Объем коммунальной задолженности россиян в 2025 году превышает 800 млрд рублей, а вместе с долгами организаций — 1,5 трлн. С каждым годом шансы на возврат этих сумм уменьшаются. По статистике, просрочка до года взыскивается в размере 60–70%, после — 30–40%. По истечении срока исковой давности три года долги становятся практически невозвратными. Для решения проблемы Минстрой запускает эксперимент по взысканию долгов через ГИС ЖКХ, а депутаты Госдумы предлагают сделать ставку на внесудебные процедуры и нотариусов. О том, как на самом деле коммунальщики будут взыскивать многомиллиардные долги россиян, какую помощь в этом вопросе могут оказать коллекторы и почему не стоит надеяться только на исполнительную надпись нотариуса, в интервью «Рынку Взыскания» рассказала директор СРО АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.

— По информации из пояснительной записки к законопроекту о взыскании с помощью исполнительной надписи нотариуса, долги россиян за услуги ЖКХ превышают 800 млрд рублей, а вместе с долгами организаций эта сумма достигает 1,5 трлн. С чем связан такой объем задолженности? — Прежде всего он связан с тем, что у нас нет прямого доступа к данным собственников жилья. Суды у нас не всегда лояльно относятся к тому, чтобы помогать управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям. Процесс уточнения таких данных довольно длительный. И если в Москве он доходит до трех дней, то в регионах иногда до четырех месяцев. Чем дольше копится долг, тем труднее его вернуть. Есть долги, которые просрочены более одного года. Взыскиваются они в крайне малом размере, особенно если истекает срок исковой давности. Долги до года возвращаются в размере 60–70%, после — 30–40%. Если говорить о задолженности порядка трех лет, то там оплачивается только около 10%. Но это крайне индивидуальный показатель, который для каждого региона свой. Все зависит от региональных особенностей, где, как известно, разная платежеспособность населения. — По инициативе Минстроя с 1 февраля 2025 года будет запущен эксперимент по взысканию коммунальных задолженностей с граждан через ГИС ЖКХ. Как вы считаете, поможет ли это коммунальщикам? — Стоит понимать, что это будет пилотный проект. Система сиюминутно не заработает. Я боюсь, что процесс займет длительное время, и в ближайшем будущем этот сервис вряд ли станет панацеей. Вспомните, как долго у нас «переводили» в онлайн обращение за льготами и субсидиями за ЖКХ. Так вот, по субсидиям пилотный проект длился три года. И потом все донастраивалось. Даже сейчас меняются подходы, потому что проект начинает реализацию во всех субъектах Российской Федерации, что требует усовершенствования процессов. — Как на взыскании долгов за услуги ЖКХ сказалось повышение госпошлин при обращении в суд? Пришлось ли организациям ЖКХ менять стратегию взыскания? — Многие коммунальные компании пересматривают свои позиции по обращению в суд. Можно сказать, что потери на госпошлине были и раньше. Так происходило, когда коммунальная компания обращалась в суд, должника извещали, и он бежал оплачивать долг. Поэтому целесообразнее было взыскивать долг через судебный приказ. Сейчас, после повышения расценок, это стало очень дорого. Получается, что невосполнимые потери после оплаты госпошлин формируются в очень большом объеме. Все методы очень дорогие. Например, подача искового заявления обходится еще дороже, чем судебный приказ, хотя и он сам по себе уже недешевое удовольствие. К тому же судебный приказ может быть отменен, если человек не согласен с его требованием — не подтверждает сумму долга или его наличие. Он может даже не объяснять свои причины. И все — судебный приказ не состоится, а деньги потрачены.  — Госдума приняла в первом чтении законопроект о взыскании долгов по ЖКХ с помощью исполнительной надписи нотариуса. Как вы оцениваете этот инструмент применительно к долгам за ЖКХ? — Давайте разберемся, что собой на самом деле представляет исполнительная надпись. Этот документ выписывается на данные, которые можно признать неопровержимыми фактами. К ним относится согласие потребителя с тем, что ему действительно была оказана услуга. У управляющих компаний не всегда есть такие подтвержденные сведения. Не всегда хватает для этого документов. Считаем, что законопроект как раз должен уточнить этот важнейший момент, чтобы не требовать с коммунальщиков документы, которые они далеко не всегда могут предоставить. Если говорить про ресурсоснабжающие организации, то у них все еще сложнее, так как договор считается исполненным конклюдентными действиями клиента, то есть его оплатой. Это не подпись гражданина — это платеж, и не напрямую в организацию, а в банк, через платежного агента. Целая цепочка! А значит, требуется еще больше документов, чтобы доказать, что платеж состоялся, и выйти на человека. Бывают ситуации, когда сделать это непросто. Например, квартиру продали, приехал новый собственник и еще ни разу не платил. Другой вариант — управляющая компания, договор с которой подписывается уполномоченным лицом от собрания собственников жилья. А если человек не участвовал в собрании и ничего не подписывал? Да, на него действие договора тоже распространяется, но для нотариуса ведь важно наличие договора с подписью гражданина. А ТСЖ? Там и договора может не быть, а все работает через взносы и платежи. В совокупности все говорит о том, что существует много нюансов, которые по действующему законодательству не соответствуют предлагаемой идее работы с помощью нотариальной надписи. Велика вероятность, что даже если законопроект примут в ближайшее время, «подводные камни» в нем останутся. Нотариусы на местах это понимают и боятся, так как для них существуют риски в случае обжалования решений. Это чревато аннулированием права быть нотариусом. И это еще не все. Дело в том, что нотариальная надпись — совсем не дешевый вариант, так как ее оплата включает сразу две составляющие. Мы платим дважды — за оформление документов и за работу самого нотариуса. Это дополнительные траты и невосполнимые потери. К великому сожалению, они сейчас нигде не обозначены. Рано или поздно законопроект о нотариальной надписи будет принят. Пока что он прошел первое чтение. Но стоит понимать, работать эта идея будет только тогда, когда все стороны процесса достигнут договоренности. Пока же, с одной стороны, нотариусы не хотят брать на себя ответственность, а с другой — коммунальные компании будут вынуждены платить в двойном объеме, понимая, что ничто другое им больше не поможет. — Тенденция 2024 года во взыскании — это фокус на досудебную работу с должниками, чтобы разгрузить суды и ФССП. Но если банки и профессиональные коллекторские организации имеют ресурсы и опыт работы с должниками на досудебной стадии, в том числе с помощью роботизированных технологий, то как обстоят дела с этим в ресурсоснабжающих и коммунальных организациях? — Могу сказать, что ресурсоснабжающие организации используют по максимуму все виды и методы взыскания. В том числе в области досудебной работы. Что касается управляющих компаний, то у нас даже есть стандарт, где говорится о том, что мы должны проводить определенные шаги по коммуникации с должниками. Большинство управляющих компаний такую работу ведут. Автоинформаторы, общение с должниками через соцсети, запуск различных медиапродуктов, в которых в нативной форме рассказывается об управляющих компания, ее сотрудниках, их труде и семьях, чтобы должники понимали, что у них тоже семьи, они тоже должны получать зарплаты, — все это повышает осознанный подход граждан к оплате коммунальных услуг. Это большой пласт работы. — Существует мнение, что фокус на досудебную стадию взыскания может сподвигнуть организации ЖКХ чаще привлекать коллекторов для взыскания долгов по агентской схеме. Какую долю рынка взыскания коммунальных долгов, по вашей оценке, сегодня занимают коллекторские организации и как вы оцениваете их работу? — Мы бы, наверное, и рады рассматривать различные варианты работы, но у нас в стране, как известно, существуют определенные запреты на работу с должниками за коммуналку через коллекторов. Поэтому отрасль старается делать все силами своих структурных подразделений. Привлечение профессиональных коллекторов, которые обладают определенными методическими данными, в большей части происходит в рамках обмена экспертными мнениями. Коллекторы-профессионалы выступают в роли экспертов или преподавателей для сотрудников коммунальных компаний, осуществляющих взыскание задолженности в досудебной и судебной стадии. Иногда речь идет о сотрудничестве в области программного обеспечения. — Что нужно сделать в России, чтобы огромный долг за услуги ЖКХ стал снижаться? Существует ли «волшебная таблетка»? — Когда мы своевременно подавали в суды, у нас была возможность мотивировать людей гасить долги, не доводя до судебного решения. Сейчас обращение в суд — это крайне нерентабельно, поэтому поменяется все, но прежде всего — подход к общению с собственниками. Теперь мы будем переходить на договор, который подписывается с каждым собственником. Знаем, что ресурсоснабжающие организации уже ведут этот процесс, как и многие УК. Предположу, что ТСЖ и ЖСК также пойдут по этому пути. Второе, что следует внедрить, — долгосрочное прогнозирование. Если гражданин два раза просрочил, надо бить тревогу и заниматься этой ситуацией. Посещать, узнавать, как у него дела, предлагать решения и так далее. Знаете, чего в этой ситуации не хватает? Учета этических моментов. Бывает, что у человека мог измениться статус — он стал безработным. Но действующая система предоставления субсидий на ЖКХ не позволит ему получить поддержку конкретно в трудный период, пока он ищет работу. А все потому, что у него до последнего месяца был доход, и если его посчитать, то он не попадает под субсидию. Но ведь у него на сегодня нет источника средств существования. И именно в этот момент начинают расти долги. И вернуть эти долги очень сложно. Чтобы не влезать в долговую яму, нам нужна своевременная субсидия. Так же как она нужна многодетным семьям. Например, дети болеют, нужны лекарства, нужны деньги на школу — очень много непредсказуемых трат. Это те моменты, о которых мы говорили неоднократно. Самая тяжелая ситуация заключается в том, что часто огромное количество времени уходит на поиск собственника жилья. У граждан нет обязанностей сообщать об этом. Мы не знаем, кто проживает в домах, а нотариусы далеко не все дают необходимые сведения. В связи с этим в первую очередь надеемся на скорейшую реализацию сервиса ГИС ЖКХ. Второй важный момент — перестройка нашей деятельности с судов на досудебную работу. Те инструменты, которые раньше не применялись, придется применять. Не ходили по квартирам — будем ходить по квартирам. Больше общаться с председателями советов домов. Потребуется ли для этого привлечение дополнительных ресурсов — поймем со временем. Однозначно скажу: работать придется больше.  Материал: https://rvzrus.ru/blog/2945

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2025 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account