21 и 22 ноября 2015 года в Москве состоится Общероссийский гражданский Форум – площадка, традиционно собирающая представителей российских некоммерческих общественных организаций со всей страны. В рамках «Гражданского форума» будет работать тематическая площадка «Модернизация ЖКХ и жилищное просвещение». Ведущая площадки – исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», ответственный секретарь наблюдательного совета ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Светлана Разворотнева. В рамках площадки в режиме командных дебатов планируется обсудить ряд проблемных вопросов в сфере ЖКХ.
Проблемы в сфере ЖКХ, волнующие большинство граждан страны, во многом связаны с рядом системных противоречий, мешающих развитию отрасли. Без четкого выбора путей и механизмов развития ЖКХ невозможно повышение эффективности работы предприятий ЖКХ и качества услуг, предоставляемых гражданам. Учитывая высокую социальную значимость данной сферы для большинства россиян стратегию развития отрасли необходимо обсуждать гласно и открыто, при активном участии гражданского общества, представителей бизнеса и НКО, работающих в данной сфере. Именно такое обсуждение состоится на площадке «Модернизация ЖКХ и жилищное просвещение» Общероссийского Гражданского Форума, и во время подготовки к нему.
Для того, чтобы сформировать ключевые предложения по резолюции Форума, предлагаем Вам высказаться по ключевым дискуссионным вопросам, вынесенным для обсуждения на Форуме.
ВОПРОС 1: «Управление МКД – ответственность публичных органов власти или свободный рынок?»
Выберите одну из позиций.
ПОЗИЦИЯ 1. В настоящий момент управление МКД не является чисто рыночной сферой. Вопреки нормам Жилищного кодекса РФ большинство собственников не хотят или не могут бороться с управляющими компаниями, добиваясь качества услуг. За помощью в решении проблем они обращаются в органы власти (местные или региональные).Такая ситуация связана не только с неграмотностью или леностью собственников, но и с объективными причинами. В условиях, когда решения по управлению домом принимаются общим собранием, участниками которого должны являться сотни и даже тысячи собственников, даже проведение собрания оказывается сложной задачей. А выработка взаимоприемлемого решения – задачей практически нереальной.
Органы власти уже сегодня оказывают серьезное влияние на сферу управления МКД. Установка тарифов на содержание и ремонт для муниципальных квартир со стороны органов местного самоуправления, фактически, задает размер тарифов для приватизированных квартир. Введение лицензирование дает возможность органам власти удалять компании с рынка. При этом зачастую решения органы власти принимают популистские решения за счет бизнеса и в ущерб техническому состоянию домов. Необходимо довести ситуацию до логического завершения – передать ответственность за содержание МКД местным органам власти, обеспечив бюджетные субсидии на содержание домов, в которых сборы населения не обеспечивают выполнение всех необходимых работ. Приписав данное полномочие местным властям, необходимо также обеспечить местные бюджеты необходимыми средствами для его исполнения в рамках межбюджетных отношений.
ПОЗИЦИЯ 2. В соответствии с действующим Жилищным кодексом содержание МКД – ответственность собственников, выбирающих управляющие компании на свободном рынке. Только формирование настоящей рыночной среды в сфере ЖКХ и развитие конференции при минимизации роли органов власти позволит повысить качество услуг и снизить их цену. Минимизация вмешательства органов власти в отношения собственника и управляющей компании позволит снизить коррупционные рынки и издержки.
ВОПРОС 2. «Должна ли быть ужесточена ответственность для неплательщиков?»
ПОЗИЦИЯ 1. «Отсутствие реальной ответственности для физических и юридических лиц за оплату коммунальных платежей и содержание МКД приводит к постоянному недофинансированию отрасли, ухудшению состояния МКД, дополнительной нагрузке на добросовестных плательщиков.
ПОЗИЦИЯ 2. «Нельзя ужесточать требования по отношению к неплательщикам до тех пор, пока начисления в ЖКХ не станут прозрачными.
ВОПРОС № 3. При каких условиях возможна модернизация коммунальной инфраструктуры?
ПОЗИЦИЯ № 1. «Масштабная модернизация коммунальной инфраструктуры невозможна без серьезных бюджетных вложений и создания со стороны Российской Федерации полноценного института развития. Поскольку износ коммунальной инфраструктуры в Российской Федерации чрезвычайно высок, а многие объекты данной инфраструктуры в малых городах и сельской местности не представляют интереса для инвестора.
ПОЗИЦИЯ № 2. «Модернизация коммунальной инфраструктуры должна осуществлять преимущественно за счет частного бизнеса. Во-первых, потому, что средств в бюджете на эти цели нет. Как показала практика предыдущих лет, выделяемые из бюджета средства не всегда расходовались эффективно и по назначению. Участие частного бизнеса, вкладывающего собственные средства, позволит осуществлять проекты наиболее эффективно».
Вопросы сформулированы крайне полярно. Наапример государство конечно несет ответственность, но оно оно несет ответственность за то что вместо создания условий гражданскому обществу для самоорганизации собственников, оно дало возможность бюрократии под видом контроля развить коррупционный бизнес.
На вопрос о механизме развития коммунальной инфраструктуры я бы ответил: и частный бизнес, и бюджет. Выбирать лишь одну из крайностей можно только теоретически.