Под таким названием в еженедельнике «Аргументы и Факты» от 29.04.2015 г. №18 (1799) вышла статья о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Северного Кавказа.
В докладе заместителя Генерального Прокурора РФ И.И. Сыдорука на межведомственном совещании, состоявшемся в г. Ставрополе 24.04.2015 г., отмечено, что практически в каждом субъекте округа действуют комплексные программы системы коммунальной инфраструктуры. Тем не менее жалоб на некачественное предоставление коммунальных услуг меньше не становится.
Среди нарушений – обманы при установлении нормативов потребления коммунальных услуг и тарифного регулирования, незавершенная работа по созданию органов жилищного контроля, несоблюдение правил землепользования.
В СКФО плохо осваивают деньги и не выполняют программные мероприятия, финансируемые за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Есть и другие проблемы: дебиторская задолженность предприятий ТЭК и ЖКХ в округе превысила 82 млрд руб., а кредиторская – 105 млрд руб. Этот показатель – худший в России.
По плану, к сентябрю 2017 года округ должен избавиться от 400 тыс. кв. м аварийного жилья, а в новые квартиры должны въехать 30 тыс. человек. Но, по состоянию на первое апреля, расселено только 89 тыс. кв. м аварийной площади и около 6 тыс. человек. Нет и половины!
При этом, Ставропольский край, единственный из регионов округа, имеет самые серьезные нарушения по срокам реализации программы переселения из аварийного жилого фонда.
По словам полномочного представителя Президента РФ в СКФО А.И. Меликова, «…некоторые «переселенные» отказываются переезжать из старых домов в новые. Все потому, что строят без разрешительной документации, без инфраструктуры, без соблюдения элементарных правил. Строителей этих «новых» домов нужно наказывать».
В прошлом году в СКФО выявили более 24 тыс. нарушений закона в сфере ЖКХ и градостроительства.
– Мы внесли свыше 9 тыс. актов прокурорского реагирования в округе, – отмечает И.И. Сыдорук. – К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 4 тыс. должностных и юрлиц. В прошлом году заведено 83 уголовных дела в сфере ЖКХ.
Выводы, сделанные С.А. Меликовым и И.И. Сыдоруком на межведомственном совещании, подтверждают правильность подходов Ставропольского регионального центра «ЖКХ Контроль». Наши усилия сосредоточены именно на проблемах гигантской задолженности за услуги ЖКХ, переселения из аварийного жилья, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и др.
К сожалению, многие чиновники в сфере ЖКХ игнорировали наши предложения по решению этих проблем и не занимались ими, хотя на том же совещании С.А. Меликов призвал чиновников привлекать к работе в сфере ЖКХ представителей общественности.
– А мы так делаем? Нет, мы боимся общественников, – добавил полпред. Важно отметить, что в официальных пресс-релизах по межведомственному совещанию эти слова С.А. Меликова отсутствуют.
В настоящее время к нам поступают вопросы активистов-общественников о том, почему мы не участвовали в этом межведомственном совещании. Тем более это вызывает недоумение, т.к. ст. 20 Жилищного кодекса РФ и ФЗ «Об основах общественного контроля» закрепили за общественниками соответствующие полномочия.
Ответить на это вопрос мы не можем, но возникает другой вопрос: а нужен ли вообще общественный контроль в сфере ЖКХ? Если он нужен, как «карманный» или декоративный, тогда нас и не нужно приглашать на подобные мероприятия.
А если ЖКХ Контроль нужен, то как нам работать, не имея полной информации о состоянии дел в ЖКХ края?
Сегодня совершенно не случайно идет обсуждение проблем региональных центров «ЖКХ Контроля» в рамках Общероссийского народного фронта, эксперты которого ставят вопросы об их эффективности.
Мы, со своей стороны, наблюдаем снижение активности населения в деятельности Ставропольского «ЖКХ Контроля» в силу высокой ограниченности его возможностей: до сих не решен вопрос финансирования центра, не выделены элементарные ресурсы: помещение, стол, стул, компьютер, телефон, без чего полноценно работать невозможно. Со стороны органов власти наблюдается безразличие к проблемам, обозначенным общественниками, а иногда даже явное противодействие их деятельности.
Главная задача «ЖКХ Контроля» – организовать и вовлечь в общественную работу советы каждого многоквартирного дома в каждом муниципальном образовании края. Только тогда можно говорить о выполнении п. «ж» Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №600.
Эти и другие проблемы развития общественного контроля планируется обсудить на ближайшем совещании краевого актива Регионального центра «ЖКХ Контроль».