Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ лучше многих знает, на что жалуются и чем не довольны граждане в коммунальном хозяйстве. Своему кругозору Центр во многом обязан своим региональным помощникам, которые работают в большинстве субъектов Российской Федерации. Помогают горячие линии, которые в ежедневном режиме осуществляют прием обращений и жалоб. Национальный Центр “ЖКХ Контроль” подвел итоги минувшего года.
Пьедестал “почета” не изменился по сравнению с предыдущим – 2016 годом. Чаще всего люди недовольны начислением платы за жилищно-коммунальные услуги – ЖКУ. Много нареканий на управление многоквартирными домами – МКД. Замыкает лидирующий список состояние и содержание общего имущества.
Особенно заметно за год подрос накал недовольства начислением платы за ЖКУ – почти на 11%. При этом возмущение граждан вызывает как постоянный рост платы, так и непрозрачность процедуры начисления. А вот рост обращений по вопросам благоустройства, как считают специалисты, напротив, можно объяснить не обострением ситуации, а началом реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда».
Заметно меньше – в два раза – стало жалоб на качество коммунальных услуг. Его величество капремонт сохранил пятое место и даже немного сбавил процент жалоб на свой счет.
– А вот, что показывает сравнение псковичей и новгородцев,- рассказывает руководитель региональный центра “ЖКХ Контроль” Семен Никонов.- Первые жаловались на ЖКХ в минувшем году реже, всего 172 раза. В то время как соседи – 247. Роднят обоих лидирующие рейтинги недовольства начислением платы и отсутствие жалоб на комфорт городской среды. А так же равенство нареканий -29- на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества. Псковичи в большей степени недовольны капремонтом. Менее привередливы они, в сравнении с новгородцами, в отношении качества предоставляемых коммунальных услуг.
В течение 2017 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 32 909 обращений. Что примерно соответствует уровню предыдущего – 2016 года – 32 135.
Подробнее исследование выглядит следующим образом:
Позиция в рейтинге | Тематика обращений | Количество обращений | % от количества обращений |
1 | Начисление платы за ЖКУ | 9 219 | 28,01 % |
2 | Управление МКД | 5 531 | 16,80 % |
3 | Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества | 4 019 | 12,21 % |
4 | Качество коммунальных услуг | 3 106 | 9,44 % |
5 | Капитальный ремонт | 2 753 | 8,37 % |
6 | Благоустройство придомовой территории | 2 109 | 6,41 % |
7 | Проблемы с приборами учета | 1 030 | 3,13 % |
8 | Общее имущество (состав, использование, возврат) | 588 | 1,79 % |
9 | Иные | 4 554 | 13,84 % |
ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: | 32 909 | 100 % |
КАК ИЗМЕНИЛСЯ ХАРАКТЕР ОБРАЩЕНИЙ В 2017 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2017 ГОДОМ?
2016 год | 2017 год | ||||
Тематика обращений | Количество обращений | % от количества обращений | Количество обращений | % от количества обращений | |
Начисление платы за ЖКУ | 5581 | 17,37 | 9 219 | 28,01% | |
Управление МКД | 4158 | 12,94 | 4 115 | 16,80% | |
Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества | 3851 | 11,98 | 4 019 | 12,21% | |
Качество коммунальных услуг | 7069 | 22 | 3 106 | 9,44% | |
Капитальный ремонт | 3394 | 10,56 | 2 753 | 8,37% | |
Благоустройство придомовой территории | 1550 | 4,82 | 2 109 | 6,41% | |
Проблемы с приборами учета | 854 | 2,66 | 1 030 | 3,13% | |
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти | 422 | 1,31 | 360
|
1, 09% | |
Аварийное и ветхое жилье | 363 | 1,13 | 331 | 1,01% | |
Иные | 4893 | 15,23 | 4 554 | 13,84% | |
ВСЕГО ОБРАЩЕНИЙ: | 32135 | 100 | 32 909 | 100% | |
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева отметила, что анализ обращений позволяет выделить отчетливые тенденции в сфере ЖКХ. Так, существенно снизилось количество жалоб на качество коммунальных ресурсов. Что говорит о том, что модернизация коммунальной инфраструктуры в стране все-таки происходит. Хотя и природные факторы нельзя сбрасывать со счетов. Сравнительно более теплая зима 2017-2018 года уменьшила количество жалоб, тардиционно связанных с началом отопительного сезона. Продолжает снижаться количество жалоб, связанных с реализацией региональных программ капитального ремонта. В большинстве регионов качество планирования программ и проведения капитального ремонта растет. Также год от года снижается количество обращений, связанных с переселением из аварийного жилья.
При этом самой болезненной темой на протяжении последних лет остаются вопросы начисления платы за жилищные и коммунальные услуги. При этом возмущение граждан вызывает как постоянный рост платы, так и непрозрачность процедуры начисления. Как показывает таблица, год от года вопросов по этой теме становится все больше. При этом рост обращений по вопросам благоустройства, напротив, можно объяснить не обострением ситуации, а началом реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда». Активная информационная кампания, сопровождавшая этот проект,
и активное вовлечение граждан в ее реализацию спровоцировали рост обращений по тематике «благоустройство».
Методика формирования списка
Общероссийский центр общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В ходе отчетного периода в 80 субъектах РФ действовали Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.
В центрах работали общественные приемные, в ряде регионов открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляли прием обращений и жалоб от граждан.
При составлении рейтинга «список основных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства» использованы обращения, поступившие в региональные центры общественного контроля на горячие линии, в рамках приема граждан, по электронной почте, посредством Почты России, через официальные сайты. В свою очередь, в Общероссийский центр обращения поступали аналогичными путями.
Формирование рейтинга проблем в сфере ЖКХ осуществлялось в несколько этапов.
На первоначальном этапе был составлен рубрикатор проблем (тем), встречающихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Перечень направлен в Региональные центры.
На втором этапе Региональные центры общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства распределили все поступившие обращения по ранее сформулированным темам.
На следующем этапе все собранные данные из региональных центров были перенаправлены в Национальный центр.
На последнем этапе эксперты Национального центра суммировали информацию, полученную из регионов, с данными, сформированными на основании обращений, которые поступали в Национальный центр, обобщили некоторые рубрики между собой.
Рубрикатор проблем:
- Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (9 219 обращений, что составляет 28,01%) и включает следующие проблемы:
- соблюдение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
- перерасчеты;
- формирование и доставка платежных документов;
- дополнительные платежи, комиссии;
- установление и изменение размера платы за жилое помещение;
- начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (3 111 обращений, что составляет 9,45 % от общего количества обращений).
- Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг (3 106 обращений, что составляет 9,44 %) .
- Неудовлетворительное состояние МКД и содержание общего имущества (4 019 обращений, что составляет 12,21 %) включает следующие проблемы:
- ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов;
- фактическое состояние МКД;
- установление признаков, достаточных для признания МКД аварийным.
- Управление МКД 4 115 обращений, что составляет 12,50%, включает следующие проблемы:
- споры хозяйствующих субъектов о праве управления МКД (проблема двойных платежных документов);
- законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
- раскрытие информации управляющими организациями;
- лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами;
- договор управления;
- предоставление и содержание отчетов об исполнении договоров управления, актов выполненных работ;
- ГИС ЖКХ – 119 обращения, что составляет 0,36% от общего количества обращений;
- создание и деятельность советов МКД.
- Капитальный ремонт (2 753 обращений, что составляет 8,37 %) и включает следующие проблемы:
- сроки проведения капитального ремонта (обоснованность сроков, установленных регпрограммами, соблюдение сроков согласно договорам подряда);
- размер взноса на проведение капитального ремонта;
- отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта, их актуализации;
- качество и соблюдение сроков выполнения работ в рамках проводимого капитального ремонта;
- организация проведения капремонта (проведение общих собраний, утверждение документации и видов работ, доступность документов, приемка работ);
- выполнение гарантийных обязательств;
- прочее.
- Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории (2 109 обращений, что составляет 6,41 %), в том числе:
- реализация на территории Российской Федерации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» – 398 обращений, что составляет 1,21 % от общего количества обращений.
- Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах (1416 обращений, что составляет 4,30 % от общего количества обращений) включает следующие проблемы:
- подготовка, проведение общих собраний, подведение итогов голосования, уведомление о принятых решениях и их исполнение;
- – фальсификации документов;
- – доступность сведений о собственниках помещений;
- – другое;
- Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета (1 030 обращений, что составляет 3,13%), включают вопросы:
- приобретение, установка, ввод в эксплуатацию, поверка, эксплуатация;
- установление факта наличия или отсутствия технической возможности установки;
- стоимость оборудования, устанавливаемого ресурсоснабжающими организациями;
- рассрочка платежа;
- иное.
- определение состава общего имущества;
- законность отчуждения общего имущества, в том числе в муниципальную и государственную собственность;
- взаимодействие с органами власти в разрешении вопроса возврата имущества в общую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
- иное.
- Определение состава, законность отчуждения и использования, возврат общего имущества в многоквартирном доме (588 обращений, что составляет 1,79 % от общего количества обращений) включает в себя:
- Иные темы (4 554 обращения, что составляет 13,84 %) включают следующие проблемы:
- социальный найм;
- жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коррупционная составляющая (360 обращений, что составляет 1,09 %);
- реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (331 обращение, что составляет 1,01 %), в том числе;
- заключение договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования;
- сохранность жилых помещений и соблюдение назначения их использования;
- проч.