её результативности (несмотря на предпринимаемые усилия, нет заметных улучшений ни по одному из направлений), – отметил исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов.

             

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам 2022 года?

(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»)

Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 3 401 16,1
2 Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД 3 318 15,8
3 Управление МКД 2 988 14,2
4 Благоустройство придомовой территории 1944 9,2
5  Качество коммунальных услуг 1863 8,8
6 Капитальный ремонт 1619 7,7
7 Общие собрания собственников 809 3,8
8  Обращение с ТКО 704 3,3
9 Общее имущество: состав, использование, возврат 666 3,2
10 Иные 3771 17,9
  ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: 21 083  

 

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account