В Общественной палате подвели итоги первого года работы региональных Центров общественного контроля ЖКХ.
«Общественность может серьезно повлиять на качество коммунальных услуг», — заявила председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и ЖКХ, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева на первом Всероссийском совещании региональных центров общественного контроля ЖКХ. В совещании, которое состоялось в Общественной палате РФ в Москве 6 декабря, приняли участие руководители и представители центров из более, чем 70 субъектов РФ.
Как рассказала Разворотнева, во многих регионах центры работают активно и им удается решить жилищно-коммунальные проблемы, но для этого постоянно приходится «теребить» региональные власти, которые часто пытаются «отбрыкиваться» от общественников. Есть, к сожалению, и регионы, в которых центры не работают, а существуют исключительно на бумаге. Более того, в Москве, Тюменской, Псковской областях, Красноярском крае, на Чукотке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах центров пока нет вообще.
Светлана Равзоротнева отметила, что зачастую люди думают, что занявшись общественной деятельностью, получат кабинеты, машины, какие-то дивиденды, но общественная деятельность — это самосознание, добровольчество, энтузиазм, активность.
Руководитель НП «ЖКХ Контроль» отметила, что за год общественные приемные центра обработали 30 000 обращений, многим действительно удалось помочь, а в 50% случаях проблемы можно было решить на местном уровне, однако для этого необходимо было приложить небольшие усилия самим собственникам жилья. Для развития самосознания и грамотности граждан центрами уже сейчас проводятся уроки жилищного просвещения, как в школах, так и для жилищных активистов, представителей ТСЖ и.т.д. Более того, будут разрабатываться региональные жилищные программы, выпускаться специальные методички для граждан о том, как должен проводиться капитальный ремонт, как действовать в той или иной проблеме ЖКХ, — рассказала Разворотнева.
Генеральный директор государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин подчеркнул, что создание системы общественного контроля в ЖКХ общероссийского масштаба — громадная работа, особенно в условиях, когда мало и ресурсов, и специалистов. Но «главное, чтобы люди работали с душой», — сказал глава Фонда.
«Это нужно всему обществу. Только мы можем людям объяснить важность общественного контроля в ЖКХ, у муниципальной власти до этого руки просто не доходят», — заявил он. По его мнению, основными направлениями работы центров должны стать «адресная работа с гражданами, помощь в организации и проведении общих собраний собственников жилья, контроль легитимности и прозрачности принимаемых на них решений».
И самое главное — преодоление жилищной неграмотности собственников жилья. Также глава Фонда подчеркнул, что представители центров общественного контроля должны принимать участие во всех проверках, которые проводит Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, он обратился к представителям центров с просьбой сообщать информацию из регионов о том, как идет программа по переселению из аварийного жилья и реализуются программы капитального ремонта многоквартирных домов.
В свою очередь заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев рассказал об основных законопроектах, касающихся ЖКХ, которые планирует принять парламент. До конца года, надеется депутат, в 1-ом чтении примут изменения в Жилищный кодекс об общественном контроле в ЖКХ.
Следующий важный законопроект — о создании Государственной информационной системы ЖКХ. Планируется, что на одном сайте будет размещена информация обо всех управляющих компаниях, предприятиях коммерческого комплекса, многоквартирных домах, домовладениях, личные счета, за кем какие долги. Граждане в электронном виде смогут узнать, за что управляющие компании им выставили счета.
«Если управляющая компания не предоставит сведения о платежке, то гражданин будет вправе не оплачивать за тот месяц, за который не предоставлена информация», — заявил Качкаев. Это предложение вызвало гул в зале: участники совещания стали обсуждать возможные негативные последствия.
Еще один законопроект связан с укреплением платежной дисциплины. Необходимость принятия данного законопроекта связана с тем, что накопились огромные миллиардные долги за потребленные ресурсы. Большинство представителей товариществ собственников жилья, потребители, вовремя оплачивающие услуги, выступают за то, чтобы ужесточить штрафы для тех граждан, которые не желают платить. Как заявила председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ г. Санкт-Петербурга Марина Акимова, долги растут от того, что достаточно обеспеченные люди нагло не платят.
Говорили участники и о проблемах, связанных с непредоставлением управляющими компаниями информации, не реагированием на жалобы и проблемы, сложностях проведения общедомовых собраний, поскольку многие граждане на них не являются, и о других проблемах ЖКХ. По мнению председателя Комиссии ОП Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктора Часовских, необходимо внести изменения в регламент, чтобы в каждом подъезде избирали делегатов, которые затем буду представлять интересы всех остальных, «а то на собрания часто приходит 20-30 жильцов».
Что касается управляющих компаний, то есть и положительные примеры работы. Например, директор НП СРО «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая рассказала, что их организация составляет рейтинг эффективности управляющих компаний. И хотя в рейтинге участвуют добровольно, те, кто участвуют, заинтересованы в положительном имидже и активно конкурируют.
После обсуждения проблем Светлана Разворотнева и Константин Цицин вручили представителям лучших по итогам работы за год центров общественного контроля благодарности Общественной палаты.
По материалам пресс-службы Общественной палаты РФ