Сегодня вступает в силу постановление правительства о внесении изменений сразу в три документа:
- Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
- Правила заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и УК, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,
- Требования к организации расчетов за коммунальные ресурсы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.
Зачем все это потребовалось?
Еще 3 апреля 2018 года вышел 59 ФЗ о внесении изменений в ЖК РФ. Речь шла, в том числе, о возможности перехода на прямые договоры для потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах. Но население за прошедший год так и не решилось массово перейти на самостоятельные взаимоотношения с ресурсниками.
Теперь, по замыслу авторов поправок – процесс должен пойти легче, т.к. новый документ предлагает среди прочего типовые условия договора поставки коммунальных ресурсов. И это, безусловно, шаг вперед. Людям предложен образец, заполнив который, они могут получать коммунальный ресурс и платить за него прямо поставщику, без боязни, что промежуточное звено (управляющая организация) вдруг обанкротится и исчезнет вместе с деньгами, предназначенными на оплату отопления, воды, электроэнергии или газа.
Однако, ряд пунктов типового договора вызывает вопросы даже у специалистов, – обращает внимание исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – УК не исключается полностью из цепочки взаимоотношений. Она обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации большой объем информации о собственниках, которым она, в ряде случаев в силу закона, просто не обладает. Например, по мерам социальной поддержки (льготы и субсидии) у потребителей. Также в типовом договоре не предусматриваются характеристики качества услуги – к примеру, о температуре, подаваемой в дом воды или теплоносителя или давлении газа. Потребителю, подписавшему столь общий договор, потом сложно будет предъявить претензии по качеству, так как оно не оговорено. Не прописана также процедура разрешения споров и выплаты штрафов в случае оказания некачественных услуг. Из договора следует, что УК принимает жалобы от потребителей, оформляет претензию ресурсоснабжающей организации, и затем они вместе проверяют обоснованность жалобы. А что происходит дальше – вопрос открытый. Споры и ожидание выплат непонятно от кого могут затянуться на годы. И потребитель тут совершенно беспомощен.