25 января в рамках межрегионального совещания НП «ЖКХ Контроль» по Центральному федеральному округу, прошедшем в г.Иваново, руководитель областного регионального центра «ЖКХ Контроль» Игорь Челышев рассказал о реализации приоритетного проекта «Комфортная городская среда».
На встрече присутствовали врио губернатора Ивановской области, Общественной палаты РФ, ОНФ, госкорпорации «Фонд сожействия реформированию ЖКХ» представители органов власти и местного самоуправления, государственной жилищной инспекции, прокуратуры, высших учебных заведений и бизнеса, работающего в сфере ЖКХ.
Игорь Челышев сообщил, что специалисты «ЖКХ Контроль» Ивановской области пристально следят за реализацией программы в регионе.
«На наш взгляд, есть три группы муниципалитетов по уровню выполнения данного проекта (мы говорим про 2017 год). Первая группа – муниципалитеты, в которых проект был реализован успешно. Вторая – где проект реализовывался в целом неплохо, но не был завершен вовремя (отчасти по объективным, отчасти по субъективным причинам), либо качество выполненных работ не соответствовало заявленным требованиям. И третья – где проект попросту не реализован».
Примером провала программы докладчик привел Плёсское городское поселение Приволжского района. «Из-за низкого уровня администрирования проекта работы по благоустройству даже не были начаты на шести дворовых территориях. В результате средства (более 600 тыс. рублей), предоставленные городу Плёсу, будут возвращены в федеральный и областной бюджеты. Мало того, в том же Приволжском районе – в городе Приволжске – часть работ проплачена, но работы не начаты. И качество уже выполненных работ низкое».
Средняя группа. Яркий пример – областной центр город Иваново. Здесь имеются претензии и к процессу организации отбора дворовых территорий, подлежащих благоустройству, и к качеству выполненных работ, т.к. часть из них заканчивалась уже в зимнее время. «На наш взгляд, причиной такого рода недостатков могла послужить, как ни странно, повышенная активность граждан – это первое (было много обращений, возникли также сложности с отбором). Второе – большой объем работ по текущему благоустройству (вне рамок проекта), которые муниципалитет тоже должен был выполнять – просто «не хватило рук». И третье – технические причины, связанные с подготовкой конкурсной документации.
Город Гаврилов-Посад был приведен в качестве «отличника». Все выполнено в срок, просто, чисто, к удовольствию граждан. Замечаний ни у общественников, ни у потребителей не было. Асфальт на месте, плитка выложена ровно, все удобно и красиво.
Почему такие разные результаты в реализации проекта? Игорь Челышев отметил низкий уровень администрирования программы на местах. «Нам трудно судить о профессиональных качествах руководства муниципалитетов, но все же повторюсь, это низкий уровень администрирования там, где проект не удался. Формальный подход, в частности, в Иванове, где благоустраивая, допустим, аллею Гагарина никто не озаботился тем, что асфальт на аллее заканчивается грязной лужей, и аллея ведет в никуда». Еще причина – низкая активность населения (по итогам реализации общественники провели интернет-опрос: 24 процента респондентов вообще не знают о его существовании). Также была названа недостаточная работа депутатского корпуса на местах.
А вот в Гавриловом-Посаде, точнее во всем районе, отношение к качеству жизни людей иное. Игорь Челышев отметил, что глава района Владимир Лаптев искренне старается благоустроить город. Таким же образом ведут себя депутаты совета Гаврилово-Посадского района. И это несмотря на традиционную для глубинки невысокую активность граждан.
При этом очень странно, что в региональную программу по формированию комфортной городской среды на 2018-2022 годы Приволжск, где программа не реализована, попал, а Гаврилов Посад нет. Неужели это означает, что для тех, кто справляется с работой, денег больше не выделяют? Разве такая позиция будет стимулировать муниципалитеты к своевременной и достойной реализации проекта?
Безусловно, проект «Формирование комфортной городской среды» задумывался для людей, чтобы повысить их активность, дав возможность самим принимать решения о благоустройстве. Докладчик отметил, что в ряде случаев решения общих собраний носили формальный характер, собраний не проводилось, в лучшем случае были инициативные группы лиц. Проекты, принятые в работу, не соответствовали ожиданиям граждан – люди хотели парковку, получили просто асфальтовые дорожки, причем не очень хорошего качества.
В целом основная идея проекта – сплочение граждан, повышение электоральной активности, социальной ответственности – в минувшем году по мнению руководителя регионального центра «ЖКХ Контроль» не достигнута. Он выразил надежду, что все участники проекта – от жителей до глав муниципалитетов – учтут ошибки прошлого года.