Госдума упрощает перезаключение соглашений в ЖКХ
Законопроект о преимущественном праве добросовестных инвесторов на перезаключение концессионных соглашений в сфере ЖКХ во вторник одобрен Госдумой в первом чтении. Изменения нацелены на бесшовное продление таких договоров без конкурса — сейчас переходный период между истечением старого соглашения и заключением нового составляет 1,5–2 года, в течение которых может не производиться не только модернизация, но и надлежащая эксплуатация коммунальных объектов. Ко второму чтению случаи применения такой упрощенной процедуры планируется уточнить.
Принятый Госдумой в первом чтении законопроект, предоставляющий концессионерам в сфере тепло- и водоснабжения преимущественное право на перезаключение соглашений, подготовлен Минэкономики (см. “Ъ” от 16 августа). Поясним, сейчас по истечении срока действия соглашения наступает переходный период, который в среднем может длиться 1,5–2 года,— на это время муниципалитет или регион возвращает объект себе на баланс и затем проводит конкурс на заключение нового соглашения. В этот период не производится строительство, модернизация, а зачастую и надлежащая эксплуатация объектов.
Законопроектом предлагается дать возможность заключения нового соглашения еще до окончания действующего, в случае если не было фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны концессионера.
Не менее чем за два года до окончания срока инвестор может представить муниципалитету или региону предложения по дальнейшей модернизации коммунальных сетей — при этом надо предложить условия не хуже, чем в действующем договоре. Также при перезаключении соглашения должен быть определен объем обязательств инвестора — не менее двойной валовой выручки за последний год работы или суммы, необходимой для реализации необходимых мероприятий (выбирается наибольшее значение).
Извещение о предстоящем перезаключении должно публиковаться — другие инвесторы также вправе представить свои предложения. Лучшее из них направляется действующему концессионеру, и если он готов заключить соглашение на таких же условиях, то возмещает разработавшему его инвестору расходы, связанные с подготовкой предложения. Если согласия на это нет — проводится конкурс.
«Суть концессии проста – инвестор вкладывает средства в создание или модернизацию объектов ЖКХ, а взамен получает право их эксплуатировать. В разных регионах концессионные соглашения в сфере ЖКХ работают далеко не с той эффективностью, на которую были рассчитаны – причём проблемы схожи. Такая форма более действенна в мегаполисах, которые располагают финансовыми ресурсами, а в малых городах концессионеры боятся строить долгосрочные планы, так как не видят источников финансирования. Но! Реализация КС может ускорить модернизацию социально значимой инфраструктуры»,-мнение руководителя РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Аллы Бредец.