14 марта 2018 года по инициативе РЦОК ЖКХ состоялось рабочее собрание с приглашением руководителей управляющих организаций по обсуждению законопроекта №207460-7 «О внесении изменений в ЖК РФ (о прямых договорах снабжения жителей МКДомов коммунальными ресурсами (услугами)». Что же получат потребители при заключении прямых договоров с РСО?

Известно, что различные редакции концепции данного законопроекта находятся на обсуждении уже в течение не менее трех лет. Полагаем, что в общественной и профессиональной среде пока не выработан необходимый правовой и экономический баланс по защите прав и интересов наименее защищенных групп граждан, жилищных объединений, малых и средних управляющих организаций. Распространено мнение, что переход на прямые договоры разрешит проблему «долгов в ЖКХ» и поможет избавиться от недобросовестных управляющих организаций, которые извлекают только коммерческую выгоду. Но анализируя современное состояние в сфере потребления энергоресурсов мы приходим к однозначному выводу, что принятие законопроекта в том виде, в котором он изложен в настоящее время, не приведет к желаемому результату ликвидации задолженности, а только создаст дополнительные негативные социально-экономические последствия. Мы уже имеем примеры таких, пролобированных, в интересах коммерческих структур, нормативных актах о «соцэнергопайках», ОДН, взносах на капитальный ремонт, систему ГИС ЖКХ. Также в законопроекте не усматривается безусловное исключение управляющих организаций из схемы предоставления коммунальных услуг, то есть они остаются в статусе исполнителей и оплата таких услуг не предусматривается. Но если РСО пожелает, то такое исключение возможно.

Наделение правом выдвигать инициативу о переходе на «прямые договоры» самих управляющих организаций не предусматривается, то есть вопрос о возложении на УК/ТСЖ/ЖК ответственности перед потребителями за качество коммунальных услуг и перед РСО за оплату таких услуг будет решать именно РСО (либо по своей инициативе, либо по инициативе потребителей). Мы видим принципиальное несовершенство концепции «исполнитель коммунальных услуг», заключающейся в ответственности УК/ТСЖ/ЖК за качество услуг, на которое указанные лица технически повлиять не могут и в ответственности перед РСО за оплату коммунальных ресурсов независимо от наличия задолженности конечных потребителей. Что мы имеем при такой схеме? Такая ответственность приводит к обязанности управляющих организаций делать перерасчеты за некачественные услуги независимо от возможности каким-либо образом влиять на это качество, а также оплачивать в полном объеме в пользу РСО потребленные в МКД коммунальные ресурсы, независимо от оплаты коммунальных услуг конечными потребителями, что, в конечном счете, может повлечь за собой банкротство управляющих организаций по вине недобросовестных потребителей, не оплачивающих коммунальные услуги, и по вине РСО, не обеспечивающих надлежащее качество коммунальных ресурсов и уклоняющихся от проведения соответствующих перерасчетов.

Анализ положений законопроекта показал, что документ направлен не на соблюдение интересов управляющих организаций,  так как у них нет никакого права «вырваться» по своей инициативе из цепочки предоставления и оплаты коммунальных услуг. Законодатель и не собирается предоставлять такое право!

А что имеет РСО?

Оказывается, ресурсоснабжающие организации могут решить перейти на «прямые договоры» с потребителями, не спрашивая ничьего согласия, и такие договоры даже предлагается считать заключенными со стороны потребителей, как только РСО этого захочет. Но если собственники помещений захотят платить напрямую в РСО, то это желание может быть реализовано только с согласия РСО. Данную ситуацию необходимо рассматривать всесторонне.

С одной стороны, предлагаемые к принятию нормы, якобы направлены на борьбу с недобросовестными УК/ТСЖ/ЖК, могут действительно дать дополнительные инструменты. Но как быть добросовестным исполнителям услуг? Разве здравомыслящие РСО одобрят переход на «прямые договоры», если управляющие организации оплачивают коммунальные услуги в полном объеме, независимо от состояния расчетов с конечными потребителями? Для чего им дополнительная работа в виде расчета стоимости услуг, изготовление квитанций, претензионная, исковая работа и т.п., если всю эту работу без каких-либо затрат со стороны РСО по закону обязаны делать управляющие организации? Так в пользу кого предлагают принять этот федеральный закон? Правильно, только в интересах монополистов – поставщиков энергоресурсов!

Что же делать управляющим организациям, которые хотят управлять домом, содержать общее имущество и не иметь отношения к коммунальным услугам? На этот вопрос в законопроекте нет ответа. В положениях законопроекта явно просматривается указание на то, что если управляющая организация не желает быть «исполнителем» коммунальных услуг, то ей надо стать настолько недобросовестной, реализовывать такие финансовые операции, чтобы РСО не имели иной возможности получить оплату за энергоресурсы (ни путем переговоров, ни путем судебных разбирательств и арестов счетов), кроме как по своей инициативе исключить эти управляющие организации из цепочки по предоставлению коммунальных услуг и перейти на «прямые договоры».

Полагаем, что это не борьба с недобросовестными управляющими организациями, а наоборот. Именно их освобождают от гнета обязанностей по оплате коммунальных ресурсов за должников – потребителей.

А отсутствие «прямых договоров» между РСО и потребителем будет означать, что РСО все устраивает, а все их заявления о гигантских убытках от действий «недобросовестных» управляющих организаций можно признавать ложными!

Также участники собрания приняли решение обратиться в Саратовскую областную Думу со своими предложениям о внесении дополнений в законопроект и проведение депутатских слушаний по данному законопроекту.

Наши предложения, сформулированные в ходе обсуждения:

  • Собственники жилых помещений в МКДоме должны иметь право заключать договора с ресурсоснабжающими организациями на снабжение коммунальными ресурсами жилых помещений собственников. Расчет между собой вести исходя из показаний индивидуальных приборов учета или по нормативу для физ.лиц. Ресурсоснабжающие организации обязаны заключать с собственниками помещений в МКДомах договора на снабжение помещений собственников коммунальным ресурсом. Ресурсоснабжающая организация обязана по договору с собственником помещения в МКДоме доставить коммунальный ресурс надлежащего качества до стены МКДома и передать его управляющей этим МКДомом организации.
  • Собственники помещений в МКДоме должны иметь право заключать договора с управляющими их домом организациями на исполнение коммунальной услуги по доставке коммунального ресурса должного качества от входа в МКДом до помещения собственника. Расчет за эту услугу входит в состав тарифа «содержание жилья»
  • Собственники помещений в МКДоме должны иметь право заключать договора с управляющими их домом организациями на содержание общего имущества их МКДома и использования коммунального ресурса для содержания общего имущества МКДома. Расчет за коммунальный ресурс для содержания общего имущества МКДома должен вестись исходя из показаний общего домового прибора учета, но не выше норматива на ОДН.
  • Ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор с управляющей МКДомом организацией на снабжение МКДома коммунальным ресурсом надлежащего качества для содержания общего имущества МКДома. Расчет между собой вести исходя из показаний общего домового прибора учета, но не выше норматива на ОДН. В случае, если зафиксированный общим домовым прибором учета объем потребленного в МКДоме коммунального ресурса больше чем объем, предусмотренный в нормативе ОДН, ресурсоснабжающая организация обязана провести проверку состояния общих внутридомовых инженерных сетей в местах общего пользования МКДома и при обнаружении утечек в местах общего пользования выставить объем потерь управляющей организации. А так же ресурсоснабжающая организация имеет право произвести проверку внутри квартирных инженерных сетей и при обнаружении утечек в помещении собственника выставить потери этому собственнику помещения.

 

Руководитель  ЦОК ЖКХ Саратовской области  Н.П. Царёва

Tags:
Нет комментариев

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2024 НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль".

Log in with your credentials

or    

Forgot your details?

Create Account