Анализ обращений, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области по вопросам нарушения прав потребителей, показал, что потребители обращают внимание на размер шрифта в подписываемых ими договорах, не позволяющий в полной мере ознакомиться с содержанием документа, что ущемляет их право на получение необходимой и достоверной информации.
По общему императивному правилу законодательства о защите прав потребителей каждый потребитель вправе требовать предоставления ему необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, в целях обеспечения возможности правильного выбора товаров (работ, услуг).
При этом право потребителей на получение в наглядной и доступной форме необходимой и обязательной информации о товарах в настоящее время защищается не только положениями статей 8, 10 и 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в их причинно-следственной связи, но и нормами соответствующих технических регламентов, а также в административном порядке – в частности, на основе правоприменения статьи 14.7, части 1 статьи 14.8, статей 14.43-14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, согласно пункту 1 части 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), вступившего в силу с 1 июля 2013 года, «маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка».
Однако, как показывает практика, названная норма в условиях отсутствия объективных критериев оценки упоминаемых в ней терминов не позволяет в полной мере обеспечить должный уровень защиты потребителей от недобросовестных действий отдельных хозяйствующих субъектов, так или иначе использующих при доведении информации о пищевой продукции мелкий и нечитаемый шрифт, что приводит к справедливым жалобам потребителей.
Что же касается противодействия явно не клиентоориентированной практики использования мелкого шрифта хозяйствующими субъектами при заключении письменных договоров с потребителями (прежде всего, в сфере предоставления финансовых услуг, услуг связи и др.), который очевидно затрудняет визуальное восприятие текста договора и осмысление его содержания в целом, то на законодательном уровне этот вопрос решен лишь частично.
Так, в части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» закреплено положение, согласно которому полная стоимость потребительского кредита (займа) «размещается в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), и наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта. Площадь квадратной рамки должна составлять не менее чем пять процентов площади первой страницы договора потребительского кредита (займа)».
С учетом вышеизложенного и в целях совершенствования правового регулирования отношений с участием потребителей и создания более эффективных механизмов противодействия и недопущения недобросовестных действий со стороны хозяйствующих субъектов, которые ведут (могут привести) к введению потребителей в заблуждение и неблагоприятным для них последствиям, вопрос правовой регламентации размера шрифта, используемого для доведения необходимой информации о товарах (работах, услугах), а также в договорах с потребителями, требует соответствующего законодательного разрешения.
Данный вопрос обсуждался на уровне государственно-правового департамента Нижегородской области. При этом Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области участвовало в формировании предложений по внесению изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и статью 1098 Гражданского Кодекса РФ по вопросу ограничения размера шрифта.
О размере шрифта в договоре и праве потребителя на получение достоверной и читаемой информации
-
Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов обеспечивает реализацию конституционного права на жилище
, Мероприятия, Нижегородская область
4 декабря в Нижегородском институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы состоялась региональная
-
В городском округе Навашинский Нижегородской области «Уроки ЖКХ» проведены для 1728 школьников
, Мероприятия, Нижегородская область
В ходе реализации федерального проекта Партии «Единая Россия» «Школа грамотного потребителя» в Нижегородской области в
-
Больше высококачественных услуг ЖКХ, больше рабочих мест
, Нижегородская область
3 ноября 2020 года в городе Нижний Новгород в режиме видеоконференцсвязи проведено заседание лицензионной комиссии
-
В Сормово новая система по обращению с ТКО работает без сбоев
, Мероприятия, Нижегородская область
В период с 20 января по 5 февраля 2019 года в рамках партийного проекта «Школа
-
В Кулебаках Нижегородской области прошла акция «День открытых дверей управляющих компаний»
, Мероприятия, Нижегородская область
5 июня 2017 года был дан старт Всероссийской акции «Единой России» «День открытых дверей управляющих
-
Нижегородская область – на 1 месте в реализации Федерального проекта “Оздоровление Волги”
, Нижегородская область
26 октября 2020 года в режиме сеанса видеоконференцсвязи в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
-
Как узнать срок капитального ремонта своего многоквартирного дома?
, Капитальный ремонт общего имущества в МКД, Нижегородская область
Как узнать срок капитального ремонта своего многоквартирного дома? На сайте регионального оператора – некоммерческой организации
-
Мероприятие «Светлый подъезд» в городском округе Перевозский Нижегородской области
, Мероприятия, Нижегородская область
В рамках Федерального партийного проекта «Школа грамотного потребителя» 8 мая 2018 года местное отделение партии
- 1
- 27
- 23
Свежие комментарии
- Иваныч к записи В НПА пропишут, что выплаты в пользу членов совета и председателей совета МКД не будут признаваться объектами обложения страховыми взносами
- Дмитрий Николаевич к записи ВС указал, кому начислять повышающий коэффициент при отсутствии ИПУ для квартир в соцнайме
- Игорь к записи Годовой отчет управляющей компании
- Игорь к записи Россиянам поднимут плату за ЖКХ из-за нехватки дворников и сантехников?
- Игорь к записи Годовой отчет управляющей компании