ТОП-10 проблем в ЖКХ в РФ за 6 месяцев текущего года

В течение первого полугодия 2021 года на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 14 101 обращение. На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ (Рейтинг проблем). Итоги анализа приведены в сводной таблице и диаграммах ниже.

 

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I полугодия 2021 года?

(ТОП-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»)

 

Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 2 196 15,8
2 Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД 2 001 14,2
3 Управление МКД 1 703 12,1
4 Качество коммунальных услуг 1 655 11,7
5 Капитальный ремонт 1 245 8,8
6 Благоустройство придомовой территории 1 031 7,3
7 Общие собрания собственников 528 3,7
8 Обращение с ТКО 519 3,6
9 Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) 386 2,7
10 Иные 2 837 20,1
  Всего обращений: 14 101 100

 

Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль  Сергея Сохранова:

Самая актуальная тема в обращениях граждан, по-прежнему – начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. В эту группу вошли жалобы на непонятные собственникам перерасчеты за услугу отопления, произведенные в начале года, а также несогласие с выставленными объемами и применяемыми тарифами, начислениями без учета имеющихся льгот и субсидий. Значительная часть обращений связана с формированием и изменением размера платы за содержание жилого помещения, выставлении платы за дополнительные услуги, не определенные решениями собраний.

Непреодолимой кажется и массовая проблема начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества (т.н. ОДН).

Масла в огонь подлила и тенденция этого года – внезапно всплывшие долги за коммунальные ресурсы, образовавшиеся в прежние периоды. Ресурсоснабжающие организации, стали массово предъявлять гражданам доги, иногда выставляя их за период значительно превышающий срок исковой давности – 3 года. Не единичны случаи, когда владельцы квартир неожиданно обнаруживают в своих платёжных документах долги за 2017, 2015, а иногда даже за 2011 годы.

Начисление платы за коммунальные ресурсы по-прежнему является самой непрозрачной строкой расходов в платежном документе. Стоит отметить сопряженный характер платы за общедомовые начисления (ОДН) с темой законности решений общих собраний собственников. Зачастую граждане заявляют о фальсификации решений собраний по вопросам перехода на расчет данного вида платежа, исходя из фактического потребления, определенного показаниями общедомовых приборов учета.  Но бывает и иная ситуация, когда, установив общедомовой прибор, граждане по-прежнему получают платежки с начислениями по нормативу. Конечно, так происходит в случае, если такие расчеты существенно превосходят расчет платы, сделанный на основе фактического потребления.

Второй позицией рейтинга является тема содержания общего имущества, состояния многоквартирных домов. Отмечается общее снижение процента обращений по данной группе вопросов в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года. Такое снижение можно связать с особенностью предыдущего пандемического периода, связанного с длительным периодом нахождения граждан в условиях дистанционной работы и обучения.

Актуальной остается и группа вопросов, связанных с управлением многоквартирными домами. Формирование данной строки рейтинга включает в себя не только оценку эффективности управленческой деятельности управляющей организации, но и повышение роли советов многоквартирных домов в выстраивании взаимоотношений между собственниками и выбранной компанией. Отмечается смена вектора обращений, связанных с советом дома. На первый план выходят уже профессиональные вопросы активных собственников, сменяя вопросы, связанные с понимаем целесообразности их создания.

В прошлом году тематика «Управление МКД» также занимала третью строчку данного антирейтинга, но обращений было существенно больше. Этому способствовало введение «локдаунов» и отмена массовых собраний в российских городах, а, следовательно, невозможность проведения общих собраний по жизненно важным вопросам управления многоквартирных домов: открытие работ по капитальному ремонту, проведение годовых общих собраний собственников с отчетом управляющих организаций и формированием плана работ на текущий год. В текущем году ситуация с проведением общих собраний выровнялась. Более популярным стало проведение общих собраний в электронном формате с использованием разных специализированных онлайн-платформ.

Существенно выросло количество обращений, связанных с качеством предоставляемых коммунальных услуг. На этом фоне совершенно неудивительными выглядят громкие случаи с авариями на коммунальной инфраструктуре: недавняя июльская авария в Орле, оставившая без воды более 100 тыс. жителей, масштабная авария в марте на сетях водоснабжения в Саратове, отравление питьевой водой в феврале в Красноярске, аварии на сетях теплоснабжения минувшей зимой в Куйбышеве Новосибирской области и Воронеже, когда без тепла оставались более 100 домов.

Очевидно, что, несмотря на то, что государство стало вкладывать в обновление и переоснащение коммунальной инфраструктуры значительные суммы, к качественному скачку в отрасли данные действия не привели. Износ и моральное устаревание коммунальных сетей по-прежнему превосходит темпы их модернизации. Особенно это актуально для небольших населенных пунктов, где износ инфраструктуры достигает 80 процентов.

Группа вопросов, связанных со сбором и утилизацией мусора (обращение с ТКО), фактически являясь также коммунальной услугой, тем не менее выведена в отдельную строку. Количество обращений неуклонно снижается с 2019 года, когда была введена реформа обращения с ТКО, однако по-прежнему остается значительным. Очевидно, за три года проведения реформы, операторам так и не удалось полностью отладить систему. Граждане возмущены непрозрачностью расчетов, задаются вопросами отсутствия возможности утилизировать мусор при исправном начислении платы за фактически не предоставляемую услугу, обращают внимание на декларативный характер введения раздельного сбора мусора…

Нельзя не отметить и рост проблематики, связанной с установкой и эксплуатацией общедомовых и индивидуальных приборов учета. Небольшой прирост обращений в сравнении с 1 полугодием 2020 года связан и с реализацией обязанностей гарантирующего поставщика электроэнергии по установке, замене, ремонту приборов учета электроэнергии.

В текущем году граждане гораздо больше акцентировали внимание на теме качества коммунальных услуг. В сравнении с первым полугодием 2020 года прирост составил 4,2%. Большей частью увеличение количества обращений произошло во втором квартале текущего года за счет неудачного выхода отдельных регионов из отопительного периода. НП «ЖКХ Контроль» видит преодоление этой проблемы  в применении энергоэффективных технологий в ходе эксплуатации многоквартирных домов, а также развитии государственных, региональных и  муниципальных программ, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Многочисленные дебаты относительно необходимости обеспечения прозрачности сферы ЖКХ, несмотря на введение обязанности раскрывать информацию на портале ГИС ЖКХ, до сих пор остаются предметом манипуляций и дискредитирования данной сферы общественных отношений. Наблюдается прирост обращений, связанных с работой ГИС ЖКХ и полнотой, а также актуальностью информации, размещенной в ней.

В целом формирование рейтинга показывает многогранность отношений, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, возникающих у потребителя в повседневной жизни. Стабильная актуальность одних и тех же вопросов – начисление платы за ЖКУ, свидетельствует о недостаточности предпринимаемых мер для обеспечения прав граждан на жилье, комфортные и безопасные условия проживания.

Пресс-служба НП “ЖКХ Контроль”

 

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account