На основании Паспорта приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного президиумом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол №5 от 18 апреля 2017 года) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1578 “О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды”, Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ совместно с региональными центрами общественного контроля в сфере ЖКХ провел общественное обсуждение и общественный мониторинг реализации программы «Формирование комфортной городской среды».

Общественное обсуждение и общественный мониторинг реализации программы проводился с помощью проведения анкетирования граждан, непосредственно столкнувшихся с реализацией данной программы, а также с выездом экспертов на место, с целью оценить качество и эффективность выполнения работ на участках, на которых проводились работы в рамках реализации программы.

Исходя из полученных сведений и проведенных выездных проверок «на месте» был проведен анализ и подготовлено заключение (аналитическая записка) о прохождении этапов программы.

В результате проведенного исследования, эксперты-участники обсуждения сделали следующие выводы:

Общественниками проверено около 3000 объектов благоустройства (общественных и дворовых территорий) в разных субъектах страны.

«Практически все регионы столкнулись с проблемой пересмотра очередности ремонта дворов – власти необоснованно переносят работы на более поздние сроки. Не во всех регионах формирование программ по дворам было прозрачно и очевидно.

Немало споров и конфликтов в городах связано с обустройством общественных пространств. Так, например, жители Вологды оказались недовольны проектом по переоборудованию исторической набережной. Региональный центр «ЖКХ Контроль» Вологодской области организовал слушания с общественностью и архитектурным сообществом, чтобы согласовать интересы различных социальных групп и определить параметры проекта, который устроит большинство горожан. На данный момент работы не ведутся.

В г.Иваново во время проверки было установлено, что граждане просили включить в проект сквера Интернационалистов мемориал и сцену для памятных мероприятий, вместо этого московское архитектурное бюро разработало детскую и спортивную площадки. Но работы так и не начались. Средства (20 млн. руб) оказались переброшены на другой объект… и теперь власти рекомендуют перенести работы на следующий год.

В г.Волжском Волгоградской области на рейтинговое голосование по выбору территорий были представлены одни проекты по благоустройству общественных зон, а по факту реализовались совершенно другие. Люди считают, что их просто обманули. Городской Комитет ЖКХ и ТЭК признал, что на бумаге жителям было предложено проголосовать за дизайн-проекты студентов Волжского ВУЗа, затем власти утвердили разработки городского Управления архитектуры и градостроительства – их же стали реализовывать. По факту все работы проведены некачественно, со срывом сроков и далеко не в том объеме, который был обозначен в публичных проектах. Пустырь в парке «Новый город» обустроен менее чем на четверть -детская площадка вызывает опасения у родителей, деревья, высаженные весной школьниками в рамках акции «Именное дерево», засыхают. В зеленой зоне на пересечении ул. Мира и ул. Нариманова отсутствует тротуарная  плитка, освещение, засыхают высаженные каштаны и обрезаны трубы системы полива, обустройство которого было в проекте. За газоном никто не следит с момента приемки территории. Итого более 3 млн. рублей потрачены впустую.

Вызывает тревогу г.Ейск, Краснодарского края – микрорайон Автовокзала с 2017, постоянно затопляемый во время паводков и дождей из-за некачественно выполненной ливневки, муниципалитет решил облагородить  за счет программ благоустройства. При этом главная проблема с ливневой канализацией решена не была. Отремонтированные дворы продолжают заиливаться – результатов и потраченных средств не видно. Жители 5-ти многоэтажных домов микрорайона жалуются, что дворы даже не огородили и через них после благоустройства продолжает ездить общественный транспорт. Остальные объекты Ейска выполнены на скорую руку, многие не завершены. Курортный город выглядит запущенным. В ходе согласования территории под программу “Комфортная городская среда” некоторые жители отказались от части дворов (например, бывшие площадки для сушки белья). Эти территории также пришли в запустение и стали бесхозными, хотя теперь принадлежат муниципалитету. Реализация программы “Комфортная городская среда» в Ейске не приводит к положительному результату – город не становится нарядным и  уютным, и даже вмешательство губернатора к положительным результатам пока не привело.

В ходе мониторинга благоустройства выяснилось, что в некоторых регионах ещё не на всех объектах приступили к работам. Например, в Пермском крае некоторые муниципалитеты не завершили конкурсные процедуры, а где-то подрядчики не приступили работам, так как не рассчитали силы и набрали большие объемы, но, несмотря ни на что объекты по программе 2019 года должны быть завершены в сентябре.

В Сургутском районе Ханты-Мансийского АО вообще не благоустраиваются дворовые территории в текущем году, несмотря на то, что есть запросы от жителей, и они готовы участвовать в программе софинансированием. Правительство не включило в программу дворы многоэтажек, отдав все средства общественным территориям.

Радует, что в некоторых случаях выявленные проблемы все же удалось устранить.

Так, в рамках реконструкции дворовой территории в городе Севастополе по ул.Свободы  подрядчику был выплачен аванс в размере 26 миллионов рублей, а работы остались незавершенными. Однако после обращений общественников в Минстрой РФ недоделки начали устранять. В г.Махблачкала также были обнаружены дворы, в которых недосчитались детских и спортивных площадок, предусмотренных проектом. В настоящее время они устанавливаются.

Для координации работы в сфере мониторинга горсреды при НП «ЖКХ Контроль» была создана комиссия по контролю за реализацией проекта «Формирование комфортной городской среды», которую возглавил член общественной палаты Пермского края Михаил Борисов. В июне-августе комиссия провела анализ прав собственности на дворовых территорий, благоустроенных по данной программе. Изучено 12 943 дворовых территорий в 1719 годах 44 субъектов на предмет постановки земельных участков, на которых прошло благоустройство, на государственный кадастровый учет.  Выявлено 2360 замечаний.

В идеале каждый благоустроенный за счет средств бюджета двор должен иметь хозяина, который в дальнейшем будет его содержать (уборка, очистка, ремонт или восстановление малых архитектурных форм и т.п.) и нести ответственность за безопасность, расположенных на нем игровых площадок. Это предусмотрено в частности Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Но проверка показала, что в 19 из проверенных субъектов это положение практически не соблюдается (соблюдено не всегда).

В рамках реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Фаленского городского поселения Кировской области реализовано всего два проекта. Интрига в том, что оба участка не принадлежат ни собственникам, ни муниципалитет.  Двор по ул. Тимирязева д.1 принадлежит «Роисимуществу» (проходит процедура межевания), двор по ул. Железнодорожная, д.3 земля находится в ведении РЖД  и расположена в полосе отвода. (идет процедура согласования с железной дорогой и РФ). Вопросы межевания будут решаться с «Росимуществом» и РЖД и случится это нескоро. Кто все это время будет обслуживать и содержать отреставрированные дворы – непонятно.

В Гулькевичском и Темрюкском районе Краснодарского края   все благоустроенные дворы не состоят на государственном кадастровом учете. А это значит, что содержание этих территорий ложился либо на бюджет, которого нет у муниципалитетов. Как следствие – скоро дворы зарастут, и все, что на них установлено, придет в негодность.

В Липецкой области администрация сообщает, что общая стоимость работ по формированию земельных участков с учетом придомовой территории, включая проведение кадастровых работ и разработку документации по планировке территории, составляет порядка 30,8 млн.р. У госоргана средств на эти процедуры нет поэтому благоустройство идет на неоформленных землях.

В Московской области – Дмитрове, Химках и Электростали из 384 благоустроенных дворов 165 не поставлены на государственный кадастровый учет. Точно такая же ситуация в Астраханской области из 129 – 86 земельных участков не оформлены. Республика Крым – 36 из 70. В Новгородской области объекты 2017 года – из 188 оформлены 69, в 2018 году из 153 оформлены 55, а в 2019 из 121 аж 78 объектов не прошли межевание и постановку на государственный кадастровый учет.  Псковская область из 464 на учет не поставлены 176. В Архангельской области 88 объектов из 392 не стоят на учете. В Воронежской области – 91 из 426. В Костромской области – 43 из 136, в Курской области – 114 из 510.

В Омской области 5 дворов благоустроены на территориях, принадлежащих Министерству обороны РФ.  Минобороны не давало добро на благоустройство своих земельных участков, а значит, содержать оно их тоже не будет, но может просто изъять их для других нужд.

В Самарской области целыми городскими округами и поселениями не проводится постановка на учет: Самара, Тольяти, Жигулевск, Кинель, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Боготовский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Хворостянский – в этих населенных пунктах благоустройство ведется с 2017 года по 2019 год на учет дворы не ставят.

В Ставропольском крае в 2019 г. по проекту “Формирование комфортной городской среды” за счет средств из федерального бюджета благоустройство проводилось только на общественных территориях. Для благоустройства дворов из краевого бюджета выделено 200 млн. руб., но муниципалитеты массово перекидывают эти средства на общественные объекты.

В Тверской области благоустройство дворов выполнялось на земельных участках, у которых назначение в соответствии с публичной картой иное: для сельско-хозяйственных нужд, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.  Благоустроенны дворы, которые не имеют никакого отношения к собственникам нмногоэтажек и содержать они эти терриории не будут.

В Ярославской области земельные участки части благоустроенных дворов отмежеваны только под домом.

Регионы, где прошло благоустройство в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» и проведено межевание, а земельные участки поставлены кадастровый учет более 90%:

Республика Башкортостан, Кабардино-Балкария, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Кировская область, Карачаево-Черкессия, Нижегородская область, Новосибирск, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Севастополь, Смоленская область, Тамбовская область, республика Удмуртия, Хакасия, ХМАО, Чувашия.

При этом в рамках мониторинга программы выявлены и другие проблемы, например, массовое исключение дворов из программы благоустройства.

Так, например, в Ивановской области после 2-х лет работы программы – с 2018 года – все муниципалитеты исключили дворы из благоустройства. Собственникам, которые хотят привести двор в порядок, было предложено сделать это за свой счет.

В Калининградской области дворовая территория по адресу: ул. Дарвина, 1а в программе благоустройства есть, а по факту такого дома нет

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account