• Псковская область 4 года, 5 месяцев назад

    Куда обращаться, если в ваш дом пришел капремонт

    В региональный центр «ЖКХ Контроль» Псковской области поступают неожиданные, казалось бы, жалобы – во время капремонта дому наносится ущерб. Т.е. стало хуже, чем было. А еще чаще – люди недовольны качеством работ. Вроде бы работы провели, но все начало отваливаться. Руководитель регцентра Семен Никонов рассказывает, на что можно пожаловаться, если в ваш дом пришел капремонт.

    Всего в 2019 году общественные приемные ЖКХ Контроля приняли более 2,5 тысячи обращений по темам капитального ремонта. Самая распространенная тема обращений — качество проводимых работ, причинение ущерба (убытков) в ходе проведения капитального ремонта.

    Псковичи звонят на телефон горячей линии нашего регионального центра «ЖКХ Контроль» и каждый квартал мы рассказываем о том, какие проблемы волнуют граждан больше других . Настораживает, что лидером за четвертый квартал стал Капитальный ремонт – реализация региональных адресных программ, их актуализация, качество проводимого ремонта, изменение сроков. Каждое пятое обращение было связано с проблемами капремонта.

    На втором месте – после качества ремонта – обращения на больную тему расчетов за капитальный ремонт, в том числе — размера взносов и начислений, вопросы формирования фондов капитального ремонта.

    Граждане также сомневаются в обоснованности обозначенных в региональных программах капитального ремонта сроков проведения капремонта по годам и видам работ, изменения сроков работ.

    Многих псковичей волнует срыв сроков начала и окончания капитального ремонта. К сожалению, нет согласия и у самих жителей, большинство из них не могут договориться о выборе работ по капитальному ремонту.

    На сегодняшний день в Пскове необходимо заменить порядка 300 лифтов. В ближайшее время за счёт средств фонда капремонта будут заменены лифты в 10-12 многоквартирных домах. В ближайшие год-два в рамках капремонта городские власти сосредоточатся на ремонте систем водоснабжения и крыш многоквартирных домов, поскольку поступает большое количество обращений по их протечкам.

    Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области начала реализовываться в 2014 году и рассчитана до 2043 года.

    Есть два способа накопления средств на капитальный ремонт: на специальном счете или «в общем котле» — на фонде регионального оператора капитального ремонта.
    Большинство собственников выбрали способом накопления именно «общий котел».

    Собственники спецсчетов самостоятельно выбирают подрядчиков и сами оценивают качество их работ. Зачастую их низкая квалификация и становится причиной некачественных капительных ремонтов.
    Случается, вместо капитального ремонта из средств фонда финансируются работы по благоустройству территории или текущему ремонту. В этом случае за ошибки председателя ТСЖ или Управляющей компании расплачивается весь дом. Предусмотренные региональной программой работы считаются невыполненными и на них приходится собирать деньги заново. Или же дом передается в «общий котел», что увеличивает расходы регионального оператора капитального ремонта.

    В отличие от спецсчетов, проведение работ региональным оператором жестко регламентировано законом. При заказе работ по капитальному ремонту используется уникальная двухэтапная система закупок. На первом шаге отбираются квалифицированные поставщики услуг, соответствующие определенным критериям. На втором среди этих отобранных подрядчиков проводятся торги. В соответствии с законом приемка проведенных работ осуществляется комиссионно. В составе комиссии представители заказчика — фонда капитального ремонта, органов местного самоуправления, управляющей организации и представитель собственников, выбранный на общем собрании.
    Но и к таким работам, заказанным и принятым региональными фондами капитального ремонта, возникает огромное количество претензий. Почему же не срабатывает сложная и многоступенчатая система контроля?

    Причин здесь несколько. Первая — в нехватке средств на счетах региональных операторов. По оценке экспертов, в большинстве регионов страны существующие размеры взносов не позволяют собрать достаточно денег на реализацию запланированных программ. На 1 января 2020 года средний взнос в большинстве регионов страны составил 8,5 рубля. Наименьший размер минимального взноса — в Хабаровском крае (около двух рублей за квадратный метр в месяц). Самый большой взнос в Москве (18 рублей с квадратного метра).

    Действующее законодательство говорит о том, что субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональных программ капитального ремонта, и, в случае недостатка средств, может осуществлять софинансирование региональных программ капитального ремонта. Но таким правом в 2019 году воспользовались всего 35 субъектов.

    Нехватку денежных средств каждый регион пытается решить по-своему. Кто-то сдвигает большую часть работ на более поздние сроки, надеясь, что к тому времени либо деньги найдутся, либо авторы программ уже не будут заниматься капремонтом. Кто-то не выполняет свои же планы, перенося запланированные работы на следующий год (что вообще-то запрещено законом без соответствующего решения собственников). Кто-то занижает расценки на проведение работ, что приводит к дефициту подрядчиков и низкому качеству проведения работ.

    Но и недостаток денег не всегда становится причиной низкого качества работ. Например, в Москве с очень высоким взносом на капитальный ремонт жалоб на качество работ довольно много. Ежегодно Москва ремонтирует огромное количество домов и уже по этой причине сталкивается с дефицитом квалифицированных подрядчиков. Заградительный барьер в виде отбора квалифицированных подрядчиков не работает, поскольку победители, прошедшие отбор, нередко нанимают на субподряд неквалифицированных исполнителей. Способов борьбы с этим злом пока не придумано.

    Определенный вклад в проведение некачественных ремонтов вносят и сами жители. Сплошь и рядом подрядчики не могут получить разрешение собственников на ремонт коммуникаций, проходящих вблизи их квартир. Допусков приходится добиваться годами. Естественно, во время ожидания ремонтные бригады терпят убытки. В этих условиях они нередко ремонтируют коммуникации частями, заменяя, например, часть стояка на одном этаже и сохраняя старый на другом.

    Повышение качества проводимых ремонтов потребует серьезных изменений в законодательство и дальнейшей настройки правоприменительной практики. Удастся ли это сделать — посмотрим.
    Помните, что заказчик работ — региональный Фонд капитального ремонта — предоставляет пятилетнюю гарантию на сделанные работы. Так что если недоделки обнаружились сразу после ремонта или через некоторое время, обращайтесь в Фонд.

    Если же дом копит средства на специальном счете, то собственники должны уделить самое пристальное внимание проводимому ремонту на всех этапах. Проверить качество проектно-сметной документации, оценить выбранного подрядчика, проследить, чтобы в договор подряда были включены гарантийные обязательства и очень внимательно отнестись к процедуре приемки работ. Если работы будут приняты с недостатками — винить придется только самих себя.

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account