Президент России подписал Федеральный закон №433 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» (от 04.08.2023). Он разрешает региональным операторам закупать материалы для капитального ремонта многоквартирных домов без согласования с собственниками и органами местного самоуправления. В Клубе жилищных активистов прокомментировали данную инициативу и рассказали, к чему она может привести.
Авторы законопроекта утверждают, что он поможет снизить стоимость капремонта в регионах.
— Необходимость принятия законопроекта объясняется тем, что в последнее время всё чаще фиксируются случаи некачественного выполнения работ. При этом одним из распространённых нарушений является несоответствие используемых материалов заявленным качественным характеристикам. Благодаря принятому законопроекту, региональные операторы смогут влиять на качество оборудования, а также оптимизировать цену их закупки, — пояснил председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Общественники из НП «ЖКХ Контроль» настроены более скептически. К примеру, заместитель исполнительного директора организации Андрей Костянов отметил, что не видит прямой связи между возможностью закупать заранее большое количество материалов и снижением взносов на капремонт.
— На работы может быть это, действительно, повлияет – могут быть снижены расходы на закупку материала. Но сами работы не будут обходиться дешевле. То есть для нас, как для собственников, в общем-то, ничего не изменится. А учитывая, что в некоторых регионах программы капремонта отстают, то тут в принципе не стоит говорить о том, что эти закупки смогут существенно улучшить ситуацию, — пояснил Андрей Костянов.
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов привёл ещё один минус инициативы – размытие ответственности за некачественный капремонт.
— Всё это время нам было понятно с кого спрашивать за качество – у фонда капремонта был подрядчик, который отвечал за весь комплекс работ. Теперь, когда мы разделяем производство работ и закупку материалов, подрядчики и закупщики будут обвинять друг друга. Первые будут утверждать, что закуплен некачественный стройматериал. Вторые – говорить, что проблема в несоблюдении технологии производства работ. Как минимум, это может привести к увеличению сроков рассмотрения претензионной работы, а максимум – сделать невозможным установление ответственного за некачественный капитальный ремонт, — отметил Сергей Сохранов.
До принятия нового НПА, организации, выполняющие работы по капитальному ремонту, осуществляли приобретение материалов и оборудование самостоятельно.
Ознакомиться с документом можно здесь.