К середине 2023 года, по данным Росстата, задолженность населения страны за коммунальные услуги достигла 833,5 млрд рублей. За год она выросла на 8,7%. При этом 63% россиян оплачивают счета вовремя, выяснили аналитики Тинькофф Банка, а долги накапливают только 37% граждан.

Четверти должников регулярно вносить платежи мешает нестабильный заработок, а 13% просто неудобно оплачивать счета ежемесячно, рассказал руководитель продукта “Платежи ЖКХ” Тинькофф Банка Антон Ломакин в ходе международной выставки “ЖКХ России — 2024”. Однако самая распространённая причина несвоевременной оплаты — забывчивость. Порядка 47% должников подводит память, из–за этого и образуются долги.

“Мы посмотрели на платёжное поведение наших клиентов и выяснили, что они чаще предпочитают платить ближе к обеденному времени или к завершению рабочего дня. Это означает, что у нас есть довольно короткий промежуток времени, когда клиент готов уделить внимание платежам. И если наше уведомление или напоминание не совпадает с этим периодом, то вероятность своевременной оплаты сильно снижается”, — рассказывает аналитик.

По словам Антона Ломакина, повысить долю клиентов, ежемесячно оплачивающих услуги, помогает интеграция уведомлений и счетов в мобильное приложение банка путём заключения прямого договора между кредитной организацией и УК или ресурсоснабжающей компанией. Таким образом, граждане не нагружаются лишними действиями, а построенная на поведении клиента система уведомлений помогает добиваться осуществления платежей в срок. Интеграция коммунальных счетов в банковское приложение помогает увеличить долю платежей, проходящих в срок, почти в 2 раза.

Как бороться с неплательщиками

Современные технологии повышают и эффективность взыскания долгов со злостных неплательщиков, говорит генеральный директор агентства “Р. О. С. Долг” Андрей Железнов. Наиболее эффективно себя показывает автоматизация досудебной работы. По словам эксперта, досудебная стадия гораздо более проста в алгоритмизации в сравнении с судебной работой, а также это самый дешёвый инструмент взыскания. Результата же можно добиться практически при отсутствии “входной” информации о должнике — для начала процесса достаточно адреса поставки коммунального ресурса и суммы. Всю остальную информацию коллекторы находят сами.

“У нас средняя сумма долга в работе — 20 тыс. рублей. Это не миллионные банковские кредиты, и мы прекрасно понимаем, что такие деньги можно найти. Практика показывает рост сборов в первый же месяц работы. Этого невозможно добиться на судебной стадии, где мы готовим документы, идём в суд и так далее. Там мы получим первые приличные деньги через 4–5 месяцев, а досудебка — это результат в первый же месяц”, — заявляет Андрей Железнов.

Сегодня средняя собираемость платежей в России составляет 94–96%, в Москве показатель на уровне 98%, замечает Андрей Ломакин. При этом за рубежом коммунальные операторы добиваются собираемости 98–99% с помощью нескольких эффективных механизмов.

Во–первых, хорошо себя зарекомендовала система предоплаты на год вперёд — удобная для УК и ресурсников с финансовой точки зрения. Но, по мнению аналитиков “Тинькофф”, такая система вряд ли приживётся в России. Более привлекательным инструментом в этом плане выглядит ежемесячное прямое списание со счёта. Также, замечает Антон Ломакин, эффективно работают различные напоминания — от обычных уведомлений в банковских приложениях до жёстких мер в виде моментального отключения света при неуплате в срок.

Когда отменят комиссии при оплате ЖКУ

Однако, как ни странно, сегодня банки и агенты по сбору коммунальных платежей озабочены не столько неплательщиками, сколько льготниками. Дело в том, что с 1 июля вступают в силу поправки в жилищное законодательство, освобождающие от комиссий при оплате ЖКУ льготные категории граждан. В соответствии с постановлением правительства без комиссии коммуналку будут оплачивать многодетные родители, пенсионеры, граждане с инвалидностью, ветераны боевых действий и члены семей скончавшихся участников Великой Отечественной войны.

Но одних только пенсионеров в России около 42 млн человек, замечает генеральный директор расчётного центра “Фрисби” Алексей Зайков. Среди плательщиков доля пенсионеров составляет порядка 44%, а вместе с другими категориями от уплаты комиссий в итоге может быть освобождена половина регулярно вносящих квартплату граждан. Соответственно, в некоторых регионах платёжные агенты, основную часть дохода которых составляют комиссии с платежей, рискуют потерять до 50% оборота.

Помимо этого, говорит Алексей Зайков, новое законодательство порождает целый комплекс проблем. Например, до сих пор не существует единой системы, которая помогла бы оператору идентифицировать льготника. “Поэтому нам остаётся самим разбираться в документации, проводить обучение персонала. Ещё хуже, что придётся изучать все формы документов, как бумажные, так и электронные. К тому же закон и постановление никак не определяют связь плательщика с объектом недвижимости”, — поясняет он.

Некоторые банки ещё до вступления в силу закона решили отменить комиссии при оплате коммуналки вообще для всех своих клиентов. Например, так поступил ВТБ, аналогичную акцию для малых городов в сентябре запустил Россельхозбанк. Аналитики связывали такую неизбирательную щедрость с тем, что разрабатывать и администрировать внутреннюю систему идентификации и учёта льготников для банков может оказаться дороже, чем просто отменить комиссии для всех.

С другой стороны, стоит отметить, что многие кредитные организации уже давно не взимают комиссии при оплате счетов онлайн–способом — через мобильное приложение или сайт. И поправки в законодательство, объясняла ранее зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, направлены на поддержку граждан, которые по каким–либо причинам не могут оплачивать счета через интернет или не имеют возможности добраться до отделения банка, принимающего деньги без комиссии.

По оценке “Фрисби”, с 2018 по 2024 год доля онлайн–платежей за коммунальные услуги в России выросла с 11 до 54%. Алексей Зайков считает, что в конечном итоге в наличной форме будет оплачиваться не более 20–25% счетов.

«Деловой Петербург» Илья Словесный: https://www.dp.ru/a/2024/05/08/na-juge-peterburga-planirujut

Что грозит за долги по ЖКУ? Рассказывает руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.

«Если собственник квартиры игнорирует квитанции, а начисление пени и разъяснительная работа не дали результатов, в ход идет отключение квартиры от коммунальных ресурсов. Жильцу могут перекрыть доступ к горячей воде, газу и электричеству. Задвижки и автоматы при этом опломбируют. Отключать за долги отопление и холодную воду по закону запрещено. После этого коммунальщики обратятся в суд. В ходе разбирательства с УК можно будет заключить мировое соглашение, например, подписать договор рассрочки платежа и выплачивать задолженность частями. Если этого не произойдет и суд примет сторону управляющей компании, придется оплачивать накопившийся долг, пени и судебные расходы».

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account