19 марта 2015 года в Санкт-Петербурге прошел Всероссийский семинар «Развитие общественного контроля в сфере ЖКХ как путь улучшения ситуации в жилищно-коммунальной сфере», организованный Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» совместно с Всероссийским советом местного самоуправления.
В семинаре приняли участие представители: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Общественной палаты Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, региональных органов власти, региональных фондов капитального ремонта, органов местного самоуправления, контрольно-надзорных органов, НП «ЖКХ Контроль», региональных центров общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства и активные собственники помещений многоквартирных домов. География участников совещания вышла за границы России – с докладом выступила Руководитель Союза Квартирных Товариществ г. Тарту (Эстония).
Участники совещания рассмотрели вопросы организации капитального ремонта МКД, создания условий для воспитания ответственных собственников, обеспечения возможностей и прав собственников помещений МКД на общее долевое имущество.
Светлана Разворотнева, приветствуя участников семинара, подчеркнула, что главная задача региональных центров заключается в формировании такой сети общественного контроля, где главным контролером является сам собственник. «Действующим законодательством собственнику предоставлены широкие права и полномочия, но, к сожалению, пользоваться ими он не всегда умеет. На существующем этапе начинается формирование сети общественного контроля на уровне муниципальных образований, которые потенциально заинтересованы в том, чтобы в каждом многоквартирном доме появился грамотный контролер, который разбирается в законодательстве и имеет поддержку представителей органов публичной власти», – сказала она.
Со своей стороны, НП «ЖКХ Контроль» осуществляет методическую, организационную, информационную поддержку региональным центрам. На регулярной основе проводятся видеосеминары, конференции и иные мероприятия с участием ведущих экспертов в области ЖКХ. Вся информация, о деятельности организации публикуется на официальном сайте.
Участники семинара посетовали на острую необходимость привлечения к деятельности центров общественного контроля узкотехнических специалистов.
Представитель Минстроя России обратил внимание на содержательную сторону региональных программ реализации капитального ремонта. В первую очередь необходимо отметить то, что в ряде регионов были уже выявлены факты одновременного упоминания одних и тех же МКД в программах капитального ремонта и в региональных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Во-вторых, установленные сроки проведения капитальных ремонтов необоснованно растянуты на десятилетия вперед.
На семинаре было озвучено, что Минстроем России проработан механизм смены владельца специального счета, созданного для сбора взносов собственников помещений в МКД на проведение работ по капитальному ремонту, инициировано внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации на предмет осуществляемого контроля за формированием средств на капитальный ремонт на специальных счетах и разработан порядок формирования платежных документов при этом же способе формирования средств на проведение капитального ремонта. Так, во-первых, предлагается предоставить органам местного самоуправления право переводить формирование средств на капитальный ремонт со специального счета на счет регионального оператора в случаях, если на специальном счете накапливается недостаточно средств на проведение капитального ремонта. Во-вторых, бремя расходов на формирование платежных документов предлагается законодательно возложить на собственников помещений в многоквартирных домах. В-третьих, Минстроем России инициирована отмена договорной конструкции между собственниками помещений в МКД и региональным оператором, которая предусмотрена в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Некоторые участники семинара выразили обеспокоенность размерами банковских комиссий, взимаемых со средств на проведение капитального ремонта. Присутствующие также обратили особое внимание на достаточно низкий уровень собираемости взносов на капитальный ремонт в регионах. В связи с этим участники Всероссийского семинара пришли к выводу о том, что существует необходимость в проведении активной просветительской деятельности среди населения.
Из примеров, прозвучавших от представителей Твери, Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Тарту (Эстония) стало ясно, что существует неразрывная связь: чем больше полномочий у собственников помещений МКД, тем активнее их позиция в доме. На перестройку сознания собственников многоквартирных домов существенное влияние оказывает имущественная политика органов власти субъектов федерации. В субъектах, где права собственников обеспечиваются корректной внутренней политикой властей, имеется высокий процент собираемости взносов на капитальный ремонт. Например, в Костромской области собираемость взносов жителей на капитальный ремонт превышает 90 %, а специальные счета в банках открыли 30% МКД. Примеры ответственного отношения к своему общему имуществу демонстрируют собственники Твери, образцом можно назвать пример ТСЖ «Смоленский пер., 8/2». Через суды к реконструкции подвала своего дома прошли собственники ТСЖ «Дом на Фурманном», г. Москва. Привели в образцовый порядок фасад и внутреннее убранство собственники дома-памятника по ул. Добролюбова, д. 19, в Санкт-Петербурге.
Характерно, что зачастую собственники, сталкиваются с нарушениями имущественных прав граждан местными органами власти. Имеются примеры незаконного отчуждения общего имущества в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Екатеринбурге, Калининграде. Факты отчуждений зачастую подтверждают некомпетентность чиновников управляющих муниципальным имуществом, региональные органы Росреестра, допускают ошибки при государственной регистрации помещений. Придомовые земельные участки отмежевываются по отмостке, в результате многоквартирный дом не имеет своей территории, а это усложняет уборку дворов силами городских служб, дополнительно загружает бюджет, лишает жителей возможности повышения качества жизни. Вместе с тем, Правительство Санкт-Петербурга, например, продекларировало необходимость решения проблемы собственности, отработало механизм внесудебного возврата ошибочно отчужденных помещений, что экономит средства граждан, бюджета и разгружает суды. Но эта работа еще впереди.
Отношение к содержанию многоквартирного дома, к имущественным правам собственников как к фундаментальной проблеме построения цивилизованных отношений на рынке ЖКУ должно быть изменено на всех уровнях: органов власти, субъектов предпринимательства и собственников. От этого зависит эффективность управления, содержания, длительность срока эксплуатации жилого фонда, а в итоге – бытовое качество жизни всех россиян.
РЕЗОЛЮЦИЯ – СПб – 19 МАРТА 2015