Реформа системы уборки городских территорий общего пользования вышла на третий этап, сообщили РБК Петербург в Жилищном комитете Смольного. Районным жилищным агентствам (РЖА) уже переданы все необходимые полномочия и ресурсы. На данный момент в РЖА, которые теперь убирают подведомственные районам территории, работает 4018 дворников, что составляет 92,1% от запланированного штата, и 1 057 механизаторов — 86,4% от штатного расписания.
Концепция проводимой реформы была позаимствована Петербургом у Москвы: там новая структура была создана почти 10 лет назад. Петербургский переход стартовал в 2023 году. Как сообщал РБК Петербург, Смольный, недовольный качеством работы частных подрядчиков, решил поручить уборку внутриквартальных территорий общего пользования, подведомственных районным администрациям, специально созданным для этого ГБУ ЖА. Это реорганизованные в государственные бюджетные учреждения районные жилищные агентства.
Московская реформа 2013-2016 годов заключалась в создании вертикально интегрированной структуры ГБУ «Жилищник», с филиалами во всех 146 административных единицах столицы. Решать масштабные задачи по управлению многоквартирным фондом Москвы учреждению помогает разветвленная диспетчерская служба, колоссальный штат персонала: сварщиков, электриков, сантехников, уборщиц, ландшафтников, подсобных рабочих, а также огромный парк самой современной техники, измеряющийся десятками тысяч единиц.
Для привлечения работников Смольный предпринял ряд мер. Определена конкурентоспособная заработная плата: сейчас механизаторам предлагают 81 тыс. рублей в месяц (до вычета налогов), дворникам — 52 тыс. рублей. Кроме этого, предусмотрены премии за производительность. Для дворников и трактористов созданы комфортные служебные помещения: душевые, сауны кухни-столовые, с необходимой техникой (чайник, микроволновая печь холодильник), места для переодевания (оборудованные стиральными машинами и сушилками). Сотрудники обеспечены спецодеждой (уникальная форма «чистый Петербург» с логотипом района), обувью, инвентарем. Как утверждает Жилищный комитет, иногородним предоставляется бесплатное проживание в служебном жилье — в комнатах и квартирах освобождаемого жилищного фонда, а также в виде койко-мест в доходных (точнее, «наемных», по закону) домах.
В рамках централизованной закупки специализированной техники для уборки в 2022 и 2023 годах, Жилищный комитет организовал закупку и передачу в ведение РЖА 1 234 единиц самоходной уборочной техники (крупно- и малогабаритные тракторы, погрузчики и мини-погрузчики) с сезонным навесным оборудованием, 1 367 ед. разнообразного прицепного и навесного оборудования (прицепы для распределения противогололедных материалов, поливомоечные прицепы, грузовые прицепы, прицепные газонокосилки, снегоуборочные отвалы и роторы, бункерные щетки), а также 1 057 ед. средств малой механизации со сменим сезонным оборудованием (роторы, щетки, косилки). На обновление парка техники и ремонт помещений для сотрудников из городского бюджета было выделено около 10 млрд руб.
Из государственных документов убирают упоминания дорожных предприятий, которые годами убирали улицы в Петербурге. Их не существует с апреля. Проект постановления, опубликованный 18 апреля, меняет положение о комитете по благоустройству. Вместо ГУДП «Центр» туда вписывают государственное бюджетное учреждение «Центральное управление региональных дорог и благоустройства». Вместо ГУДП «Путь» — ГБУ «Юго-западное управление региональных дорог и благоустройства», вместо ГУДСП «Петродворцовое» — ГБУ «Юго-восточное управление региональных дорог и благоустройства», а вместо ГУДСП «Курортное» — ГБУ «Северо-западное управление региональных дорог и благоустройства». «Фонтанка» неоднократно рассказывала о готовящейся реформе в области содержания улично-дорожной сети. Согласно СПАРК, ГУДП «Центр», ГУДП «Путь», а также ГУДСП «Петродворцовое» и «Курортное», которые много лет были подрядчиками города, формально не существуют с 1 апреля. Они преобразованы в бюджетные учреждения. Форма АО «Коломяжское», АО «Автодор» и АО «Автопарк № 7 Спецтранс» осталась прежней. Все вышеперечисленные компании почти на безальтернативной основе выигрывали контракты на содержание дорог по районам Петербурга много лет, с этим приходилось разбираться антимонопольной службе. В соответствии с федеральным законом, унитарные предприятия в этой отрасли должны поменять форму. Предполагается, что после этого они будут получать контракты не на конкурсах, а в виде прямого бюджетного задания.