В первом квартале 2018г. в Астраханский центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» обратился председатель ТСЖ с жалобой о привлечении к административной ответственности (40 000) службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области за не принятие мер по учету образующихся отходов за 2017-2018 год (разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проведению паспортизации образующихся отходов – мусор от бытовых и офисных помещений, смет с территории). Члены астраханского ЦОКа внимательно изучили поступившее обращение и пришли к следующему выводу.
Обязанность по учету образующихся отходов в установленном законодательстве порядке, по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проведению паспортизации образующихся отходов – мусор от бытовых и офисных помещений, смет с территории в установленном законодательстве порядке, возложена на Регионального оператора.
Согласно вышеуказанному договору, ТСЖ определен как потребитель, который обязан обеспечить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Обязанность по ведению учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов силу постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 27.02.2017) “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов” (далее – Правила) возложена на Регионального оператора. ТСЖ не препятствовал ведению учета Региональным оператором образующихся отходов.
Кроме того, п.3 и п.4 Правил закреплено что, Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан представлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением. В целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе.
Также необходимо учитывать, что в процессе деятельности ТСЖ отходы I-V классов опасности не образуются, т.к. отсутствует какое либо производство. Рассматриваемые твердо-коммунальные отходы образуются в процессе жизнедеятельность собственников и жильцов многоквартирного дома. Росприроднадзор в письме от 28.10.2014(“Разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ”) указал следующее: если обязанность составить паспорт на отход I – IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 1 августа 2014 года, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
В связи с вышеизложенным считаем, что данные меры не обоснованны . За разъяснениями астраханский ЦОК по данному вопросу обратился в различные профильные организации и по итогам обращений будет организовано совещание с приглашением всех заинтересованных лиц.