Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ лучше многих знает, на что жалуются и чем не довольны граждане в коммунальном хозяйстве. Своему кругозору Центр во многом обязан своим региональным помощникам, которые работают в большинстве субъектов Российской Федерации. Помогают горячие линии, которые в ежедневном режиме осуществляют прием обращений и жалоб. Национальный Центр “ЖКХ Контроль” подвел итоги минувшего года.

Пьедестал “почета” не изменился по сравнению с предыдущим – 2016 годом. Чаще всего люди недовольны начислением платы за жилищно-коммунальные услуги – ЖКУ. Много нареканий на управление многоквартирными домами – МКД. Замыкает лидирующий список состояние и содержание общего имущества.

Особенно заметно за год подрос накал недовольства начислением платы за ЖКУ – почти на 11%. При этом возмущение граждан вызывает как постоянный рост платы, так и непрозрачность процедуры начисления. А вот рост обращений по вопросам благоустройства, как считают специалисты, напротив, можно объяснить не обострением ситуации, а началом реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда».

Заметно меньше – в два раза – стало жалоб на качество коммунальных услуг. Его величество капремонт сохранил пятое место и даже немного сбавил процент жалоб на свой счет.

– А вот, что показывает сравнение псковичей и новгородцев,- рассказывает руководитель региональный центра “ЖКХ Контроль” Семен Никонов.- Первые жаловались на ЖКХ в минувшем году реже, всего 172 раза. В то время как соседи – 247. Роднят обоих лидирующие рейтинги недовольства начислением платы и отсутствие жалоб на комфорт городской среды. А так же равенство нареканий -29- на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества. Псковичи в большей степени недовольны капремонтом. Менее привередливы они, в сравнении с новгородцами, в отношении качества предоставляемых коммунальных услуг.

В течение 2017 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 32 909 обращений. Что примерно соответствует уровню предыдущего – 2016 года – 32 135.

Подробнее исследование выглядит следующим образом:

 

Позиция в рейтинге Тематика обращений Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 9 219 28,01 %
2 Управление МКД 5 531 16,80 %
3 Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества 4 019 12,21 %
4 Качество коммунальных услуг 3 106 9,44 %
5 Капитальный ремонт 2 753 8,37 %
6 Благоустройство придомовой территории 2 109 6,41 %
7 Проблемы с приборами учета 1 030 3,13 %
8 Общее имущество (состав, использование, возврат) 588 1,79 %
9 Иные 4 554 13,84 %
  ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: 32 909 100 %

 

КАК ИЗМЕНИЛСЯ ХАРАКТЕР ОБРАЩЕНИЙ В 2017 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2017 ГОДОМ?

 

2016 год 2017 год
Тематика обращений Количество обращений % от количества обращений Количество обращений % от количества обращений
Начисление платы за ЖКУ 5581 17,37 9 219 28,01%
Управление МКД 4158 12,94 4 115 16,80%
Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества 3851 11,98 4 019 12,21%
Качество коммунальных услуг 7069 22 3 106 9,44%
Капитальный ремонт 3394 10,56 2 753 8,37%
Благоустройство придомовой территории 1550 4,82 2 109 6,41%
Проблемы с приборами учета 854 2,66 1 030 3,13%
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти 422 1,31 360

 

1, 09%
Аварийное и ветхое жилье 363 1,13 331 1,01%
Иные 4893 15,23 4 554 13,84%
ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: 32135 100 32 909 100%

 

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева отметила, что анализ обращений позволяет выделить отчетливые тенденции в сфере ЖКХ. Так, существенно снизилось количество жалоб на качество коммунальных ресурсов. Что говорит о том, что модернизация коммунальной инфраструктуры в стране все-таки происходит. Хотя и природные факторы нельзя сбрасывать со счетов. Сравнительно более теплая зима 2017-2018 года уменьшила количество жалоб, тардиционно связанных с началом отопительного сезона. Продолжает снижаться количество жалоб, связанных с реализацией региональных программ капитального ремонта. В большинстве регионов качество планирования программ и проведения капитального ремонта растет. Также год от года снижается количество обращений, связанных с переселением из аварийного жилья.

При этом самой болезненной темой на протяжении последних лет остаются вопросы начисления платы за жилищные и коммунальные услуги. При этом возмущение граждан вызывает как постоянный рост платы, так и непрозрачность процедуры начисления. Как показывает таблица, год от года вопросов по этой теме становится все больше. При этом рост обращений по вопросам благоустройства, напротив, можно объяснить не обострением ситуации, а началом реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда». Активная информационная кампания, сопровождавшая этот проект,

и активное вовлечение граждан в ее реализацию спровоцировали рост обращений по тематике «благоустройство».

 

Методика формирования списка

 

Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 80 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.

В центрах работали общественные приемные,  в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.

При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.

Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.

На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся  в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.

На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.

На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.

На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.

Рубрикатор проблем: 

  1. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (9 219 обращений, что составляет 28,01%) и включает следующие проблемы:
  • соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • перерасчеты;
  • формирование и доставка платежных документов;
  • дополнительные платежи, комиссии;
  • установление и изменение размера платы за жилое помещение;
  • начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (3 111 обращений, что составляет 9,45 % от общего количества обращений).
  1. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (3 106 обращений, что составляет 9,44 %) .
  • Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества (4 019 обращений, что составляет 12,21 %) включает следующие проблемы:
  • ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов;
  • фактическое состояние МКД;
  • установление признаков, достаточных для признания МКД аварийным.
  1. Управление МКД 4 115 обращений, что составляет 12,50%, включает следующие проблемы:
  • споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
  • законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
  • раскрытие информации управляющими организациями;
  • лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • договор управления;
  • предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
  • ГИС ЖКХ – 119 обращения, что составляет 0,36% от общего количества обращений;
  • создание и деятельность советов МКД.
  1. Капитальный ремонт (2 753 обращений, что составляет 8,37 %) и включает следующие проблемы:
  • сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
  • размер взноса на проведение капитального ремонта;
  • отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
  • качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
  • организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
  • выполнение гарантийных обязательств;
  • прочее.
  1. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (2 109 обращений, что составляет 6,41 %), в том числе:
  • реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – 398 обращений, что составляет 1,21 % от общего количества обращений.
  • Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (1416 обращений, что составляет 4,30 % от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
  • подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
  • – фальсификации документов;
  • – доступность сведений о собственниках помещений;
  • – другое;
  • Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (1 030 обращений, что составляет 3,13%), включают вопросы:
  • приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
  • установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
  • стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
  • рассрочка платежа;
  • иное.
  • определение состава общего имущества;
  • законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность;
  • взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
  • иное.
  1. Определение состава, законность отчуждения и использования, возврат общего имущества в многоквартирном доме (588 обращений, что составляет 1,79 % от общего количества обращений) включает в себя:
  2. Иные темы (4 554 обращения, что составляет 13,84 %) включают следующие проблемы:
  • социальный найм;
  • жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (360 обращений, что составляет 1,09 %);
  • реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (331 обращение, что составляет 1,01 %), в том числе;
  • заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
  • сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования;
  • проч.

 

Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account