letter   Жилищные активисты просят провести в Ижевске срочное совещание для принятия мер по устранению массовых нарушений прав собственников, которые вынуждены платить за коммунальные услуги неоправданно высокие суммы. По мнению общественников, причины нарушений –  это устаревшие нормативы и отказ управляющих организаций от участия в сборе платежей с населения.  

       В последнее время в Объединение советов домов Удмуртской Республики поступают многочисленные жалобы от жителей многоквартирных домов на резкое повышение платы за коммунальные услуги. Одновременно стало известно, что собственникам 11 тысяч квартир из домов под управлением СпДУ в течение четырех месяцев производилось неправильное начисление платы за отоплению (по заниженным нормативам), и теперь они будут должны возместить убытки ресурсоснабжающей организации. Также квитанции за январь с непривычно большими суммами за горячую воду и отопление получили собственники около 6,5 тысяч квартир, оборудованных приборами учета, из домов, находящихся под управлением «Единой УК». Причина этого в том, что УК не передала показания приборов учета тепловой энергии и горячей воды в Удмуртскую энергосбытовую компанию, которая в результате сделала расчеты по нормативам.

То, что суммы в платежках выросли, хотя тарифы и нормативы не изменились, подтвердил Иван Маринин, заместитель главы Администрации города Ижевска по жилищно-коммунальному хозяйству.

По словам Марата Исмагилова, председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», члена Общественной палаты города Ижевска, основные причины повышений – это слишком высокие нормативы на отопление, и то, что при переходе на прямые платежи населения в ресурсоснабжающие организации был утерян исполнитель данной услуги, и сегодня за платежи не отвечают ни управляющие организации, ни ресурсники.

 

Найти исполнителя

Во многих случаях  увеличение платы за отопление, водо- и электроснабжение связано с незаконным переходом со стороны управляющих организаций, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций на метод прямых расчетов за коммунальные ресурсы.

О том, что ситуация с прямыми платежами может развиваться подобным образом, Марат Исмагилов как член Совета при Прокуратуре УР предупреждал еще в   прошлом году.  «Процедура передачи платежей за коммунальные ресурсы четко прописана в законодательстве, и в случае отклонений от нее могут быть последствия», – заявлял он на заседании совета. Сегодня, по сути, неизвестно, кто должен исполнять обязанности по сбору показаний.

Согласно жилищному законодательству, предоставление коммунальных услуг должно осуществляться организацией, управляющей многоквартирным домом, а не ресурсоснабжающей организацией. Передача управляющими компаниями и ТСЖ обязанности по начислению и сбору платы за коммунальные услуги (в том числе и на ОДН) ресурсоснабжающим организациям противоречит законам и правилам.

Так, часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг. В пункте 2 Правил 354 закреплено, что исполнитель – это юридическое лицо, предоставляющее   коммунальные услуги, а ресурсоснабжающая организация только осуществляет продажу коммунальных ресурсов. Пункт 13 Правил прямо говорит, что управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляет коммунальные услуги, заключая с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов. Таким образом, по общему правилу предоставление коммунальных услуг должно осуществляться организацией, управляющей многоквартирным домом.  Статьей 155 ЖК РФ запрещается передача ресурсоснабжающей организации обязанности по начислению и сбору платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды (ч. 6.3., 7.1).

Прямые расчеты жильцов с поставщиком по коммунальным услугам индивидуального потребления возможны только в трех случаях:

– если в многоквартирном доме осуществляется непосредственное управление –  тогда договор на прямые расчеты заключается с каждым собственником (ст. 164 ЖК РФ);

–  если дом находится под управлением управляющей организации, но решение платить за индивидуально потребляемые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации принято на общем собрании собственников помещений (ч. 6.3, 7.1. ст. 155 ЖК РФ). При этом тоже заключается договор с каждым собственником квартиры, но плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) обязаны рассчитывать и начислять исполнители – управляющие компании или ТСЖ.

–  если РСО расторгла договор с управляющей организацией, задолжавшей за коммунальные ресурсы за 3 расчетных периода (пп. «а» п. 30 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124).  РСО должна уведомить потребителей от такой ситуации. Собственники могут избрать нового исполнителя коммунальных услуг или перейти на непосредственное управление МКД. Если управляющая организация-должник продолжит управлять домами, то она должна принять меры к погашению задолженности и к перезаключению договора с реусурсоснабжающей организацией.

В случаях, когда РСО и УК переходят на прямые платежи без решения, принятого на общем собрании собственников, происходит нарушение законодательства. «На сегодняшний день мы не можем установить, кто является исполнителем коммунальных услуг в части сбора платежей – управляющая или ресурсоснабжающая организация. По опыту одного из председателей совета дома, который получил на свои обращения ответы из управляющей компании МУП СпДУ и из ресурсоснабжающей организации ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», УК говорит, что она не является исполнителем, то же самое утверждает и РСО», – рассказал Марат Исмагилов. В марте Объединение советов домов УР обратилось в Прокуратуру Удмуртской Республики с целью устранить массовые нарушения  прав потребителей услуг ЖКХ.

 Пересмотреть нормативы 

    Как считает Марат Исмагилов, нормативы потребления тепловой энергии для многоквартирных домов города Ижевска и других территорий Удмуртии неоправданно высоки. Нормативы были установлены постановлениями Администрации города Ижевска от 25 апреля 2002 года № 184, от 10 августа 2009 года № 746, от 28 декабря 2009 года № 1285 – то есть еще до того, как дома были оборудованы приборами учета. «Действующие нормативы нуждаются в пересмотре. Прежде всего, необходимо устранить ситуацию, когда два многоквартирных дома, имеющих одинаковые год ввода в эксплуатацию, тип, серию, площадь жилых и нежилых помещений, обязаны вносить плату, в случае выхода прибора учета из строя, по разным нормативам потребления тепловой энергии. Разница в суммах достаточно ощутимая», – сказал он.

Так, нормативы потребления тепловой энергии для домов, в которых на момент принятия постановления Администрации от 28 декабря 2009 года № 1285 отсутствовали приборы учета, составляют 0,016 – 0,019 Гкал на 1 кв. м. в месяц. Под действие этого постановления не попали дома, оснащенные общедомовым прибором учета тепловой энергии, и для них, в случае выхода прибора из строя, применяется старый норматив из постановления от 25 апреля 2002 г. № 184, –  0,021 Гкал.

При поломке общедомового прибора учета тепловой энергии собственникам начисляется плата по нормативам, составляющим 0,016 – 0,019 и   0,021 Гкал на 1 кв.м. в месяц, что намного выше, чем те суммы, которые они обычно платят по среднемесячным показаниям приборов учета, которые, как правило, ниже 0,016 Гкал на 1 кв.м в месяц. Этим подтверждается необходимость пересмотра нормативов на отопление, и в феврале 2014 года Объединение советов домов Удмуртской Республики направило соответствующее обращение в Правительство Удмуртской Республики.

6 марта 2014 года участники Объединения советов домов Удмуртской Республики направили также обращения в адрес руководителей Минстроя УР, Госжилинспекции при Минстрое УР, Прокуратуры УР, Роспотребнадзора по УР, Главы Администрации г. Ижевска. В обращениях содержится просьба принять срочные меры по защите прав потребителей услуг ЖКХ в Ижевске. Одна из мер – проведение координационного совещания с участием представителей Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Госжилинспекции УР, Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, Прокуратуры Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, а также общественных объединений, действующих в сфере ЖКХ.

Аналогичная ситуация складывается на территории всей Удмуртской Республики, поэтому участникам Объединения советов домов Удмуртской Республики очевидно, что нужно ее решать так, чтобы в дальнейшем не допускать массовых нарушений прав   потребителей услуг ЖКХ в Удмуртии.

 

Tags:
1 Comment

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account