— Светлана Викторовна, как Вы уже однажды отметили в интервью сайту SVALKI.NET, в стране идет большая «мусорная» реформа. Это во многом сказывается на специфике работы общественных контролёров?
— Год экологии, а также необходимость постепенного, но неукоснительного внедрения в стране новых правил обращения с твердыми коммунальными отходами, вносит дополнительные приоритеты в нашу работу. Общественными контролёрами активизирована работа по выявлению и ликвидации незаконных свалок. Хорошим подспорьем в этом стало поручение Президента РФ региональным органам власти по поддержке гражданских инициатив. Кроме этого, есть поручение Президента о введении в законодательство общественного контроля за разработкой территориальных схем обращения с ТКО. Ведь территориальная схема — это, по сути «дорожная карта» региона по решению «мусорной» проблемы. А для общественности, для граждан, важно понимать, каким именно образом эта проблема будет решаться. Где будут расположены полигоны по хранению и комплексы по переработке мусора? Каким будет уровень их безопасности? Как всё это скажется на тарифах? И, главное, как изменится качество жизни граждан, чьё жильё окажется в непосредственной близости к объектам по хранению и переработке ТКО? Часто все эти вопросы решались кулуарно. Если вообще решались по факту. Власти не чувствовали себя обязанными выносить эти схемы на общественное обсуждение. А ведь при включении в территориальную схему объектов по обращению с ТКО, обязательным условием является проведение государственной экологической экспертизы таких проектов. Тогда, чтобы всё это было «не для галочки», необходимо создать условия для реализации права граждан участвовать в общественных слушаниях по результатам таких экспертиз и возможность общественности непосредственно влиять на принятие итоговых решений.
— Выбор регионального оператора тоже должен проходить под контролем общественности?
— Конечно, весь этот процесс должен стать предметом пристального изучения со стороны общественного контроля. При организации региональной системы по обращению с ТКО субъекты РФ обязаны установить правила деятельности профильных региональных операторов, заключить с ними договора на оказание услуг и предусмотреть контроль за их деятельностью. Со своей стороны, общественные организации и простые граждане должны играть активную роль в оценке всех действий региональных властей в этом направлении. Для этого необходимо добиваться включения общественных представителей в составы конкурсных комиссий для контроля процедур по выбору региональных операторов, а также требовать чёткого обоснования расчетов по тарифам на услуги по сбору и вывозу ТКО.
— В чём заключается главный посыл недавнего Постановления правительства об утверждении правил общественного контроля за деятельностью предприятий в сфере ЖКХ?
— С принятием этого документа правительство надеется сделать более прозрачной и эффективной работу предприятий жилищной сферы, где злоупотреблений и нарушений ещё достаточно много. Это главное. Кроме этого, Постановление упорядочивает контроль со стороны общественных организаций. Ранее из-за законодательных нестыковок система общественного контроля действовала фактически на стыке двух законов, я бы даже сказала, в провале между двумя законами. Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ», субъектами общественного жилищного контроля признавались НКО и советы домов. А с другой стороны, по Федеральному закону №212 об основах общественного контроля в РФ от 21.07.2014 г, субъектами ОК признавались исключительно общественные палаты и общественные советы. Теперь в Постановлении правительства конкретизируется норма о том, что в жилищном общественном контроле имеют право принимать участие НКО, советы домов. А наши Центры ОК как раз сформированы на базе профильных НКО. Ну и мне, чисто по человечески, кажется, что это логично, потому что нельзя запретить общественникам проводить мониторинги, опросы. То есть, до этого Постановления общественников, грубо говоря, можно было послать подальше, просто отмахнуться от них. Конечно, авторитет нашей организации уже достаточно велик, наши активисты наработали значительный личный авторитет, поэтому они редко встречают такие отказы. Тем более, что многие представители НП «ЖКХ Контроль» входят в общественные палаты и в общественные советы, которые как раз и являются субъектами общественного контроля. А теперь, поскольку вышло это Постановление, то, даже не будучи членом общественной палаты и общественного совета, можно проводить проверочные мероприятия. Другое дело, что эти действия должны соответствовать процедурам, установленными 212-м федеральным законом. Мы, к слову, уже подготовили и разослали пакет методических документов, в соответствии с которыми должны действовать общественные контролёры. Например, они обязательно должны уведомить проверяемую организацию, составить акт по итогам проверки, вывесить его в сети интернет и т.п. Я считаю, что это нам конечно подспорье хотя здесь появляется другая проблема. В Постановлении сказано, что к общественным контролерам должны применяться определенные квалификационные требования. Но вот как и кем они будут применяться, пока не ясно. Я вижу выход в том, что надо на федеральном уровне утвердить нормы квалификационного экзамена и по результатам его сдачи присваивать звание общественного жилищного инспектора. Поскольку велика вероятность, что найдутся и такие люди, которые не очень понимают, не очень разбираются в этой сфере, но начнут терроризировать, например, ресурсоснабжающие или управляющие организации, ходить к ним с проверками и т.д. Наверное, должен быть какой-то водораздел между общественным контролем, осуществляемым НКО, и советами многоквартирных домов. Явно нужен какой-то дополнительный документ.
— Люди, стремящиеся самостоятельно проявить себя, как общественные контролеры, зачастую не знают своих прав, не имеют понятия о пределах компетенции той ли иной организации, не успевают следить за часто меняющимся законодательством. Может быть, прошло время борцов-одиночек? Может, им всем стоит оставить «самодеятельность» и примкнуть к общественным организациям?
— Тут вы не правы. Общественных контролеров гораздо меньше, чем собственников помещений. Собственникам надо дать широкие права по контролю за управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Другое дело, что люди не знают о своих правах и не умеют ими пользоваться, а иногда им и не дают пользоваться своими правами. Знание законов позволит им более эффективно решать проблемы – на это направлен наш новый проект. Мы получили президентский грант от Фонда «Перспектива». Активизируем работу по подготовке муниципальных жилищных активистов. В минувшем году у нас был акцент на расширение сети общественного контроля. Теперь у нас есть представители более чем в 1200 муниципалитетах России. Но общественных контролеров нужно обучать. С февраля у нас стартует курс лекций. На сайте НП «ЖКХ Контроль» можно записаться и стать жилищным активистом. В конечном итоге каждый должен будет пройти экзамен и получить сертификат. В качестве экзамена у нас предполагается тестирование –«ЖКХ-диктант». Экзаменационные требования достаточно строгие. Ведь общественный контролер должен знать все аспекты работы. После этого региональные руководители центров ОК возьмут «новобранцев» под свой контроль. Наша глобальная задача заключается в том, чтобы на уровне муниципалитетов общественные контролеры помогали соседям, консультировали их. А стратегическая задача, чтобы в каждом многоквартирном доме появились грамотные, специально обученные люди, которые могут решать проблемы, не обращаясь в ГЖИ и другие органы власти.