На замечание премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о необходимости создания единой всероссийской системы оценки качества услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) для обеспечения доступа на рынок только добросовестным компаниям исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева отреагировала письмом в аппарат Председателя Правительства РФ, в котором предложила использовать кадровый потенциал и наработанный опыт сети общественного контроля в сфере ЖКХ для создания такой системы.
Как отмечалось в письме, сегодня в каждом субъекте РФ за исключением города Севастополя созданы региональные центры общественного контроля, являющиеся площадкой, объединяющей как общественные организации, работающие в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и представителей профессионального сообщества – СРО управляющих организаций, представителей общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения и проч. Центры ведут постоянную работу по мониторингу ситуации в сфере ЖКХ.
Сетью наработан целый ряд методик, позволяющих дать объективную оценку работы предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Так, на основании ежеквартально на основании обращений граждан формируется «рейтинг наиболее острых проблем в ЖКХ» как в разрезе каждого субъекта РФ, так и по Российской Федерации в целом.
Осуществляется общественных контроль за реализацией программ капитального ремонта, в том числе оценивается качество проведенных ремонтов, участие собственников в утверждении перечней работу и сметы работ по МКД, в приемке работ. Ежегодно формируется всероссийский рейтинг информационной открытости региональных операторов.
Отдельные региональные центры осуществляют формирование рейтингов управляющих организаций, основанных на нескольких видах оценок: оценке потребителей, профессионального сообщества и контрольно-надзорных органов.
«Главное, что сеть общественного контроля сформировала сегодня в каждом регионе группу активных и профессиональных граждан, способных дать независимую оценку работе каждого предприятия и организации коммунального комплекса, в первую очередь с точки зрения удовлетворенности потребителей. При этом в ряде случаев, безусловно, потребуется доработка инструментария – методик оценки. Однако, например, в сфере предоставления коммунальных услуг законодательство предоставило достаточно подробные критерии. «Правила предоставления коммунальных услуг» дают исчерпывающий ответ на вопрос, какую услугу считать некачественной. Главной проблемой является создание системы выявления нарушений. И здесь сеть общественного контроля может сыграть важную роль при условии предоставления общественникам дополнительных полномочий. Важной задачей также является формирование новых стандартов раскрытия информации как ресурсоснабжающими, так и управляющими организации. На основании такой информации каждый желающий должен иметь возможность оценить соответствии той или иной организации стандартам качества». – отметила Разворотнева