Предлагается развить механизмы планирования сетевой инфраструктуры на основе организованного рынка наличной и будущей сетевой мощности
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств была создана сеть общественных организаций. Исходя из более чем десятилетнего опыта работы регионального центра общественного контроля в ЖКХ Нижегородской области, хотелось бы дать предложения, как более полно раскрыть потенциал, имеющийся у организаций коммунального комплекса.
Инфраструктура электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения российских городов и поселений содержит потенциал для роста реального и финансового секторов экономики, который сегодня предстоит раскрыть.
На каждом этапе жизненного цикла объектов коммунальной инфраструктуры накопление общественного богатства встречает препятствия:
— документы территориального и программного планирования, на основе которых развивается инфраструктура, не всегда соответствуют реальным планам потребителей;
— стоимость технологического присоединения не всегда предсказуема для инвесторов;
— средств для эксплуатации, ремонта, модернизации и развития инфраструктуры у ее владельцев недостаточно;
— не обеспеченные платежеспособным спросом мощности не всегда выводятся из эксплуатации.
К примеру, согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспертно‑аналитического мероприятия, касающегося теплоснабжения, отсутствие координации между созданием коммунальной инфраструктуры и энергопотребляющих объектов может приводить к появлению значительных избытков генерирующих мощностей, содержание которых ведет к дополнительным расходам ресурсоснабжающих организаций и повышению тарифов.
На этом фоне мы ежедневно наблюдаем, как розничные поставки потребительских товаров могут в определенных пределах гибко и без капитальных затрат адаптироваться к потребительскому спросу, при этом инфраструктура розничной торговли активно изменяется: строятся и закрываются магазины, пункты выдачи заказов.
Оптовые поставки потребительских товаров зачастую требуют их заблаговременной контрактации, так как производитель сталкивается с необходимостью инвестиций в производственную программу, а оптовый покупатель заинтересован в стабильности поставок.
Контрактация позволяет минимизировать издержки и контролировать риски производителя и торговцев, развивать сбыт, снижать цены для конечного покупателя товара.
Положения частей 1 и 2 статьи 541 ГК РФ предусматривают, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
С учетом того, что рынки услуг по транспортировке газа по трубопроводам, передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры находятся в состоянии естественной монополии, минимизация издержек и контроль рисков в управлении коммунальной инфраструктурой могут обеспечиваться тем, что:
1) развитие инфраструктуры будет планироваться в соответствии с подтвержденными взаимными обязательствами энергетиков, потребителей и посредников по поставке мощности в конкретной точке (участке);
2) обязательству по поставке мощности в конкретной точке (участке) соответствует встречное обязательство по внесению платежей;
3) обязательства будут опосредованы стандартными инструментами, торгуемыми на организованном и ликвидном рынке, для их экономической верификации.
Предполагается, что платежи за обязательства по поставке мощности:
1) подтверждают актуальность потребности в данной мощности в данной точке поставки;
2) обеспечивают содержание той инфраструктуры, которая необходима для поставки данной мощности в данной точке поставки.
Предполагается также, что рыночные индикаторы и, что более важно, рыночные операции с соответствующими инструментами позволят добиться объективного определения потребностей в мощности сетевой инфраструктуры в конкретной точке населенного пункта:
1) низкие котировки инструмента позволят выкупить и аннулировать обязательство по поставке мощности, а затем ликвидировать ненужную физическую инфраструктуру, сократив издержки на ее содержание;
2) высокие котировки инструмента будут стимулировать сетевую организацию эмитировать и продавать новые инструменты, создавая под проданные объемы соответствующую физическую мощность инфраструктуры;
3) высокие котировки инструмента будут стимулировать сокращение потребителем потребности в мощности рамках мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, либо ликвидации потребления путем, например, перемещения производства.
Для достижения данной цели в законодательство предлагается реализовать следующие положения:
1. Отношения потребителя ресурса с сетевой организацией возникают в силу регистрации владения обезличенным «контрактом на мощность в точке (участке) поставки», далее – «контракт».
2. Лица, заинтересованные в технологическом присоединении, приобретают контракты либо опционы на такие контракты.
3. Плата за владение контрактами (фактически take or pay в части услуг по передаче) и опционами, за приобретение опционов становится основным источником средств на содержание и развитие сети.
4. Наличие или отсутствие приобретенных контрактов и опционов –основание развития или сокращения мощности сети в соответствующих точках (участках) поставки.
5. С контрактами и опционами допустимы: владение; совместное владение, в том числе с делением по зонам суток; эмиссия; купля-продажа; погашение; принудительное отчуждение при невнесении платежей; выдача потребителям, имеющим акты на технологическое присоединение.
6. Ликвидность контрактов и опционов обеспечиваются созданием организованного рынка.
Применение данных положений может осуществляться для отдельных отраслей коммунальной инфраструктуры, для отдельных поселений, затрагивая только «сетевую часть» общественных отношений в сфере коммунального ресурсоснабжения.
Все заинтересованные стороны получат выгоду благодаря сокращению непроизводительных издержек сетевых организаций на создание и содержание ненужных сетевых мощностей.
Наличие или отсутствие приобретённых контрактов и опционов явится основанием для развития или сокращения мощности сети в соответствующих точках поставки. Не подтверждённая контрактами и опционами мощность не будет создаваться и эксплуатироваться, что позволит сетевым организациям повысить отдачу на инвестированный капитал до 35% и более без увеличения взимаемой с потребителей платы.
Потребители получат дополнительные стимулы к энергосбережению, продавая освобождаемые ими мощности сети по ее рыночной стоимости на ликвидном организованном рынке.
Инвесторы получат выгоду благодаря возможности выбора точки поставки с учётом цен на контракты. Это позволит инвесторам выбирать наиболее выгодные условия для своих проектов, гарантируя стоимость технологического присоединения через приобретение опционов.
Ликвидность контрактов и опционов будет обеспечиваться созданием организованного рынка, где участники смогут свободно покупать и продавать контракты и опционы. Государственное регулирование будет осуществляться через установление тарифов, правил организованного рынка и территориальное планирование, что поспособствует стабильности и прозрачности работы рынка.
Повышение эффективности бюджетных расходов на строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры составит не менее 30%, так как создание невостребованных мощностей будет исключено.
Таким образом, предлагаемое регулирование через закрепление в контрактах и опционах потребностей в мощности сетевой инфраструктуры является предпосылкой для существенного снижения издержек всех заинтересованных сторон.
Александр Рыжов
руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Нижегородской области
gkh52@bk.ru
