Обоснование проблемы исследования
Согласно плану противодействия коррупции в Камчатском крае Министерством общественных отношений Камчатского края с ноября 2009 года организовано проведение социологического исследования по изучению уровня коррупции в Камчатском крае, выявлению коррупционных сфер деятельности в исполнительных органах государственной власти Камчатского края и органах местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края.
Изучение указанной проблемы проводилось в два этапа с использованием методов телефонного опроса, анкетного опроса, Интернет–опроса:
– на первом этапе исследования (ноябрь-декабрь 2009 года) проведен социологический опрос жителей, направленный на предварительное составление общей картины наличия и уровня коррупции в Камчатском крае. Полученные сведения позволили выявить мнение населения о состоянии коррупции как социального явления в регионе, определить направления для дальнейшего более детального изучения проблемы;
– второй этап проведен в марте 2010 года, который позволил расширить круг задаваемых вопросов и более детально изучить проблему.
Продолжая исследование, Министерством общественных отношений Камчатского края совместно с АНКО «Камчатский край – единая Камчатка» в октябре 2010 г. проведен очередной социологический опрос населения Камчатского края с использованием метода анкетного опроса.
На этом этапе поставлены задачи не только в более широком аспекте изучить общественное мнение, но и формирующими вопросами довести до населения информацию о деятельности органов власти, в частности, Правительства Камчатского края, в сфере противодействия коррупции и борьбы с ней; отследить мнение граждан о наличии так называемой «бытовой коррупции», а также причастность к коррупционным действиям и коррумпированность чиновников разного уровня и сфер деятельности. Полученные результаты помогут наметить пути преодоления негативных тенденций, выработать комплекс мер и повысить эффективность в борьбе с проявлениями коррупции.
В анкетах респондентам предложены 33 вопроса и варианты ответов, отражающие мнение населения о наличии и уровне коррупции в Камчатском крае, о коррупционных сферах деятельности в исполнительных органах государственной власти Камчатского края и органах местного самоуправления
муниципальных образований в Камчатском крае.
Условное деление анкеты опроса на блоки вопросов позволило собрать детализированную информацию по заявленной проблеме исследования в следующих направлениях:
- Блок вопросов № 1 – общее понимание проблемы и оценка степени распространения коррупции в российском обществе (вопросы 1-6).
- Блок вопросов № 2 – оценка степени распространения коррупции в Камчатском крае (вопросы 7-9); участие гражданского общества в борьбе с коррупцией (вопросы 10-14).
- Блок вопросов № 3 – личное участие респондентов в коррупционных действиях (вопросы 15-27)
- Блок вопросов № 4 – эффективность мер в борьбе с коррупцией (вопросы 28-31)
Результаты исследования
Обобщая полученную информацию, результаты исследования представлены в целом по Камчатскому краю и основаны на показателях, полученных из муниципальных районов.
Общие сведения об опрошенных респондентах
По основным параметрам структура выборки соответствует структуре генеральной статистической совокупности населения Камчатского края и данным избирательной комиссии Камчатского края, что позволило соблюсти репрезентативность исследования.
Анкетным опросом охвачены 902 человека, жители муниципальных районов и городских округов Камчатского края (кроме Алеутского и Пенжинского районов) (табл. 1).
Таблица 1
Количество опрошенных респондентов
№
п\п |
Населенный пункт, район | количество респондентов | % |
1. | Петропавловск-Камчатский | 522 | 57,9 |
2. | Елизовский район | 105 | 11,6 |
3. | Вилючинск, Рыбачий | 60 | 6,6 |
4. | Мильковский район | 37 | 4,1 |
5. | Соболевский район | 11 | 1,2 |
6. | Тигильский район | 20 | 2,2 |
7. | Усть-Камчатский район | 30 | 3,3 |
8. | Усть-Большерецкий район | 27 | 2,9 |
9. | Быстринский район | 10 | 1,1 |
10. | Олюторский район | 20 | 2,2 |
11. | Карагинский район | 20 | 2,2 |
12. | Палана | 40 | 4,4 |
Всего: | 902 | 100 |
В опросе приняли участие 387 (42,9 %) мужчин и 515 (57,1 %) женщин. Возрастная категория граждан отражена в таблице 2.
Таблица 2
Возрастная категория респондентов
№
п\п |
Возраст | количество респондентов | % |
1. | до 25 лет | 94 | 10,4 |
2. | 25-40 | 367 | 40,7 |
3. | 41-50 | 217 | 24,1 |
4. | свыше 50 | 224 | 24,8 |
Всего: | 902 | 100 |
Обращаем внимание на тот факт, что при выборке возрастной совокупности населения, умышленно акцент сделан на возрастном периоде 25-40 лет. На наш взгляд, этот возрастной период является наиболее активным в жизнедеятельности человека в решении личных и производственных проблем.
Общее понимание проблемы и оценка степени распространения
коррупции в российском обществе
Оценивая степень распространения коррупции в российском обществе в целом, отмечено, что опрошенные в большей степени склоняются к «высокой» – 80,2 % (сумма показателей «очень высокая» и «высокая»). «Среднюю» степень отмечают 14,4 % респондентов; «низкую» – 1,7 %. Есть респонденты, выразившие мнение, что коррупции в российском обществе нет (0,4 %); затруднились с ответом 3,0 % опрошенных.
В ответах на вопрос: «Можно ли в принципе победить коррупцию?» мнения опрошенных разделились. Треть респондентов, те, кто оптимистически смотрят на проблему, считают, что – «можно» (31,4 %) с учетом «политической воли и решительности властей и всего общества», при этом наиболее оптимистично настроены жители Елизовского района (38,1 %). Больше половины граждан выражают позицию – «нельзя» (55,3 %) (Олюторский и Карагинский районы (по 85,0%); затруднились с ответом 11,2 % опрошенных.
Необходимо отметить, что в марте 2010 года в этом же вопросе мнение опрошенных разделилось пополам. В марте по сравнению с октябрем считающих, что – «можно» было больше (45,5 %); «нельзя» – меньше (46,5 %). Из чего можно сделать вывод, что вера населения в то, что можно победить коррупцию ослабевает, соответственно ослабевает и вера в эффективность профилактических мер и борьбы с ней.
О «Национальной стратегии противодействия коррупции» знает третья часть опрошенных (31,0 %); чуть больше третьей части (37,7 %) – «что-то слышали»; узнали впервые из опроса – 24,8 % респондентов.
У населения нет уверенности в том, что реализация данной стратегии приведет к снижению уровня коррупции. Из общего количества опрошенных, только 23,2 % дали положительный ответ; 42,9 % считают, что «не приведет». Отмечен и большой процент затруднившихся с ответом (34,6 %), из чего можно предположить, что граждане мало знакомы с «Национальной стратегией противодействия коррупции» или не знакомы с ней вообще.
В борьбе с коррупцией камчатцы больше склоняются к «ужесточению наказаний» – 66,7 % (март, 2010 – 67,0 %). «Профилактику преступлений» респонденты находят менее эффективной – 23,2 % (март, 2010 – 21,5 %). Затруднились с ответом – 9,5 % (март, 2010 – 11,5 %).
Оценка степени распространения коррупции в Камчатском крае
Оценивая степень распространения коррупции в Камчатском крае, опрошенные в большей степени склоняются к «высокой» – 50,0 % (сумма показателей «очень высокая» и «высокая»). Отрадно заметить, что этот показатель на 30,2 % меньше, чем показатель по российскому обществу в целом (80,2 %). «Среднюю» степень отмечают 30,4 % респондентов (по российскому обществу – 24,0 %); «низкую» – 8,9 % (по российскому обществу – 3,5 %). Затруднились с ответом 9,0 % опрошенных (по российскому обществу – 22,4 %).
Формирующий вопрос № 8 «Знаете ли Вы, что Правительство Камчатского края ведет активную антикоррупционную деятельность? Какие из принимаемых антикоррупционных мер в Камчатском крае Вам известны» направлен на информирование респондентов об антикоррупционной деятельности Правительства Камчатского края. В таблице 3 представлена картина информированности опрошенных.
Таблица 3
Информированность опрошенных об антикоррупционной
деятельности власти
Принимаемые меры | Извес
стно |
Не
известно |
Что-то слышал | Затруд-
няюсь ответить |
Нет
ответа |
Издание законов, программ, направленных на противодействие коррупции | 31,4 | 37,9 | 22,3 | 7,9 | 0,6 |
Создание комиссий, советов или других органов по противодействию коррупции. | 23,1 | 48,0 | 18,0 | 10,1 | 0,9 |
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов или их проектов | 17,2 | 53,1 | 15,3 | 13,5 | 0,9 |
Создание служб «единое окно», «электронное Правительство», специализированных Интернет-сайтов | 31,0 | 35,3 | 23,5 | 9,0 | 1,2 |
Предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на государственную или муниципальную службу. Проверка сведений, представляемых указанными гражданами. | 53,3 | 21,0 | 18,5 | 6,3 | 0,9 |
Представление государственными служащими сведений о доходах и имуществе | 66,5 | 12,4 | 15,2 | 4,5 | 1,3 |
Проведение публичных слушаний, открытых обсуждений законопроектов | 28,2 | 40,9 | 19,4 | 10,3 | 1,2 |
Организация «прямой линии» Губернатора с населением. Выездные приемы граждан | 40,7 | 33,7 | 16,2 | 7,8 | 1,7 |
Информационная открытость исполнительных органов государственной власти | 21,8 | 42,5 | 16,2 | 18,1 | 1,4 |
Специализированные почтовые ящики для обращения граждан по вопросам коррупции | 39,1 | 36,0 | 15,6 | 8,2 | 1,0 |
Из 10 направлений работы Правительства Камчатского края наиболее известны населению «Представление государственными служащими сведений о доходах и имуществе» (66,5 %) и «Предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на государственную или муниципальную службу. Проверка сведений, представляемых указанными гражданами» (53,3 %).
Несмотря на то, что в последние годы регулярно (два раз в год) проводится «Прямая линия» Губернатора Камчатского края, которая пользуется большой популярностью у населения (подтверждается большим количеством поступающих звонков, вопросов), направление работы «Организация «прямой линии» Губернатора с населением» известно лишь 40,7 % опрошенных граждан. При этом наивысшие показатели представлены по г. Вилючинску (93,3 %) и Усть-Камчатскому району (83,3 %); наименьшие – по Быстринскому и Карагинскому районам (по 20,0 %); по Елизовскому району и г. Петропавловску-Камчатскому – 29,5 % и 32,2 % соответственно.
Третьей части респондентов в равной степени как «известны», так и «неизвестны» такие направления деятельности, как:
– «Специализированные почтовые ящики для обращения граждан по вопросам коррупции» – 39,1 %;
– «Создание служб «единое окно», «электронное Правительство», специализированных Интернет-сайтов» – 31,0 %;
– «Издание законов, программ, направленных на противодействие коррупции» – 31,4 %;
– «Проведение публичных слушаний, открытых обсуждений законопроектов» – 28,2 %.
Мало известны:
– «Создание комиссий, советов или других органов по противодействию коррупции» – 23,1 %;
– «Информационная открытость исполнительных органов государственной власти» – 21,8 %;
– «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов или их проектов» – 17,2 %.
Рассматривая те же направления деятельности в аспекте эффективности антикоррупционных мер, можно отметить, что ни одно из направлений по степени эффективности не вышло за пределы 50,0 % (табл. 4).
Таблица 4
Степень эффективности принимаемых антикоррупционных мер
Принимаемые меры | Эффек
тивно |
Не
эффек тивно |
Затруд-
няюсь ответить |
Нет
ответа |
Разница
показателей |
Издание законов, программ, направленных на противодействие коррупции | 34,6 | 35,5 | 28,7 | 1,2 | – 0,9 |
Создание комиссий, советов или других органов по противодействию коррупции. | 24,6 | 40,9 | 32,9 | 1,6 | – 16,3 |
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов или их проектов | 32,6 | 28,9 | 36,5 | 2,0 | 3,7 |
Создание служб «единое окно», «электронное правительство», специализированных Интернет-сайтов | 35,8 | 26,8 | 34,8 | 2,5 | 9,0 |
Предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на государственную или муниципальную службу. Проверка сведений, представляемых указанными гражданами. | 47,2 | 29,6 | 21,7 | 1,4 | 17,6 |
Представление государственными служащими сведений о доходах и имуществе | 44,1 | 34,7 | 19,6 | 1,6 | 9,4 |
Проведение публичных слушаний, открытых обсуждений законопроектов | 37,8 | 28,3 | 31,5 | 2,4 | 9,5 |
Организация «прямой линии» Губернатора с населением. Выездные приемы граждан | 39,9 | 28,2 | 30,3 | 1,7 | 11,7 |
Информационная открытость исполнительных органов государственной власти | 40,2 | 25,6 | 32,2 | 2,0 | 14,6 |
Специализированные почтовые ящики для обращения граждан по вопросам коррупции | 40,4 | 26,8 | 31,0 | 1,8 | 13,6 |
Тем не менее, по мнению населения наиболее эффективными мерами являются:
– «Предъявление квалификационных требований к гражданам, претендующим на государственную или муниципальную службу. Проверка сведений, представляемых указанными гражданами» – 47,2 %;
– «Представление государственными служащими сведений о доходах и имуществе» – 44,1 %.
Остальные показатели единодушно отмечены в среднем от 32 до 40 процентов (кроме «Создание комиссий, советов или других органов по противодействию коррупции» – 24,6 %).
Если рассмотреть эффективность мер путем расчета по каждой строке – вычета показателя «неэффективность» из показателя «эффективность» (колонка «разница показателей» табл. 5), то помимо меры «Предъявление квалификаци-
онных требований к гражданам…» (17,6 %) в рейтинг наиболее эффективных мер попадают и такие меры, как:
– «Информационная открытость исполнительных органов государствен-
ной власти» – 14,6 %;
– «Специализированные почтовые ящики для обращения граждан по вопросам коррупции» – 13,6 %.
Участие гражданского общества в борьбе с коррупцией
По мнению респондентов (56,9 %) «граждане должны участвовать» в работе органов исполнительной власти в процессе осуществления антикоррупционных мер в Камчатском крае, считая, что это повысит эффективность. Четвертая часть опрошенных (26,8 %) считают, что «власть должна справляться сама». Затруднились с ответом – 15,5 %.
Формы участия гражданского общества в порядке убывания приведены в таблице 5.
Таблица 5
Формы участия гражданского общества в борьбе с коррупцией
Варианты ответа | в % от числа опрошенных | |
1. | Обращения в СМИ | 21,0 |
2. | Обращения в специализированные почтовые ящики | 13,3 |
3. | Проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов | 13,2 |
4. | Обращения к Губернатору Камчатского края | 13,0 |
5. | Направление обращений в органы государственной власти Камчатского края | 12,7 |
6. | Проведение публичных слушаний | 12,2 |
7. | Деятельность Общественной Палаты | 5,7 |
8. | Деятельность Ассоциации юристов Камчатского края | 5,4 |
9. | Иные формы участия | 1,4 |
Из таблицы видно, что «обращения в СМИ» как форма участия гражданского общества в процессе осуществления антикоррупционных мер представляется наиболее эффективной (21,0 %).
В равной степени эффективности (13,0 %) отмечены «обращения в органы государственной власти» и «проведение публичных слушаний».
Анализируя личное участие в борьбе с коррупцией, можно констатировать, что респонденты занимают достаточно низкую, малоактивную позицию:
– борются с коррупцией всего 8,0 % опрошенных;
– «готовы бороться» – 33,4 % (Быстринский район – 10,0 %, Усть-Камчатский район – 50,0 %);
– «наблюдают со стороны, как борются другие» – 26,6 %;
– равнодушная позиция («мне все равно») у 6,7 % опрошенных (г. Вилючинск – 0,0 %, Тигильский и Олюторский районы – по 15,0 %);
– затруднились с ответом – 32,8 % (Быстринский район – 60,0 %).
Необходимые меры для повышения эффективности «противодействия коррупции» и «борьбы с коррупцией» респондентами восприняты как аналогичные или идентичные. То есть понятия «противодействие» и «борьба» населением воспринимаются в целом как «борьба». Это подтверждается ответами опрошенных. Для получения более достоверной и не навязанной сверху информации по изучаемой проблеме респондентам специально предложены открытые вопросы № 13 и № 14 для самостоятельного заполнения. Результаты отражены в таблице 6. В таблицу занесены ответы, занявшие 1,0 % и более предпочтений опрошенных.
Таблица 6
Меры повышения эффективности в противодействии коррупции
и борьбе с коррупцией
Варианты ответа | в % от числа опрошенных | |
противодействие
коррупции |
борьба с коррупцией | |
нет ответа | 46,2 | 48,6 |
ужесточение наказаний | 10,5 | 15,7 |
затрудняюсь ответить | 10,4 | 9,5 |
жесткий контроль за деятельностью чиновников | 5,7 | 2,2 |
совершенствовать законы и следить за их соблюдением, законы должны быть равны для всех | 4,5 | 3,5 |
профилактические меры, чаще проводить проверки | 3,9 | 1,2 |
антикоррупционное просвещение, гласность, обращение в СМИ, проведение публичных слушаний | 2,7 | 2,4 |
следить за доходами и расходами чиновников и их ближайших родственников | 1,7 | |
тюремное наказание | 1,4 | 2,0 |
смена власти (правительства, администрации, руководства местных управлений ФАС, ФАР, РСХН, УВД) | 1,0 | |
не давать взяток и сообщать о таких случаях | 1,0 | |
усилить деятельность прокуратуры, ФСБ, правоохранительных органов | 1,0 | 1,1 |
снимать с занимаемой должности без права занимать ее в дальнейшем | 2,7 | |
конфискация имущества коррупционеров | 1,8 | |
анализ деятельности гос. власти, взаимодействие органов гос. власти, правоохранительных органов и общества | 1,0 |
Из 100 % самостоятельно ответивших, большая часть предлагает определенные меры повышения эффективности в борьбе с коррупцией, которые в основном сводятся к ужесточению мер и наказания, наведению порядка – 53,9 % («противодействие») и 69,4 % («борьба») (суммы показателей в процентном соотношений к ответившим); встречаются высказывания такие как «смертная казнь» (0,4 %), «расстрелять всех» (0,1 %) и т.п.
Профилактику преступлений респонденты находят менее эффективной – 24,6 % («противодействие») и 23,6 % («борьба») (суммы показателей в процентном соотношений к ответившим). Воспитание молодежи (0,1 %), самосознание граждан (0,2 %) и повышение уровня жизни (0,1 %) респонденты так же отмечают как не столь эффективными мерами.
Необходимо отметить, что в обоих случаях большая часть респондентов не пожелали выразить свое мнение: нет ответа – 46,2 % и 48,6 %; затруднились с ответом – 10,4 % и 9,5 % (в целом – 56,6 % и 58,1 %). В ноябре 2009 года так же был высок процент уклонившихся или затруднившихся с ответом (51,8 %). Данный факт свидетельствует о том, что, опрошенные не видят и не находят способов и мер борьбы с коррупцией, следовательно в решении данного вопроса полагаются все-таки на органы власти.
Личное участие респондентов в коррупционных действиях
Моральные принципы и позиции при решении личных проблем опрошенных граждан отражены в таблице 7.
Анализируя принципиальные позиции граждан при решении своих личных проблем, можно констатировать, что две трети опрошенных (63,3 %) склонны к неприятию коррупционных действий с их стороны (сумма показателей 6-9 таблицы 8). При этом 36,5 % считают, что «каждый на своем месте должен добросовестно и бескорыстно выполнять свои обязанности»; 9,4 % «не допускают мысли об этом»; 13,5 % «не желают унижаться». Более принципиальную позицию выражают опрошенные жители Усть-Камчатского (80,0 %) и Елизовского (79,1 %) районов; менее – жители г. Вилючинска (33,3 %).
Четвертая часть респондентов (23,2 %) допускают в своих действиях (при различных обстоятельствах) возможность стать участником коррупционных действий. При этом 9,2 % – «могут», 5,2 % – «готовы» и 1,1 % – «желают» дать взятку для решения своих личных проблем (Усть-Камчатский район – 0,0 %).
Таблица 7
Моральные принципы и позиции опрошенных граждан
Варианты ответа | в % от числа
опрошенных |
|
1. | Да, я могу дать взятку чиновнику для решения своих личных проблем | 9,2 |
2. | Да, я готов(а) дать взятку чиновнику для решения своих личных проблем | 5,2 |
3. | Да, я хочу дать взятку чиновнику для решения своих личных проблем | 1,1 |
4. | Да, я хочу дать взятку чиновнику для решения своих личных проблем, но не имею возможности | 3,5 |
5. | Да, я думал(а) об этом, но боюсь нарушить закон и опасаюсь последствий | 4,2 |
6. | Нет, я не допускаю мысли об этом, у меня принципиальная позиция по этому поводу | 9,4 |
7. | Нет, я боюсь нарушить закон и опасаюсь последствий | 3,9 |
8. | Нет, считаю, что каждый на своем месте должен добросовестно и бескорыстно выполнять свои обязанности | 36,5 |
9. | Нет, не хочу унижаться | 13,5 |
10. | Затрудняюсь ответить | 13,2 |
11. | Нет ответа | 0,2 |
Непосредственное участие респондентов в коррупционных действиях отражено в таблице 8.
Таблица 8
Личное участие респондентов в коррупционных действиях
Вопрос | Да, приходилось | Нет, не приходилось | Нет ответа
|
Приходилось ли Вам при решении Ваших проблем выплачивать негласно денежное вознаграждение служащим муниципальных учреждений? | 17,1 | 82,0 | 0,9 |
Приходилось ли Вам при решении Ваших проблем выплачивать негласно денежное вознаграждение служащим государственных учреждений? | 15,4 | 83,6 | 1,0 |
Приходилось ли Вам при решении Ваших проблем выплачивать негласно денежное вознаграждение служащим органов муниципальной власти? | 9,4 | 89,4 | 1,2 |
Приходилось ли Вам при решении Ваших проблем выплачивать негласно денежное вознаграждение служащим органов государственной власти? | 8,4 | 90,6 | 1,0 |
Из таблицы видно, что служащие муниципальных учреждений наиболее подвержены коррумпированности (17,1 %). Наибольший показатель отмечен в Елизовском районе – 28,6 % (несмотря на то, что в предыдущем вопросе жители Елизовского района проявили более принципиальную позицию). Усть-Большерецкий район – 0,0 %.
Служащие государственных учреждений также попали в разряд наиболее коррумпированных (15,4 %). На уровне муниципальных районов наивысшие показатели в г. Вилючинске (40,0 %) и Елизовском районе (25,7 %). Усть-Большерецкий и Быстринский районы – по 0,0 %.
Со служащими органов власти картина несколько иная. Процент показателей «служащих органов власти» по сравнению со «служащими учреждений» значительно ниже: муниципальные служащие – 9,4 %, государственные служащие – 8,4 %.
В то же время коррумпированность муниципальных служащих в Быстринском (30,0 %) и Елизовском районах (19,0 %) намного выше, чем в других муниципальных образованиях. Усть-Большерецкий и Карагинский районы – по 0,0 %.
Подводя итог, можно констатировать, что по всем четырем показателям самая неблагополучная ситуация в Елизовском районе. В Быстринском районе – проблемы с органами муниципальной власти и муниципальными учреждениями. В г. Вилючинске – государственные и муниципальные учреждения. В г. Петропавловске-Камчатском, Мильковском, Тигильском, Карагинском районах – по всем четырем параметрам показатели ниже, чем средний по Камчатскому краю. Наилучшая обстановка по показателям – в Усть-Большерецком районе.
Для сравнения приведем результаты предыдущих исследований. В марте 2010 года степень участия респондентов телефонного опроса в коррупционных действиях составляла 27,6 % (сумма показателей «да, нередко» и «да, но это были единичные случаи»). При этом, наибольшая степень участия респондентов в коррупционных действиях отражена в г. Вилючинске (48,0 %), Елизовском МР (34,0 %) и в г. Петропавловске-Камчатском (30,0 %). Наименьшая – Олюторский (0,0 %) и Быстринский (6,7 %) районы.
Возвращаясь к результатам осеннего опроса, отмечаем, что респонденты, участвовавшие в коррупционных действиях, т.е. те, кому приходилось выплачивать негласно денежное вознаграждение при решении своих проблем, чаще всего отмечают обстоятельства при общении с сотрудниками ГИБДД (11,8 %), с работниками медицины (9,1 %) и образования (7,1 %).
Ответы респондентов в сравнении с ответами телефонного опроса марта 2010 года отражены в таблице 9.
Необходимо отметить, что при сравнении результатов, практически по всем показателям (кроме ГИБДД) наблюдается рост степени участия респондентов в коррупционных действиях.
Таблица 9
Обстоятельства участия респондентов в коррупционных действиях
Варианты ответа | в % от числа опрошенных | |
март, 2010 | октябрь, 2010 | |
При общении с сотрудниками ГИБДД | 14,9 | 11,8 |
При общении с работниками медицины | 6,8 | 9,1 |
При общении с работниками образования | 4,3 | 7,1 |
При общении с сотрудниками милиции | 2,2 | 3,2 |
При решении вопросов в администрации Вашего населенного пункта | 1,3 | 1,7 |
При решении вопросов в администрации Вашего муниципального района | 1,0 | 1,4 |
При поиске, устройстве на работу | 0,8 | 2,3 |
При попытке оформить земельные, приватизационные, наследственные дела | 0,8 | 2,8 |
При решении вопросов в Правительстве Камчатского края | 0,4 | 0,3 |
При общении с сотрудниками военкоматов, войсковых частей | 0,4 | 1,4 |
При общении с депутатами местного самоуправления | 0,3 | 0,4 |
При общении с Депутатами Законодательного собрания | 0,3 | 0,3 |
В ходе судебных разбирательств, принятии судебных решений | 0,3 | 1,0 |
При получении гражданства, регистрации, прописки | 0,3 | 1,2 |
Другое | 12,4 | 0,9 |
Никогда не приходилось | 45,5 | |
Затрудняюсь ответить | 53,6 | |
Нет ответа | 9,5 |
Что касается показателей «При решении вопросов в Правительстве Камчатского края» (0,4 % и 0,3 %); «При общении с депутатами местного самоуправления» (0,3 % и 0,4 %); «При общении с Депутатами Законодательного собрания» (0,3 % и 0,3 %) – наблюдается стабильность. При этом по всем трем указанным показателям наибольшее участие отмечается в Елизовском районе (1,1 %; 1,1 %; 2,2 % соответственно).
Переходя к блоку вопросов о «бытовой коррупции», констатируем, что 35,4 % опрошенных считают, что маленький подарок (коробка конфет, коньяк, шампанское, духи и т.д.), преподнесенный должностному лицу за решение проблем или выполнение действия, «является взяткой» (Быстринский район – 60,0 %). В то время как большая часть опрошенных респондентов (49,0 %) считает, что «не является» (Карагинский район – 70,0 %). Затруднились с ответом – 15,2 %.
Аналогично распределились мнения в суждении об опасности и вредности явления с вознаграждением в виде маленького подарка врачам, преподавателям школ и Вузов, работникам ЖЭКов за работу, которую они должны делать бесплатно. Меньшая часть опрошенных (38,6 %) считают, что «это столь же опасно, потому, что коррупция начинается с мелких взяток и подачек» (Быстринский район – 70,0 %). Большая часть (51,1 %) – «нет, это явление другого порядка, когда люди либо вынуждены прибегать к этому, либо желают это от чистого сердца» (Карагинский район – 75,0 %). Затруднились с ответом – 10,0 %.
Степень участия респондентов в действиях «бытовой коррупции» отражена в таблице 10.
Таблица 10
Личное участие респондентов в действиях «бытовой коррупции»
Варианты ответа | в % от числа опрошенных | |
до решения проблем | после решения проблем | |
Да, и нередко | 16,2 | 22,4 |
Да, но это были единичные случаи | 35,8 | 53,4 |
Нет, не приходилось никогда | 42,2 | 20,2 |
Нет ответа | 5,5 | 3,4 |
Затрудняюсь ответить | 0,2 | 0,6 |
Из таблицы видно, что в случаях «до решения проблем» (52,0 % – сумма показателей «да, нередко» и «да, но это были единичные случаи») участие респондентов в действиях «бытовой коррупции» ниже, чем в случаях «после решения проблем» (75,8 %, аналогично). При этом,
наибольшая степень участия респондентов:
– г. Вилючинск («до» – 91,7 %; «после» -100,0 %);
– Соболевский район («до» – 63,6 %; «после» – 81,8 %);
– Усть-Большерецкий район («до» – 55,5 %; «после» – 85,2 %);
– Олюторский район («до» – 65,0 %; «после» – 60,0 %);
– Елизовский район («до» – 54,0 %; «после» – 81,9 %);
– г. Петропавловск-Камчатский («до» – 51,2 %; «после» – 78,4 %).
наименьшая степень участия респондентов:
– Усть-Камчатский район («до» – 13,0 %; «после» – 30,0 %);
– Тигильский район («до» – 35,0 %; «после» – 35,0 %).
В основном, граждане преподносят подарки из чувства благодарности, «от души, от чистого сердца» – 41,5 % (Соболевский и Усть-Большерецкий районы – по 60,0 %). Из прагматичности, с прицелом на будущее – 13,6 % (г. Вилючинск – 25,0 %). По традиции, «так принято» – 14,6 % (г. Вилючинск – 35,0 %). По принуждению: «мне намекнули» – 7,1 % (г. Вилючинск – 25,0 %); «меня вынудили» – 1,2 % (Олюторский район – 5,0 %).
Респонденты, участвовавшие в действиях «бытовой коррупции», т.е. те, кому приходилось преподносить подарки, чаще всего отмечают обстоятельства при решении вопросов с работниками медицины (29,2 %) и образования (19,2 %), с сотрудниками ГИБДД (10,2 %). Ответы респондентов отражены в порядке убывания в таблице 11.
Таблица 11
Обстоятельства участия респондентов в действиях «бытовой коррупции»
Варианты ответа | в % от числа
опрошенных |
При решении вопросов с работниками медицины | 29,2 |
При решении вопросов с работниками образования | 19,2 |
При решении вопросов с сотрудниками ГИБДД | 10,2 |
При поиске, устройстве на работу | 6,1 |
При попытке оформить земельные, приватизационные, наследственные дела | 3,8 |
При решении вопросов в администрации Вашего населенного пункта | 3,7 |
При решении вопросов с сотрудниками милиции | 2,4 |
При получении гражданства, регистрации, прописки | 2,7 |
При решении вопросов в администрации Вашего муниципального района | 2,0 |
При решении вопросов с сотрудниками военкоматов, войсковых частей | 1,9 |
В ходе судебных разбирательств, принятии судебных решений | 0,9 |
При решении вопросов в Правительстве Камчатского края | 0,6 |
При общении с депутатами местного самоуправления | 0,6 |
При общении с депутатами Законодательного Собрания Камчатского края | 0,5 |
Другое | 2,2 |
Никогда не приходилось | 11,1 |
Нет ответа | 2,9 |
Если рассмотреть все обстоятельства участия граждан в действиях «бытовой коррупции» в контексте муниципальных районов, то складывается следующая картина (табл. 12):
Таблица 12
Обстоятельства участия респондентов в действиях «бытовой коррупции»
(по районам)
Варианты ответа | в % от числа опрошенных | |
наибольшее
участие |
наименьшее участие | |
При решении вопросов с работниками медицины | 40,4 Мильковский
30,7 Вилючинск |
9,1 У-Камчатский |
При решении вопросов с работниками образования | 26,7 Соболевский
24,0 Вилючинск |
3,0 У-Камчатский |
При решении вопросов с сотрудниками ГИБДД | 13,5 Елизовский
13,5 Мильковский |
0,0 Олюторский |
При решении вопросов с сотрудниками милиции | 6,9 Карагинский | 0,0 Вилючинск
Мильковский Соболевский Тигильский Быстринский |
При решении вопросов с сотрудниками военкоматов, войсковых частей | 3,4 Карагинский | 0,0 У-Камчатский
Мильковский Соболевский Тигильский Быстринский Олюторский |
При решении вопросов в администрации Вашего населенного пункта | 16,8 Вилючинск
9,1 Олюторский |
0,0 Мильковский
Соболевский Тигильский Палана |
При решении вопросов в администрации Вашего муниципального района | 7,7 Тигильский
6,1 Олюторский |
0,0 У-Камчатский
Мильковский Соболевский |
При решении вопросов в Правительстве Камчатского края | 2,4 Елизовский
|
0,0 все районы
(кроме П-К) |
При общении с депутатами местного самоуправления | 1,9 Мильковский | 0,0 все районы
(кроме Вилючинска, П-К) |
При общении с депутатами Законодательного Собрания Камчатского края | 2,4 Елизовский
|
0,0 все районы
(кроме П-К) |
При поиске, устройстве на работу | 9,1 Олюторский | 1,5 Палана |
При попытке оформить земельные, приватизационные, наследственные дела | 12,1 Олюторский | 0,0 У-Камчатский
У-Большерецки Соболевский Быстринский |
В ходе судебных разбирательств, принятии судебных решений | 2,2 Вилючинск
1,4 Елизовский |
0,0 все районы
(кроме П-К, Палана) |
При получении гражданства, регистрации, прописки | 4,8 У-Большерецки | 0,0 Мильковский
Соболевский Тигильский Быстринский |
Другое | 13,3 Соболевский
|
0,0 У-Камчатский
Вилючинск Быстринский |
Никогда не приходилось | 57,6 У-Камчатский | 0,0 Вилючинск |
Подводя итог показателям таблицы 12, можно констатировать, что наибольшая степень участия респондентов в действиях «бытовой коррупции» отмечается в г. Вилючинске, в Елизовском и Олюторском районах; наименьшая – в Усть-Камчатском и Быстринском районах.
Эффективность мер в борьбе с коррупцией
Проявляя гражданскую позицию, выражая доверие тем или иным правоохранительным структурам и органам власти, 80,4 % (сумма ответов 1-10 вопроса 28) респондентов считают, что «если они располагают сведениями о коррупции, необходимо информировать» (март, 2010 – 50,0 %). Незначитель-
ная часть опрошенных (5,3 %) «не стали бы сообщать ни при каких условиях» (март, 2010 – 23,2 %); затруднились с ответом 13,0 % (март, 2010 – 23,8 %).
Наибольшим доверием у населения пользуются органы прокуратуры – 23,8 % (Соболевский район – 40,0 %) и ФСБ – 14,1 % (Усть-Камчатскй район – 34,4 %). Далее СМИ (10,3 %) и органы МВД (10,0 %).
Необходимо отметить, что по сравнению с показателями марта 2010 года сознательность населения значительно возросла. Это объясняется тем, что:
– во-первых, с 50 до 80 процентов увеличилось количество стремящихся к борьбе с коррупцией;
– во-вторых, с 13 до 23 процентов увеличилось количество определившихся во мнении.
Сравнивая показатели мнения населения по поводу противодействия коррупции и борьбы с ней, отмечаем, что, как и в ответах на вопросы № 13 и № 14, респондентами подменены понятия «противодействие коррупции» и «борьба с коррупцией». Данные понятия воспринимаются как аналогичные или идентичные, в целом как «борьба».
И «противодействие», и «борьбу» респонденты больше поручили бы правоохранительным органам (20,5 % и 26,5 %) и обществу (по 14,2 %).
В вопросе: «Кто, на ваш взгляд, эффективно борется с коррупцией?» наибольший процент получил ответ «никто» – 28,6 % (март, 2010 – 27,9 %) и затруднившиеся с ответом – 19,1 % (март, 2010 – 30,0 %). Несмотря на то, что показатели достаточно низкие, тем не менее, по мнению респондентов, наиболее эффективно борются с коррупцией правоохранительные органы – 10,0 % (март, 2010 – 8,2 %).
Низкие показатели эффективности борьбы с коррупцией (по мнению населения) можно рассматривать как малоэффективную работу в борьбе с коррупцией, а в некоторых случаях и вообще не эффективную. Большая часть респондентов считают борьбу правоохранительных структур и органов власти с коррупцией не эффективной.
При этом, по мнению населения, наиболее активно проявляют себя в борьбе с коррупцией правоохранительные органы Олюторского (20,0 %), Карагинского (17,1 %) и Соболевского (16,7 %) районов; менее активно – г. Вилючинск – (0 %).
Основные выводы социологического исследования
Проведенное комплексное социологическое исследование по изучению мнения населения о наличии и уровне коррупции в Камчатском крае, выявлению коррупционных сфер деятельности в исполнительных органах государственной власти Камчатского края и органах местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края позволяет сделать ряд выводов:
- У жителей Камчатского края сложилось определенное как общее понимание проблемы на уровне Российской Федерации, так и частное – на уровне Камчатского края с оценкой степени распространения коррупции.
Треть оптимистически настроенных респондентов считают, что коррупцию победить можно, но с учетом «политической воли и решительности властей и всего общества». Многие, имея противоположное мнение, выражают позицию непобедимости коррупции. Сравнивая результаты предыдущих этапов исследования, отмечаем, что вера населения в то, что можно победить коррупцию ослабевает, соответственно ослабевает и вера в эффективность профилактических мер и борьбы с ней.
О Национальной стратегии противодействия коррупции знает третья часть опрошенных респондентов, т.е. граждане мало знакомы со стратегией или не знакомы с ней вообще. Соответственно, у населения нет уверенности в том, что реализация данной стратегии приведет к снижению уровня коррупции.
Оценивая степень распространения коррупции в Камчатском крае, опрошенные в большей степени склоняются к «высокой» (50 %), что на 30 % меньше, чем показатель по российскому обществу в целом. Показатели степени распространения коррупции по сравнению с мартом 2010 года увеличились. Можно предположить, что население стало более информировано о коррупционных действия должностных лиц, так как в средствах массовой информации все больше появляется сообщений о коррумпированных действиях чиновников.
Камчатцы отмечают прямую зависимость социально-экономического развития Камчатского края от коррумпированности чиновников. Чем выше коррумпированность чиновников, тем медленнее развивается край и общество в целом. Соответственно и наоборот, чем медленнее развивается край, тем выше коррумпированность чиновников.
- Из принимаемых антикоррупционных мер Правительства Камчатского края наиболее известны населению меры, связанные представлением сведений о доходах и их проверка, предъявлением квалификационных требований к претендующим на государственную или муниципальную службу.
Из рассмотренных антикоррупционных мер Правительства Камчатского края наиболее эффективными население считает меры, связанные: с предъявлением квалификационных требований к претендующим на государственную или муниципальную службу; с информационной открытостью исполнительных органов государственной власти. Также отнесены к числу наиболее эффективных мер – размещение специализированных почтовых ящиков для обращения граждан по вопросам коррупции и «Прямая линия» Губернатора с населением.
По мнению большей части респондентов, граждане должны участвовать в работе органов исполнительной власти в процессе осуществления антикоррупционных мер в Камчатском крае, считая, что это повысит эффективность. При этом отдаются предпочтения таким формам участия, как обращения в СМИ, обращения в органы государственной власти и проведение публичных слушаний.
На самом деле население занимает достаточно низкую, малоактивную позицию: борются с коррупцией всего 8 % опрошенных; «готовы бороться» – 33 %; «наблюдают со стороны, как борются другие» – 27 %; равнодушная позиция у 7 % опрошенных.
- В борьбе с коррупцией камчатцы больше склоняются к ужесточению наказаний и наведению порядка, при этом профилактику преступлений находят менее эффективной. Воспитание молодежи, самосознание граждан и повышение уровня жизни респонденты так же отмечают как не столь эффективными мерами.
Наряду с предлагаемыми мерами борьбы с коррупцией, многие респонденты затруднились с ответом. Данный факт свидетельствует о том, что, опрошенные не видят и не находят способов и мер борьбы с коррупцией, следовательно в решении данного вопроса полагаются все-таки на органы власти.
- При решении своих личных проблем две трети граждан, проявляя принципиальную позицию, склонны к неприятию коррупционных действий с их стороны, считая, что каждый на своем месте должен добросовестно и бескорыстно выполнять свои обязанности, «не допускать мысли об этом» и не унижаться. Более принципиальную позицию выражают опрошенные жители Усть-Камчатского и Елизовского районов; менее – жители г. Вилючинска.
Четвертая часть респондентов допускают в своих действиях (при различных обстоятельствах) возможность стать участником коррупционных взаимодействий. При этом 9 % – «могут», 5 % – «готовы» и 1 % – «желают» дать взятку для решения своих личных проблем.
- Личное участие респондентов в коррупционных действиях при взаимодействии со служащими государственных и муниципальных учреждений, а также со служащими органов власти отмечено во всех муниципальных районах Камчатского края. При этом, самая неблагополучная обстановка в Елизовском районе (по всем данным параметрам). Наилучшая обстановка – в Усть-Большерецком районе.
Респонденты, участвовавшие в коррупционных действиях, т.е. те, кому приходилось выплачивать негласно денежное вознаграждение при решении своих проблем, чаще всего отмечают обстоятельства при общении с сотрудниками ГИБДД (12 %), с работниками медицины (9 %) и образования (7 %). При сравнении результатов предыдущих этапов исследования, практически по всем показателям (кроме ГИБДД) наблюдается рост степени участия респондентов в коррупционных действиях.
- Личное участие респондентов в действиях «бытовой коррупции» в случаях «до решения проблем» меньше, чем в случаях «после решения проблем». Наибольшая степень участия респондентов зафиксирована в г. Вилючинске, Соболевском и Усть-Большерецком районах. Наименьшая степень участия – в Усть-Камчатском районе.
В основном, граждане преподносят подарки из чувства благодарности, «от души, от чистого сердца» (41 %); из прагматичности, с прицелом на будущее (14 %); по традиции, «так принято» (15 %); по принуждению: «мне намекнули» (7 %), «меня вынудили (1 %).
Респонденты, участвовавшие в действиях «бытовой коррупции», чаще всего отмечают обстоятельства при решении вопросов с работниками медицины (29 %) и образования (19 %), с сотрудниками ГИБДД (10 %). Наибольшая степень участия респондентов в действиях «бытовой коррупции» отмечается в г. Вилючинске, в Елизовском и Олюторском районах; наименьшая – в Усть-Камчатском и Быстринском районах.
- Проявляя гражданскую позицию, выражая доверие тем или иным правоохранительным структурам и органам власти, 80% респондентов считают, что о фактах коррупции необходимо информировать соответствующие органы и структуры. Наибольшим доверием у населения пользуются органы прокуратуры (24 %) и ФСБ (14 %), далее СМИ (10 %) и органы МВД (10 %).
Понятия «противодействие коррупции» и «борьба с коррупцией» респондентами воспринимаются как аналогичные или идентичные, в целом как «борьба». И «противодействие», и «борьбу» население больше поручило бы правоохранительным органам (26 %) и обществу (14 %).
Выбирая претендентов в эффективной борьбе с коррупцией, т.е. «кто наиболее эффективно борется с коррупцией», респондентами отдано предпочтение ответу «никто» (29 %). Большая часть респондентов считают борьбу правоохранительных структур и органов власти с коррупцией не эффективной. Низкие показатели эффективности борьбы с коррупцией можно рассматривать как малоэффективную работу в борьбе с ней, а в некоторых случаях и вообще не эффективную.