ЖКХ – одна и самых проблемных сфер нашей жизни. Наиболее остро проблемы дают о себе знать там, где годами их решению не уделялось внимания. Как, например, в поселке Вольгинский Петушинского района.
На днях в Вольгинский для обсуждения с населением коммунальных проблем поселка приехали главный жилищный инспектор области Сергей Шахрай, глава администрации Петушинского района Сергей Великоцкий и руководитель Владимирского отделения «ЖКХ-контроля» Альберт Русанен. На встрече присутствовали глава Вольгинского Виталий Гаранин и руководители местных коммунальных организаций.
Ситуация с коммуналкой в Вольгинском и запущенная, и запутанная. В том числе и по вине предыдущего руководства, не обладавшего, видимо, решительностью и компетенцией для решения назревших проблем. А их там накопилось немало. Обострились они с арестом за долги счетов муниципального унитарного многоотраслевого предприятия (МУМП) ЖКХ. Банкротство было предсказуемым, а бывшего директора предприятия суд признал виновным в растрате вверенного имущества с использованием служебного положения и в использовании управленческих функций вопреки интересам организации.
Однако предприятие-должник оказывало жителям поселка сразу целый спектр услуг: от ресурсонабжения до текущего содержания и ремонта жилых домов. Деньги, собранные с населения за услуги, аккумулировались в одной организации и тратились на ее нужды без должного регулирования. А в
последнее время львиная доля всех средств с арестованных счетов и вовсе уходила на погашение долгов предприятия перед ресурсниками. Не говоря о том, что тарифы в поселке держались ниже экономически обоснованного уровня.
Результат – отсутствие в поселке коммунальных услуг нормального качества. Притом, что они жителями были оплачены. Неудивительно, что количество жалоб на местное ЖКХ, поступающих из Вольгинского в областную администрацию, огромно.
Чтобы урегулировать ситуацию, директор областного департамента ЖКХ Лидия Смолина (теперь – первый вице-губернатор по развитию инфраструктуры) проводила выездное совещание в Вольгинском с участием всех заинтересованных сторон. На том же совещании жители спрашивали о возможности создания муниципальной управляющей компании для обслуживания многоквартирных домов. На это был получен ответ: администрация поселка считает это нецелесообразным. Тем не менее, решение о создании муниципальной УК в июне прошлого года было принято. В сентябре новая УК – МУП «Аэлита» – приступила к работе.
Правда, начало ее работы, было омрачено новой неразберихой. За месяц до того, как «Аэлита» получила лицензию, бывшая глава администрации поселка объявила конкурс на выбор УК. В результате право на обслуживание многоквартирных домов получили две компании, которые и выставили свои платежки жителям. Сами вольгинцы утверждают, что никаких работ за этот месяц коммерческие УК не проводили. Платить за их «услуги» свои кровные они не хотят.
Все эти события разогрели недовольство жителей поселка и добавили сомнений в том, справится ли с накопившимися проблемами новая муниципальная УК. Плюс, это недовольство всячески поддерживаются теми, кто заинтересован, чтобы муниципальное предприятие ушло с рынка, оставив поле коммерсантам.
Вот с таким клубком реальных проблем и нагнетаемых страхов и должны были разобраться власти и общественники из «ЖКХ-Контроля».
Кстати, руководитель владимирского отделения «ЖКХ-Контроль» Альберт Русанен считает, что муниципальная УК лучше коммерческих.
– Главная цель любого коммерческого предприятия – извлечение прибыли и повышение прибыльности предприятия любыми путями. Даже за счет выкачивания денег с населения с одновременной минимизацией затрат. То есть собрали больше, сделали меньше – значит, сработали хорошо. А для муниципального предприятия, кроме прибыли, важно еще и выполнение того, что входит в полномочия муниципальных властей: обеспечение качественной и бесперебойной работы коммунальных систем. Муниципальное предприятие легче проконтролировать. По запросу любого депутата они обязаны предоставить всю бухгалтерию, без ссылок на коммерческую тайну, – говорит Русанен.
Встреча с населением длилась почти три часа. Жители жаловались на текущие крыши, отсутствие застекления на окнах подъездов, некачественную уборку придомовых территорий. Все обращения ГЖИ региона брал на контроль – по этим адресам будет проведена проверка.
Заодно жителям напомнили, чтобы они обязательно включали своих уполномоченных в приемные комиссии, подписывающие акты о выполненных ремонтных работах.
Вольгинцы еще выражали сомнения в правильности начисления платы за коммунальные услуги. Особенно много было жалоб на начисление оплаты за места общего пользования. В ходе разбирательства с ресурсниками и МУП «Аэлита» выяснилось: проблема коренится в ошибках при составлении договоров между ресурсниками и УК, из-за которых все издержки (налоги, потери в сетях) ложатся на УК, а плату за ресурс и его доставку, очищенную от издержек, получают снабжающие организации. Это чревато: либо на оплату этих издержек пойдут деньги, собранные УК на техническое
содержание домов, либо предприятие будет работать в убыток – и разорится. А в проигрыше в конечном счете оказываются жители.
– С этим мы разберемся, поможем наладить грамотную «договорную обвязку», проконтролируем, – пообещал Шахрай. Он призвал вольгинцев активнее обращаться в ГЖИ АВО. – Мы не просто даем ответы на ваши обращения, мы принимаем меры. Если нет нарушений – объясним, что, как и почему происходит, куда расходуются средства. Найдем нарушения – заставим исправить. В случае неисполнения наших предписаний оштрафуем.
А нарушения нашлись уже и в этот приезд: к МУП «Аэлита» были выдвинуты претензии и по требованиям к раскрытию информации, и по начислению платы. Но главная – отсутствие открытости в общении с потребителями.
– Граждане вправе узнать, на что израсходованы их деньги. Подготовьте в течение месяца подробный отчет: сколько собрали, куда направили, что сделали, что планируете сделать. Проведите собрание с жителями, – предложил Русанен. – А чтобы в дальнейшем не возникало непонимания между УК и жителями, создайте совет при УК из старших по дому, и с ними согласовывайте планы работы.
Это предложение, благодаря участию в собрании глав райадминистрации и администрации поселка, тут же приобрело статус распоряжения.
А Шахрай предложил обращаться в ГЖИ и в случае, если потребитель услуги решит отстаивать свои права в суде. Жилищные инспекторы проконсультируют, помогут подготовить исковое заявление и в ряде ситуаций готовы вести сопровождение иска в суде. Обращаться за консультациями и юридической поддержкой граждане могут и в «ЖКХ-контроль». Организация хоть и общественная, но весомая – общественных контролеров поддерживает губернатор Орлова.
Светлана Лапцова