В Удмуртской Республике идет сбор подписей в поддержку законопроекта по лицензированию управляющих компаний. Жилищные активисты отправят их федеральным властям вместе с предложениями по изменению жилищного законодательства. Они считают, что государственное регулирование на современном рынке управления МКД позволит решить многие проблемы.
В Удмуртской Республике начался сбор подписей жилищных активистов под обращением к Президенту РФ в поддержку введения лицензирования деятельности управляющих организаций. Такое решение было выдвинуто и одобрено на собрании участников общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР» 4 апреля 2014 года. Уже за первые три дня было собрано более 400 подписей председателей Советов домов и Правлений ТСЖ.
Участники общественной организации обращаются к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкину с просьбой поддержать Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации («О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами»). Законопроект будет рассматриваться Государственной Думой РФ в первом чтении после 20 апреля 2014 года.
Общественники сообщают о том, что в республике сформировался достаточно развитый рынок услуг по управлению многоквартирными домами (на территории Удмуртии работает 121 управляющая организация), и обосновывают необходимость введения постоянного государственного регулирования в сфере ЖКХ.
Собственники сталкиваются с проблемами, решить которые может помочь государственное регулирование в форме лицензирования. Одна из них касается отказа от услуг одной УК в пользу другой. Сегодня собственникам очень трудно сменить управляющую организацию на другую из-за усложненности процедуры, порождающей множество судебных разбирательств. Как правило, недобросовестная управляющая организация не прекращает договорные отношения добровольно после отказа от нее собственников, не передает документацию на дом и не возвращает денежные средства. Разбирательства включают от 1 до 5 и более судебных дел, ожидание решения по которым затягивается, как минимум, на 1 год, и может длиться до 3-х лет. В этот период собственники получают двойные платежные документы, и многие из них воздерживаются от оплаты в обе управляющие организации, при этом создается вынужденная задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги.
Другая проблема – неэффективность саморегулирования в сфере управления МКД. Управляющие организации, вступившие в СРО, перед тем, как не выполнить свои обязательства перед собственниками или обанкротиться, пользуются возможностью добровольного выхода из СРО. К сожалению, саморегулируемые организации при этом не принимают никаких мер в отношении своих участников и не производят выплат потребителям услуг ЖКХ из компенсационных фондов.
В итоге потребитель услуг ЖКХ чувствует себя недостаточно защищенным со стороны государства. Большинство вопросов ему приходиться решать в судах, при этом неизвестно, будет ли исполнено управляющей организацией судебное решение, полученное в результате длительных разбирательств
Авторы Обращения считают, что есть необходимость в срочном принятии Закона о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
В существующую редакцию законопроекта, жилищные активисты Удмуртской Республики предлагают внести следующие изменения:
1. Разрешить жилищным активистам, осуществляющим общественный контроль, участвовать во всех стадиях получения лицензий управляющими организациями, включая аттестацию руководителей, а также в контроле деятельности управляющих организаций. Надо предоставить общественникам возможность направлять уполномоченных представителей с правом решающего голоса во все комиссии (с квотой не менее 30%). Некоммерческие организации, работающие в сфере ЖКХ в регионах РФ, должны иметь право действенного обращения в органы лицензионного контроля.
2. Совершенствовать государственный контроль того, как исполняют свои обязанности по оплате энергоресурсов исполнители коммунальных услуг. Создать на уровне субъектов РФ единые расчетные центры на основе государственно-частного партнерства с открытием специальных банковских счетов. Управляющая организация должна нести ответственность перед собственниками за предоставление всего комплекса коммунальных ресурсов.
3. Обратить особое внимание на основания для аннулирования лицензии УК и заменить существующий критерий ( исключение из приложения к лицензии 15 и более процентов от всех домов за год) на более объективный критерий, который должен действовать в целом в отношении компании-лицензиата. Исчислять «показатель недобросовестности» можно через отношение средней площади квартиры к площади многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации с учетом неисполненных (по итогам календарного года) решений органов государственной власти. Определить перечень нарушений, ведущих к утрате лицензии. Сохранить судебный порядок прекращения лицензии. Учитывать «право вето», которым следует наделить собственников. Они смогут воспользоваться им, приняв такое решение на общем собрании, если их устраивает то, как работает их управляющая организация, даже если у нее есть нарушения.
Комментарий Марата Исмагилова, председателя Объединения советов домов Удмуртской Республики, члена Общественной палаты города Ижевска:
– На заседании Рабочей группе по лицензированию при Минстрое России, которое состоялось 1 апреля 2014 года, выступили как сторонники введения лицензирования УК, так и противники, предлагающие ввести саморегулирование в сфере управления МКД, речь о котором идет с 2010 года. На наш взгляд, добровольное саморегулирование, которое действовало как необязательное среди управляющих организаций, так и не дало положительных результатов. Компании входят в СРО «для галочки» и выходят из нее, если не исполняют своих обязательств перед собственниками. СРО не выплачивает компенсации потребителям, пострадавшим от действий таких УК, в том числе при банкротстве УК. Таким образом, пропадает смысл создания СРО, который заключался в том, что организации должны были поручаться друг за друга, открывая компенсационные фонды и страхуя ответственность, чего на практике не происходит. Еще один минус СРО в том, что, когда частные компании входят в одно и то же сообщество, то в сфере управления МКД уменьшается конкуренция, особенно это касается малых городов. Когда компании начинают работать по одним нормам и правилам, потребителю становится сложно сделать свой выбор среди них. При лицензировании же, напротив, каждая управляющая компания отвечает сама за себя, и при этом важно, что на первое место выходят взаимоотношения УК и потребителя.
Рассматриваемый Законопроект предполагает судебный порядок лишения лицензии управляющих организаций. Однако мы настаиваем на том, что у собственников должно быть и «право вето» – если УК устраивает собственников, она может продолжать работу, несмотря на некоторые недостатки. Также при лицензировании, в целях исключения коррупционной составляющей и сговора, представители общественности должны участвовать через своих представителей во всех этапах получения УК лицензии, начиная с аттестации ее руководителя. В комиссии должно входить не менее трети общественников – участников НКО, работающих в сфере ЖКХ. Потребители в их лице должны видеть, кто проходит аттестацию, чтобы ни в коем случае в руководители не прошли подставные фигуры.
В Удмуртии сложился достаточно развитый рынок управления многоквартирными домами, но при этом бывают ситуации, когда потребители остаются один на один с недобросовестными управляющими компаниями. Такие случаи всем известны, они часто озвучиваются в СМИ.
Мы надеемся, что руководство страны и депутаты Госдумы России рассмотрят наше обращение и поддержат законопроект. Государство должно прекращать деятельность тех УК, которые не выполняют своих обязательств перед потребителями.
Сбор подписей будет продолжаться до 15 апреля 2014 года. Желающие поддержать инициативу и подписать Обращение могут сделать это в офисе Объединения советов домов УР по адресу г.Ижевск, ул. Тельмана, д.16. с 9-00 до 18-00 в рабочие дни. Телефоны для справок: 56-36-09, 97-07-93.
Пресс-центр Объединения советов домов
Удмуртской Республики: тел. 8-912-055-01-11