Алла Бредец, руководитель Регионального центра «ЖКХ Контроль» в эфире телеканала Санкт-Петербург, разъясняет, кто обязан чистить вентиляционные каналы в многоквартирном доме, могут ли сотрудники управляющей компании настаивать на замене стояка, кто должен бороться с вредителями и как правильно составить жалобу и куда обращаться.
Ссылка на программу для просмотра: https://storage.yandexcloud.net/ftp-upload/2024/03/2024-03-29_12_59_uvp.mp4
За обслуживание вентиляции в многоквартирном доме отвечает управляющая компания или ТСЖ, так как дымовые и вентиляционные каналы относятся к общедомовому имуществу.
После отопительного сезона дымоходы могут засориться более чем на 50 %. Поэтому не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона обслуживающие организации обязаны организовать проверку дымовых и вентиляционных каналов.
Проверки управляющая компания может осуществлять самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Невыполнение указанных обязанностей, например, фактическое обследование технического состояния вентиляционных каналов один раз вместо минимально предусмотренных трех раз в год, – административно наказуемое деяние, ответственность за которое определена ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ.
Многие не задумываются о том насколько важна своевременная проверка вентиляционных каналов, а зря, ведь они не только обеспечивают работу отопительных приборов, но и поддерживают оптимальный микроклимат в помещениях, а в случае утечки газа или задымления вентиляция может спасти жизнь.
Периодичность проверки дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме проводится не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) . В случае с наличием газовых плит проверки проводятся 2 раза в год.
По результатам обследования составляется акт, который включает в себя:
– Результаты проверки технического состояния воздуховодов вентиляции и дымовых каналов.
– Информацию о тяге и засорениях, требуют ли каналы чистки.
– Информацию о наличии противопожарных разделок в местах, где дымоходный канал проходит через перекрытия между этажами и крышу. Если они есть – информацию об их состоянии.
– Подписи заказчика или его представителя, руководителя организации, выполнившей обследование/чистку, а также специалистов, которые выполняли сами работы.
Есть дома с общим вентилляционным каналом в санузле. Когда такой канал неисправен, в квартиры начинают попадать запахи из соседних. Управляющие организации должны следить за состоянием вентиляционных каналов и не допускать таких поломок. Об этом ещё раз напомнил Верховный Суд РФ.
Суды отметили, что управляющая организация обязана поддерживать общее имущество в МКД в надлежащем состоянии, независимо от того, приняли или нет собственники решение о проведении тех или иных ремонтных работ и зафиксировано ли это в тексте договора управления.
Управляющая компания – это коммерческая структура (ООО или ИП), обслуживающая многоквартирные дома и взаимодействующая с его жителями по вопросам ЖКХ.
Число объектов, которыми может управлять организация, не ограничено. Это может быть один дом, несколько многоквартирных домов или даже целый жилой квартал, насчитывающий несколько сотен зданий. И в каждом из этих случаев у УК есть свои обязанности.
Обязанности управляющей компании утверждены на законодательном уровне. Главный нормативный акт, который регулирует деятельность управляющих организаций – Жилищный кодекс. В нем наиболее полно прописаны нюансы взаимодействия управляющей компании и собственников помещений в МКД.
Кроме этого, УК осуществляют деятельность, на основании перечня документов, которые соответствуют требованиям Госстандарта и другим НПА. Любая управляющая компания должна выполнять работы по обслуживанию многоквартирных домов, руководствуясь нормативными актами в сфере ЖКХ. Кроме перечисленных актов управляющая организация обязана руководствоваться в своей деятельности положениями договора управления МКД. Его утверждают на общем собрании собственники.
УК отвечает за все общее имущество в МКД: лифты, лестницы, крыши, подъезды, придомовая территория. Если общее имущество причиняет вред или убытки другим людям или организациям, ответственность понесет УК — например, при падении деревьев на автомобили. Она должна содержать коммуникации, ликвидировать аварии и компенсировать ущерб из-за проблем с внутридомовым оборудованием. Но иногда отвечать приходится собственникам — граница ответственности зависит от вида коммуникаций. Чисто должно быть и в подъезде, и на придомовой территории. УК должна обеспечить своевременный вывоз мусора, регулярную влажную и сухую уборку с моющими и чистящими средствами. А если намусорили сами собственники — вправе требовать с них компенсацию расходов на дополнительную уборку.
УК должна обеспечивать регулярную дератизацию и дезинфекцию в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях. Даже если нет жалоб и крысы не бегают по подъезду.