Подведены итоги опроса жителей ижевских новостроек о качестве их жилья, о жилищно-коммунальных проблемах, а также о взаимоотношениях с застройщиками и управляющими организациями, призванными реагировать на обращения граждан.

 Напомним, опрос анонсировался в релизе от 10 декабря 2021 года: http://dom-udm.ru/kak-zhivetsja-v-novostrojke/

На вопросы анкеты ответили 74 человека, проживающие в 35-ти домах, построенных не ранее чем десять лет назад в Ижевске.

 Чаще всего в опросе жители перечисляли проблемы, связанные с лифтами, водоснабжением и водоотведением, с низкой температурой в подъездах, санузлах, на лоджиях, в кладовках, с промерзанием стен и окон.

Жители недовольны тем, что приходится долго ждать, когда на их жалобу ответит управляющая компания и застройщик. На заявления с просьбой о перерасчете за некачественные услуги приходят ответы с отказом, а то и вовсе нет никакой реакции, – особенно в течение гарантийного периода. Большой проблемой является и банкротство, ликвидация юридических лиц-застройщиков, люди оказываются в ситуации, когда нет ответственных за решение проблем.

 

О проблемах подробнее

Ржавые трубы, плохая вода

На проржавевшие трубы и связанные с этим проблемы жалуются жители многих домов-новостроек. Это самая распространенная проблема. Из кранов течет грязная, с запахом, и холодная, и горячая вода.  Холодную воду надо долго пропускать, чтобы ее температура повысилась. Как отмечают опрошенные, уже за первые несколько лет после сдачи домов в стальных оцинкованных трубах накапливается слой отложений (толщиной до 1 – 1,5 см). Стояки приходится менять за счет жителей, чтобы избежать порывов: сначала как авариный, текущий ремонт, затем приходится принимать решение уже о капремонте в доме, которому, в среднем, 5-10 лет.

В одной из новостроек с апреля по ноябрь 2021 года не было или горячей, или холодной воды, или и той, и другой вместе, суммарно больше 1,5 месяцев. После каждого отключения жильцы по 1,5-2 минуты пропускали ржавую воду. По их словам, такая вода выводит из строя бытовую технику (стиральные машины, водонагреватели и т.д.). Получается, что управляющая компания не исполняет своих обязанностей по обеспечению дома качественной водой. В другом доме при такой же ситуации, когда трубы проржавели через год после сдачи дома, застройщик уклоняется от работ, а УК не способствует эффективным переговорам собственников и застройщика по достижению целей, указанных в договоре.

 

Медленные УК

Еще одна распространенная жалоба –  управляющие компании долго и некачественно обрабатывают заявки. Так, в одном из домов протечку канализации устраняли несколько недель, хотя должны были сделать это сразу после обращения. Иногда потребитель берет отгул на работе и ждет, например, сантехника, но он не приходит, не предупредив об этом заранее.  Даже при наличии «менеджера по дому» очень сложно получить какую-либо информацию от УК. Очень долго решаются гарантийные случаи: ремонт окон, дверей в подъездах. У застройщика много подрядчиков и он не справляется с организацией их работы по заявкам. Вопросами качества у застройщика занимается один человек, который постоянно занят или отсутствует, не принимает звонки.  А Управляющие компании, как правило, устраняются от представления интересов собственников.

Жители замечают также, что некоторые управляющие организации завышают стоимость работ и услуг. Как написал один анкетируемый, в 2020 году вызов сантехника через УК стоил 300 рублей в час, а в марте 2021 года стоимость повысилась до 1 000 рублей в час, при этом квитанции предоставляются только «через скандал».

Ошибки проектирования и придомовая территория

Граждане отмечают недостатки проектирования: не заложено дренирование территории, отсутствуют или неправильно спроектированы пешеходные дорожки. Так, в доме по адресу Холмогорова 21А жителям, в том числе инвалидам-колясочникам и мамам с детьми, приходится выходить с тротуара на проезжую часть, на скользкий зимой склон дороги.

 Почти во всех домах недочеты комплексные. Так, по словам Елены Мальцевой, собственника из дома №8, корпус 1, на ул.А.И.Герцена, очень часто ломаются лифты, простаивая месяцами. «Дом изначально построен из некачественных материалов, – написала она. – У соседей снесло лоджии, у нас при ветре на лоджии сильно стучит дверь, но ремонтировать ее по гарантии отказались». Придомовая территория, спустя два года после сдачи дома, все еще не приведена в нормативное состояние. Не хватает парковочных мест, и проблема усугубится, когда весной введут в эксплуатацию второй корпус и затем рядом построят еще один жилой комплекс того же застройщика. Есть вопросы и к управляющей компании: дороги около дома не чистятся, передвигаться сложно и пешком, и на автомобиле.

 

 

Без гарантии

Андрей Соловьев, председатель совета дома №4 на ул.Фронтовой, отметил, что качество гарантийного ремонта – ниже среднего. «Застройщик ремонтировал только мелкие недочеты, игнорируя такие крупные проблемы, как, например, ржавление и порывы труб ГВС, неоднократное воспламенение светильников на лестницах, отступление от проектной документации, а также наши претензии к благоустройству, – рассказал он. – Жителям пришлось самим менять трубы, потому что застройщик отказался исправлять недостатки в течение трех гарантийных лет». Также он, как и некоторые другие опрошенные, подчеркнул непрофессионализм исполнителей работ – подрядчиков, сотрудников УК. При этом есть недостаток в сотрудниках технадзора, так как, по сравнению с 2015 годом, количество обслуживаемых ими домов растет намного быстрее, чем количество инженерного персонала.

«По итогам опроса мы выявили такую тенденцию, как отказ застройщиков решать в течение гарантийного срока проблемы, требующие больших затрат, стремление переложить эти расходы на плечи собственников, – подчеркнул Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», член Общественной палаты России.  Собственникам нового жилья при заключении договоров управления следует четко определять порядок взаимодействия с управляющей компанией при обнаружении гарантийных ситуаций. В договор управления нужно вносить раздел, касающийся недостатков и их устранения со стороны управляющей организации и застройщика.  У каждого собственника должно быть четкое понимание того, каким образом они должны реагировать на его замечания».

Например, при выявлении разрушения фасада или отделки в местах общего пользования УК не должна просто проводить работы, выставляя счет собственникам. Необходимо создать комиссию, в которую войдут представители собственников, застройщика, управляющей организации. В их присутствии нужно составить акт, зафиксировать факт поломки, указать ее причину.  Если разрушения были из-за низкого качества строительства, то расходы по устранению замечания должны быть возложены на застройщика. «В гарантийный период все порывы, трещины, поломки, связанные с качеством примененных материалов и работ должны ремонтироваться по гарантии, – заявил Александр Евсеев. – Хотя на практике этого не происходит, потому что большинство управляющих организаций предлагает собственникам подписать стандартные договора, в которых нет раздела про их взаимодействие с застройщиками и УК». Он также добавил, что у собственников также должно быть понимание того, как они будут рассчитываться с УК, если она пойдет в суд, защищая их интересы: это могут быть или расходы в рамках платы за содержание жилья, куда входит и управление домом, или услуга, которую они оплачивают дополнительно.

 

Александр Евсеев считает, что, в целях защиты прав потребителей – собственников жилья в новостройках – нужно вводить административный контроль за исполнением гарантийных обязательств со стороны строительных и управляющих организаций. В настоящее время деятельность застройщика на этапе строительства дома контролируется стройнадзором, работа управляющих компаний – жилищной инспекцией. Но после сдачи дома в эксплуатацию никакого контроля в части выполнениями гарантийных обязательств над ними нет. «Необходимо добавить еще один предмет контроля в список полномочий строительного надзора и/или жилищного надзора и ввести административную ответственность за неисполнение гарантийных обязательств застройщиками и УК, – заявил он. – Управляющие организации должны принимать меры, направленные на фиксацию нарушений и на предъявление претензий в адрес застройщиков, а застройщики должны исправлять нарушения по установленному факту».

«В настоящее время в Ижевске и в Завьяловском районе 21 строительная компания строит 150 многоквартирных домов, хочется, чтобы они не повторяли ошибок и не создавали подобных проблем жителям этих новостроек», – резюмировал Александр Евсеев.

Если у вас возникают вопросы, связанные со взаимодействием с УК и застройщиками, обращайтесь по телефону Объединения советов домов Удмуртской Республики: 8 (3412) 56-36-09.

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account