18.07 делегация НП «ЖКХ Контроль» приняла участие в тульском форуме ОП РФ «Сообщество» на тему «Природа и общество: Как достичь гармонии?».
На дискуссии «Отходы Ресурсосбережение Доходы» выступили Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева и председатель комиссии Общественной палаты Хабаровского края, руководитель РЦОК Хабаровского края Владимир Сидоров.
В целом причиной для поднятия экологической темы на Форуме «Сообщество» стала критическая ситуация сложившаяся в системе государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Жители большинства регионов России, считают важнейшей экологической проблемой России мусор и свалки, а утилизацию отходов называют главным направлением деятельности по сохранению окружающей среды. Согласно исследованиям, ущерб от загрязнения окружающей среды, а также ущерб от неправильного обращения с отходами сегодня достигает 6% ВВП страны. Для того чтобы отходы стали приносить доход, вторичные ресурсы необходимо вовлекать в хозяйственные оборот и производственные процессы, для этого необходимо строительство экотехнопарков — высокотехнологичных объектов по переработке отходов.
«Реформы происходят достаточно неоднородно. Пока в 50-ти регионах были выбраны региональные операторы по обращению ТКО. Есть ряд регионов, которые еще не начали этот процесс, и непонятно, начнут ли вообще», — рассказала Светлана Разворотнева.
Она отметила, что при этом многие общественники в регионах жалуются, что территориальные схемы были приняты кулуарно, что процесс выбора регионального оператора происходит непрозрачно и нечестно. «Никому не хочется, чтобы рядом с домом был размещен полигон или мусоросжигающий завод. Только два процента граждан готовы терпеть мусоросжигающий завод, три процента — полигон и 16 процентов граждан могут согласиться с мусороперерабатывающим заводом», — привела цифры Разворотнева.
Общественница указала еще на одну проблему: в рамках «мусорной реформы» плата за вывоз мусора устанавливается по новым правилам. По ее словам, из-за некорректно рассчитанных норм потребления есть случаи многократного увеличения платежа.
Светлана Разворотнева подчеркнула, что в отрасль нужно привлекать инвесторов, которые были бы уверены в том, что их вложения окупятся.
На дискуссии отметили, что для того, чтобы отходы стали приносить доход, вторичные ресурсы необходимо вовлекать в хозяйственные оборот и производственные процессы, а для этого необходимо строительство высокотехнологичных объектов по переработке отходов — экотехнопарков, то есть объектов, куда свозится весь мусор и проходит нужную переработку.
«Давайте вместе подумаем о том, как сделать так, чтобы у нас появились такие объекты», — обратилась к участникам дискуссии ее модератор Альбина Дударева.
По ее словам, пока что выводы неутешительные: «Столько диалогов о мусоре, даже с экранов телевизоров стали говорить об этих проблемах, но объектов как не было, так и нет».
«Но есть надежда, что они появятся: пришло несколько операторов, достаточно сильных и делающих системные шаги», — сказала Дударева.
Опыт Хабаровского края и г.Хабаровска, проекты общественных организаций, практики межсекторного взаимодействия, о которых рассказал Владимир Сидоров, вызвали живой интерес аудитории. «На наш взгляд региональные проекты управления отходами, существующие сегодня в отрасли должны быть проанализированы с целью включения в национальную концепцию лучших практик – недорогих, эффективных, социально адаптированных стратегий обращения с отходами», – предложил он.
Ключевой темой форума стало обсуждение реализации реформы по переходу на новую систему обращения с отходами. В большинстве регионов РФ общественные силы, представители бизнес сообщества, эксперты и представители муниципалитетов выражают серьезную обеспокоенность в связи с огромным количеством недоработок и пробелов в нормативной базе «мусорной реформы».
«Сырые» территориальные схемы, отсутствие господдержки развития дорогостоящей инфраструктуры, отсутствие механизмов стимулирования переработки отходов могут породить серьезное ухудшение санитарно-экологической ситуации, монополизацию отрасли и вытеснение с рынка огромного количества организаций и предприятий – перевозчиков, переработчиков отходов, организаций, реализующих проекты раздельного сбора отходов.