В России предполагается установить минимальный уровень стоимости договоров на обслуживание и текущий ремонт лифтов в жилых многоэтажках. Это предложение было высказано на недавнем заседании рабочей группы по замене, модернизации и техническому обслуживанию лифтов комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ. Сейчас нижнего предела “лифтовых” тарифов не существует, что позволяет управляющим компаниям заключать договоры с обслуживающими лифты организациями, руководствуясь не профессионализмом подрядчиков, а наиболее низкой ценой.
Такая экономия может стоить жильцам многоэтажек здоровья, а то и жизни. По информации Национального лифтового союза, в 2018-2022 годах в данных авариях получили травмы около 130 человек. За 2023 год произошло около десяти громких ЧП. Одно из них случилось в Санкт-Петербурге – в 27-этажной высотке на Новгородском проспекте упал лифт, в котором ехали восемь взрослых и пятеро детей. К счастью, никто не погиб, лишь трое обратились за медицинской помощью.
Об износе здесь речи идти не может – дом был построен в 2017-м, а лифт введен в эксплуатацию в 2018 году. По этому факту было возбуждено уголовное дело, расследование которого продолжается. По предварительным данным, причиной падения стал перегруз, хотя в этом случае кабина вообще не должна была двигаться.
Окончательный ответ на этот вопрос может дать только следствие, отмечает руководитель регионального центра НП “ЖКХ Контроль” в Санкт-Петербурге Алла Бредец. По ее словам, подобные ситуации возникают достаточно часто, хотя в Санкт-Петербурге модернизация лифтового хозяйства идет весьма успешно: власти обещают к 2025 году заменить все лифты, у которых заканчивается срок эксплуатации. Город выделяет на эти цели огромные субсидии в рамках программы капремонта жилья. И если лифт, который не отслужил и половины нормативного срока, работает с такими неисправностями, то напрашивается вывод, что его обслуживание явно оставляло желать лучшего.
Другие эксперты разделяют эту позицию. По их мнению, на обслуживании лифтов экономит большинство управляющих компаний.
– Я занимаюсь лифтами и диспетчеризацией уже 17 лет и за это время еще ни разу не видел, чтобы управляющие компании всерьез запрашивали у организации, обслуживающей лифты, наличие квалифицированного персонала, – говорит исполнительный директор “Первой лифтовой ассоциации содействия импортозамещению и промышленному суверенитету в сфере лифтовой техники” Юрий Клюшнев. – Существует демпинг, и если рынок дает для этого возможность, то и покупатель всегда найдется. Рыночными мерами устранить это не удастся. Здесь давно уже необходимы государственное регулирование и контроль за реальным, а не бумажным наличием таких специалистов. Возможно, необходимы некий вариант лицензирования или создание саморегулируемой организации.
Установление минимальной планки для стоимости обслуживания подъемников неизбежно приведет к тому, что расходы жильцов увеличатся. Насколько повысится для них плата за пользование подъемниками, сказать сегодня невозможно, поскольку конкретные решения еще не приняты. Но очень важно определить тот уровень роста цены, который жильцам будет под силу и при этом обеспечит безопасную эксплуатацию лифтов. Для этого необходимо привлечь к обсуждению инициативы Минстроя РФ как жильцов-активистов, так и лифтовиков-профессионалов.
Сегодня УК заключает договоры, руководствуясь не профессионализмом подрядчиков, а наиболее низкой ценой
Стоит учесть, что вряд ли может идти речь о едином минимальном уровне стоимости обслуживания лифтов по всей России. В каждом регионе существуют свои экономические условия, различия которых огромны. То, что приемлемо для москвичей и петербуржцев, может совершенно не подойти для жителей Коми или Псковской области, и наоборот. Такое решение должно приниматься в первую очередь администрацией региона.
– Как известно, в Петербурге много исторических домов, где лифты оборудовались не в каждой парадной. Например, в доме с восемью парадными лифт может быть только один, а платить за него должны жильцы всего дома, – подчеркивает Алла Бредец. – В этом случае можно брать с жильцов плату по минимальному тарифу, и ее будет вполне достаточно. Совершенно иная ситуация в многоэтажке постройки 70-80-х годов, где лифты в каждом подъезде и срок их эксплуатации уже приближается к предельному. В этом случае жильцам просто негде взять денег на их ремонт и замену. Есть дома с лифтами иностранного производства, запчасти к которым удается получить с большим трудом и по двойной-тройной цене. Я бы сказала, что при установлении этой планки нужно исходить из экономически обоснованного уровня тарифов для лифтовиков. Иного пути, чтобы сохранить отрасль, на мой взгляд, не существует.
Еще одна предлагаемая экспертами мера – запретить управляющим компаниям и собственникам жилья блокировать индексацию платы за обслуживание лифтов. Как бы УК ни жаловались на нехватку средств, данный рынок является сверхконкурентным и очень прибыльным.
– На мой взгляд, необходимо очень внимательно проанализировать, как сегодня УК распределяют свои средства, – подчеркивает Юрий Клюшнин. – Здесь существуют и “откаты”, и подделки итогов голосования собственников жилья на общих собраниях, и многие другие уголовно наказуемые деяния, за которые сегодня почти никого не наказывают. Добросовестные коммунальщики найдут средства для того, чтобы с лифтами не было проблем.
Помимо прочего, возникают вопросы и к самим организациям, обслуживающим подъемники. Отсюда вытекает неизбежный вывод: необходимо не только давать лифтовикам зарабатывать, но и строго контролировать их деятельность.
Российская газета – Экономика Северо-Запада: №71(9313): https://rg.ru/2024/04/02/reg-szfo/dlia-obsluzhivaniia-liftov-predlozhili-vvesti-minimalnuiu-stoimost-dogovora.html