До 60% жителей в России жалуются на проблемы ЖКХ по вине управляющих организаций, и примерно столько же говорят об отсутствии положительных изменений в их доме или ухудшении его состояния за последний год. Об этом свидетельствуют результаты опроса в 87 регионах РФ, проведенного Народным фронтом. При этом свыше 40% респондентов тратят 10–20% семейного дохода на оплату коммунальных услуг. В комитете Госдумы по строительству и ЖКХ называют сферу управления многоквартирными домами «запущенной», признавая, что у жильцов «практически нет рычагов для влияния на ситуацию».
Эксперты Народного фронта опросили около 15,9 тыс. граждан в 87 субъектах федерации (в формате онлайн-анкетирования) в рамках комплексного мониторинга в сфере ЖКХ. Выяснилось, что около 80% респондентов проживают в многоквартирных домах. При этом 60% опрошенных сообщили о том, что сталкивались с проблемами в сфере коммунальных услуг, причем «по вине управляющих организаций». У четверти участников опроса были за последний год проблемы с водоснабжением, у 23% респондентов — с отоплением.
Эксперт Народного фронта Дмитрий Цвич говорит, что в числе причин плохого содержания многоквартирного дома участники опроса называли бездействие управляющих компаний, нарушение правил содержания дома и нецелевое использование денежных средств.
«Респонденты предлагали ввести персональную ответственность за нарушения в работе управляющих организаций, а также проводить проверки их деятельности на регулярной основе, а по результатам обязывать устранять выявленные недостатки не только на бумаге, но и на деле»,— пояснил господин Цвич. Граждане также жаловались на плохую коммуникацию с управляющей компанией, в том числе невозможность связаться с ней, например, в связи с отсутствием актов о проделанных ремонтных работах. При этом в исследовании вообще отмечается «низкий уровень информированности населения по вопросам управления жильем».
«Из всего ЖКХ сфера управления многоквартирными домами является самой сложной, запущенной и критичной. Здесь накопился клубок проблем»,— сказала “Ъ” зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева (ЕР). Она напоминает, что по закону собственники жилья должны отвечать за содержание общедомового имущества, определять стоимость его содержания, нанимать управляющие компании и менять их, если те не справляются: «Но по факту жильцы не могут сделать ничего». Проведение общих собраний собственников (где должны решаться такие вопросы.— “Ъ”) «парализовано» в том числе из-за ограничений доступа к персональным данным и невозможности запросить реестр собственников, сетует госпожа Разворотнева. Эксперт упоминает большое число подделок протоколов таких собраний: «Бороться с ними собственникам трудно. Они не могут получить протокол в жилищной инспекции, чтобы пойти с ним в суд, а органы внутренних дел не возбуждают дела по таким случаям». Среди проблем депутат упоминает отсутствие методики расчета за содержание дома и текущий ремонт: «В большом количестве случаев дома недофинансируются, не содержатся должным образом, и это приводит к ухудшению их состояния. У жильцов практически нет рычагов для влияния на ситуацию».( https://www.kommersant.ru/doc/6609568).
«Жильцы многоквартирного дома, выбирая управляющую компанию и ежемесячно оплачивая ее работу по “квитку”, надеются на добросовестное отношение и качественное предоставление услуг, но взаимопонимания удается достигнуть не всегда. В последнее время на телефон «горячей линии» нашей организации поступает большое количество жалоб на работу УО «ЖКС №3 Калининского района». Разбитые окна в подъездах, сломанные входные двери, сосульки на крыше, какая-то мерзкая живность в мусоропроводе или частые отключения воды, несоблюдение уборки мест общего пользования, отсутствие информации о использовании общего имущества МКД, доходы от размещения дополнительного оборудования и многое другое вызывают нарекания жителей. Обращения в управляющую компанию «решают» проблемы частично и разово»,-рассказала руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.
В целях получения независимой оценки работы управляющей компании ООО «ЖКС №3 Калининского района» проводится мониторинг обращений граждан.
Просим вас сообщить о нарушении качества предоставляемой услуги или выявленного нарушения или в письменной форме (nash_dom_na_neve@mail.ru), или устно (в том числе по телефону +79811691071). При этом, желательно сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес многоквартирного дома.
Помните, что вы наняли УК на работу и оплачиваете ее услуги. Это повод требовать добросовестного выполнения обязательств!