Представители жилищно-коммунальной сферы Рязанского региона обсудили внесенный в Госдуму проект Федерального закона «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ». В заседании, организованном рабочей группой проекта регионального отделения партии «Единая Россия» «Управдом», принял участие депутат Рязанской областной Думы Александр Бармотин, вернувшийся с парламентских слушаний проекта, прошедших накануне в федеральном законодательном собрании.
Создание нового закона, направленного на регулирование отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, по словам Александра Бармотина, вызвано обострением ситуации в сфере управления жильем. «Органы госжилнадзора выявляют большое количество нарушений в деятельности управляющих компаний, при этом механизма, позволяющего устранить с рынка ЖКХ недобросовестные организации, нет», – пояснил депутат. Однако предложенный к рассмотрению Государственной Думе и общественности проект закона о лицензировании УК вызвал ряд нареканий экспертов. Напомним, что основные его положения предполагают не только получение лицензии, но и прохождение руководителем управляющей организации (в том числе председателем товарищества собственников жилья и жилищного кооператива) квалификационного экзамена, установление новых видов административной ответственности и создание единого федерального реестра выданных лицензий.
Так, по мнению экспертного сообщества, в случае, когда многоквартирным домом управляет ТСЖ и ЖК, то есть собственники, требование получать лицензию излишне. А высокий уровень штрафных санкций (до 500 тысяч рублей), предусмотренных новым законом за нарушения в управлении жильем, создает риск отказа компаний работать с «домами», имеющими высокий процент износа, где обеспечить требуемый уровень содержания не всегда возможно. «Уплата столь значительных сумм в итоге ляжет на плечи собственников жилья в виде недополученных услуг и работ», – отметил Александр Бармотин.
Также законопроект допускает к лицензированию лишь те компании, которые имеют в своем «распоряжении» определенное число жилых домов, тем самым ставится барьер для выхода на рынок новых «управленцев», что лишает сферу ЖКХ конкурентной среды. Кроме того, это положение затрудняет управление жилым фондом в муниципалитетах, где многоквартирные дома единичны. «Нельзя разрушить сложившуюся систему управления в маленьких населенных пунктах. Зачастую годовой бюджет управляющих компаний равен сумме штрафа, предусмотренного проектом за нарушения», – отметила в ходе обсуждения замминистра ТЭК и ЖКХ области Надежда Мухина.
По словам руководителя Госжилинспекции по Рязанской области (именно на этот надзорный орган законопроект возлагает проведение лицензирования) Владимира Кравчука, в проекте немало противоречий другим законам, регулирующим сферу ЖКХ. «В мировой практике нет подобных законов, однако в сложившихся условиях лицензирование нужно. Предложенный проект требует доработки», – отметил глава ведомства. По мнению депутата Рязанской городской Думы Андрея Савичева, «главная цель закона – убрать с рынка ЖКХ недобросовестных игроков, но в существующем виде он эту задачу не решает».
Позицию собственников многоквартирных домов на заседании высказали общественные жилищные инспекторы и координатор проекта «Управдом» Татьяна Баринова. «В законе практически не видно роли владельцев жилья, общественного контроля, хотя речь идет, прежде всего, о средствах граждан», – заметили горожане. Критике с их стороны было подвергнуто положение, позволяющее лишать лицензии управляющие компании в случае, если 15% «обслуживаемых» собственников выразят недовольство ее работой. «Из управляющих компаний сегодня сделали монстров. Чтобы лишить лицензии хорошо зарекомендовавшую себя компанию, будет достаточно собрать подписи с жильцов только трех домов. При этом мнение 85% собственников учитываться не будет», – отметила Татьяна Баринова.
По итогам обсуждения было принято решение передать сформулированные замечания к проекту закона о лицензировании управляющих компаний представителям региона в законодательном собрании РФ.
Светлана Максимова, “Рязанские ведомости”